Справочная служба: +7(3812) 300-427

Написать письмо: adm.omb@mail.ru

WhatsApp: +7950 785 57 37

Справочная служба: +7(3812) 300-427

Написать письмо: adm.omb@mail.ru

WhatsApp: +7950 785 57 37

Яндекс.Метрика

Besucherzahler
счетчик посещений


Книжные новинки


Большой литературный сторителлинг


Новые поступления


Комплектуем фонд вместе

  • Колбаба, С. Д. Врачебные тайны : 26 вдохновляющих медицинских случаев, которые заставляют поверить в чудо
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Цветовая схема

Размер шрифта

-A A +A

Наши выступления

Территория новых возможностей: реализация информационно-просветительских проектов омских муниципальных библиотек

Тема конференции: 

Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая 100-летию научной сельскохозяйственной библиотеки ФГБОУ ВО Омский ГАУ, «Роль современной библиотеки в образовательном пространстве»,
24 мая 2018 года, город Омск

Год: 
2018
Город: 
Омск
ФИО: 
Лапина Елена Петровна
Должность: 
ведущий методист отдела информационной деятельности Центральной городской библиотеки, БУК г. Омска «ОМБ»
Текст: 

Сегодня быть компетентным в области компьютерных технологий – важное качество человека, которое помогает справляться с ежедневно меняющимися задачами. Это и информационная грамотность, без которой невозможна полноценная деятельность человека, его осознания себя как индивидуума в информационном обществе, как часть общего технологического и культурного процесса. Обучение навыкам работы на компьютере является весьма актуальной задачей, так как с каждым годом всё больше государственных и социальных услуг принимают электронный вид.

На протяжении ряда лет обучение компьютерной грамотности, содействие социальной адаптации в современной информационно-компьютерной среде омичей пенсионного возраста является одним из приоритетов в деятельности омских муниципальных библиотек.

В 2014 году специалистами отдела информационной деятельности Центральной городской библиотеки нашего Учреждения был разработан информационно-просветительский проект «Компетентный Е-гражданин». Проект предусматривал организацию деятельности по доступу омичей из социально незащищенных групп населения (в первую очередь, пенсионеров) к общественно значимой информации об органах государственной и муниципальной власти, информирование населения о предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также обеспечение доступа граждан к государственным услугам, предоставляемым в электронной форме.

Пенсионеры с готовностью откликнулись на инициативу сотрудников библиотеки. Осенью 2014 года прошли обучение первые 10 человек. Очередь из желающих посетить курсы образовалась на несколько месяцев вперед.

Учитывая популярность данного проекта, в 2015 году было решено привлечь к нему и другие муниципальные библиотеки города.С омичами пожилого возрастастали работать еще 5 библиотек – Центров правовой информации.

В рамках проекта была разработана программа занятий, включающая темы:

  • «Электронное правительство: госуслуги быстро и доступно» (лайф-презентация)
  • «Служба одного окна»
  • «Личный кабинет электронного гражданина»
  • «Талон к врачу»
  • «Пенсионная система в один клик»
  • «Заграничный паспорт нового поколения»
  • «ЗАГС через Интернет»
  • «Электронные платежи: оплата услуг, не выходя из дома»
  • «Как найти работу с помощью Интернета»
  • «Электронные библиотеки и библиотечные онлайн-сервисы»
  • «БезОпасный Интернет» и др.

Дополнительно проводились индивидуальные и групповые консультации по работе с порталом государственных услуг и другими интернет-ресурсами.

Овладев новыми знаниями и навыками, пожилые омичи смогли почувствовать себя более уверенно в развивающемся информационном пространстве. Специалисты библиотек, ощутив позитивное отношение и эмоциональную отдачу слушателей курсов, получили мощный стимул к дальнейшей разработке и реализации актуальных проектов социальной направленности.

В конце 2015 года отдел информационной деятельности стал победителем грантового конкурса, поддержка которого осуществлялась региональным благотворительным фондом «Самарская губерния» на средства, предоставленные АО «Райффайзенбанк». Проект получил название «Цифровой ликбез».Появилась возможность разграничить информационный курс на два этапа: I − начальный этап курса обучения компьютерной грамотности, предполагающий первое знакомство с компьютером, и II этап − когда знания пенсионеров, по их собственной субъективной оценке, позволяли более глубоко погружаться в просторы интернета, а также знакомиться с различными ресурсами, регистрироваться на многочисленных сайтах, предлагающих государственные и социальные услуги. После усвоения курса «Цифрового ликбеза» пенсионеры имели возможность продолжить обучение в рамках проекта «Компетентный е-гражданин».

Среди тем занятий, предусмотренных проектом «Цифровой ликбез»:

  • Основные базовые понятия. Порядок включения/выключения компьютера. Интерфейс рабочего пространства
  • Работа с текстовым редактором
  • Файлы и папки. Операции по созданию, перемещению, удалению объектов
  • Интернет. Работа в Интернет-браузере
  • Поисковые системы в сети Интернет
  • Работа в электронной почте на сайте www.mail.ru
  • Социальные сети. Персональная страница на сайте «Одноклассники».

В процессе реализации проекта сотрудникам библиотек пришлось столкнуться с так называемой заменой понятий. Обычно при наборе «студентов» не проводилось предварительного тестирования для формирования групп, организаторы ориентировались лишь на субъективную оценку пенсионерами своих способностей. Это затрудняло объективную оценку уровня их подготовки. В частности, люди старшего возраста не всегда могут признаться себе и окружающим, что их познания в какой-либо сфере находятся не на самом высоком уровне, либо вообще отсутствуют, поэтому нередко такие люди оказывались в группе II образовательного этапа. Такое положение вещей мешало и самим пенсионерам, и преподавателям, которые были вынуждены уделять максимальное внимание именно этим людям, а не остальным обучающимся. По этой причинечасто процесс обучения оказывался менее продуктивным.

Подобная ситуация могла наблюдаться и в противоположном случае, когда срабатывал так называемый «комплекс отличника» и пенсионеры, имеющие достаточно хороший опыт в работе с компьютером, считали себя абсолютно неподготовленными и записывались на основы компьютерной грамотности. Со временем темы обоих проектов стали дублировать друг друга. Тогда в начале 2017 года сотрудниками отдела информационной деятельности ЦГБ было принято методическое решение объединить образовательные программы. Выбрать популярные темы, подготовить список дополнительных занятий, ориентированный на интересы аудитории и уже не делить «студентов» по уровню подготовленности.В результате подобного решения количество групповых занятий пришлось несколько увеличить: от 10 до 12-18 занятий.

Если говорить о статистике работы в рамках вышеупомянутых проектов, то она следующая: в 2014 году в рамках проекта «Компетентный Е-гражданин» было обучено всего 10 человек, в 2015 году количество выпускников достигло 181. В 2016 году сертификаты получили 133 пенсионера (уменьшение произошло из-за реализации проекта «Цифровой ликбез»). В 2017 году муниципальные библиотеки вручили сертификаты 307 выпускникам.

Данные по реализации проекта «Цифровой ликбез», направленного на обучение основам компьютерной грамотности пожилых людей, представлены двумя годами. В 2016 году – 253 выпускника, в 2017 году по проекту работали только 4 библиотеки, которые вручили сертификаты 117 пенсионерам.

В феврале 2017 года проект «Компетентный Е-гражданин» был представлен на конкурсе социально-значимых просветительских проектов для пожилых людей «Серебряный возраст», организованном благотворительным фондом «Хорошие истории» при поддержке АО «Райффайзенбанк». Он вошел в 30 лучших проектов-победителей конкурса. В ходе реализации проекта в течение года в Центральной городской библиотеке проводились инфокурсы «Электронный гражданин», где слушатели учились создавать личные кабинеты на портале «Госуслуги», пользоваться электронными услугами на сайте Администрации города Омска, оформлять талоны к врачу на сайте «Электронная регистратура», осуществлять интернет-платежи, общаться с помощью социальных сетей и электронной почты с друзьями и родными.

Интересной традицией становится ежегодная организация встреч выпускников курсов. Впервые подобное мероприятие было проведено в октябре 2016 года в форме интеллектуальной игры-квеста под интригующим названием «Шпионские штучки». Для участия в квесте приглашались выпускники курсов «Цифрового ликбеза» и «Компетентного Е-гражданина». Участникам предстояло преодолеть 11 станций, выполняя оригинальные задания, направленные на закрепление знаний, полученных ими на компьютерных курсах.

Каждый из участников получал на руки путеводитель с наименованием 11-ти станций, побывав на которых участники выполняли различные задания, показывающие уровень их компьютерной грамотности. Например, на одной из станций необходимо было разгадать кроссворд, состоящий из терминов, имеющих отношение к ПК и интернету. На других станциях пенсионеры разгадывали ребусы, загадки; из предложенных букв составляли название популярной социальной сети, отправляли письма по электронной почте, находили необходимые адреса и телефоны с помощью различных ресурсов. Участники выполняли задания, получали кодовую цифру и вписывали ее в путеводитель. После прохождения всех 11 станций они возвращались в медиазал библиотеки и сдавали заполненные путеводители организаторам. Далее подводились итоги квеста. Из зафиксированныхв путеводителе 11 цифр составлялся телефонный номер. В случае правильного подбора всех цифр, участник дозванивался до одного из организаторов игры.

Все игроки справились с финальным заданием и почувствовали себя настоящими шпионами. Победителя определила не только правильность выполнения заданий, но и скорость, с которой игрок прошел предложенный маршрут. Кульминацией праздника стало награждение участников квеста: их ожидали награды, дипломы, фотошоу и чаепитие с демонстрацией поздравительных роликов.

Квест прошел в теплой и непринужденной атмосфере. Положительными эмоциями зарядились как игроки, так и сотрудники Центральной городской библиотеки, участвовавшие в организации и проведении мероприятия.

В октябре 2017 году прошел II городской квест среди пожилых людей. На этот раз он назывался «Электронный гражданин: путь в информационное общество». Форма итогового мероприятия осталась прежней – интеллектуальный квест. Предыдущий опыт показал, что в ходе такой игры выпускники компьютерных курсов имеют возможность не только показать свои знания и умения, но активно и с пользой провести досуг, показать свой творческий потенциал.

2018 год в Российской Федерации – объявлен Годом добровольца (волонтера). В связи с этим специалистами отдела информационной деятельности был разработан информационно-просветительский проект «Новые горизонты».  Основное содержание проекта заключается в поэтапном обучении пенсионеров, проживающих в АСУСО «Нежинский геронтологический центр», основам компьютерной грамотности, работе с различными интернет-сервисами, которые необходимы им в жизни.

На подготовительном этапе реализации проекта «Новые горизонты», Нежинским центром был оборудован компьютерный класс: приобретено 4 новых ПК, подведена сеть Интернет. Отличительной особенностью проекта стали выездные занятия сотрудников Центральной городской библиотеки в геронтологическом центре. На сегодняшний день прошли обучение 2 группы проживающих (в количестве 12 человек), которые познакомились с основами работы на ПК, освоили навыки, необходимые для работы с электронными сервисами, научились ориентироваться в глобальной Сети. Новаторским введением стало проведение юрисконсультом нашего учреждения занятий правового лектория, разработанных с учетом интересов проживающих. Действие проекта продлится до конца 2018 года.

Опыт реализации перечисленных проектов показал, что люди старшего поколения с огромным интересом участвуют в мероприятиях, призванных повысить их компетентность в сфере современных информационных технологий. Это значит, что процесс обучения омичей «серебряного возраста» компьютерной грамотности будет только набирать обороты.

«Обучать − значит вдвойне учиться», − считал французский писатель-моралист Жозеф Жубер, живший на рубеже 18-19 веков. Обучая старшее поколение, мы стремимся расширить библиотечное пространство, приобретаем новые знания и сами многому учимся у наших учеников.

 

Омские библиотеки меняются: новые пространственные и содержательные решения

Тема конференции: 

Всероссийский библиотечный конгресс: XXIII Ежегодная Конференция Российской библиотечной ассоциации,
12-18 мая 2018 года, города Суздаль – Владимир

Год: 
2018
Город: 
Суздаль – Владимир
ФИО: 
Чернявская Наталья Леонидовна
Должность: 
директор БУК г. Омска «Омские муниципальные библиотеки»
Текст: 

В тот момент, когда ты, как руководитель понимаешь, что финансовое обеспечение учреждения остается стабильно низким, а вернее – даже дефицитным, желание что-то изменить, сделать шаг в развитии только усиливается. Внутри растёт упорное чувство авантюризма. Особенно на фоне тех перемен, которые происходят в других городах, не только столичных. Мы радуемся за коллег, за то, что их программы поддерживаются на уровне муниципалитетов, финансируются и пробуем искать альтернативные способы модернизации омских библиотек. Жизнь ведь измеряется не количеством прожитых дней, а событиями, которыми она наполнена. В непростой для нас период (в течение последних 2-х лет) удалось кардинально изменить 4 библиотеки в городе, создав в них совершенно разную, особую среду. Ведь горожанам гораздо интереснее посещать не типовые, а разные библиотеки, в каждой из которых созданы свой стиль, своя энергетика, свои образы и настроение. Библиотечная среда должна соответствовать современной эстетике жизни, учитывать меняющиеся требования жителей. Представлю вам несколько новых пространственных и смысловых решений по изменению муниципальных библиотек.

Проект «300 квадратов новой жизни» – по переформатированию Компьютерной библиотеки в Молодёжную был для меня первым, можно сказать авантюрным проектом. Потому что начинали просто с идеи, с нуля… В результате в Омске появилась первая Молодёжная библиотека. Это первый эксперимент по консолидации внебюджетных средств и партнёрской поддержки. Первый опыт самостоятельно проведённой модернизации. Было непросто, но поскольку работали командой: моделировали, обсуждали, спорили, проектировали пространство, продумывали структуру библиотеки, вели переговоры с руководителями предприятий города о возможности включения их в проект, писали грантовые заявки, организовывали акцию «Книги от известных омичей» и пр. – цели мы достигли. Общий бюджет проекта в итоге составил около одного миллиона рублей. Дизайн-проект разработан и во многом воплощён штатным специалистом отдела дизайна.

Процесс был сложным, достаточно длительным, но результатом, по-моему, довольны все: и мы, потому что сумели создать современную библиотеку, и молодёжь, потому что в её распоряжении появилась комфортное пространство с авторским дизайном и открытым доступом к книгам, которое вполне можно рассматривать и как альтернативу офису и коворкингу – своё место, своя среда.

Конечно, в миллионом городе есть разные молодёжные пространства – лофты, кофейни, коворкинги и пр., но библиотечного – не было. Посмотрим, что получилось «Молодёжная библиотека «Квартал 5/1»:видеорепортаж» 

Реакцию молодёжи города отслеживаем по тому, что сегодня происходит в Молодёжке, как мы её неформально называем. Здесь часто бывает шумно и весело. Собираются молодые люди, которые готовы создавать и воплощать в жизнь креативные проекты, придумывать и творить. Много говорят о книгах, смотрят и обсуждают фильмы. Работают литературные и игровые клубы, экспериментальный театр, языковые курсы, проводятся бесплатные тренинги, лекции и мастер-классы, организуются ламповые вечера и квартирники. Мероприятий, объединяющих «жителей Квартала», сегодня много. Библиотека естественно сразу перешла на другой график работы, что даёт возможность студенческой и работающей молодёжи собираться в удобное вечернее время.

С момента открытия прошло полтора года, и мы понимаем, что это было правильным и своевременным решением. Действительно, библиотека «задышала» иначе. В три раза увеличилось число читателей в возрастном диапазоне 15-30 лет. И это радует. Значит – всё не зря...

А Год экологии в Омске мы открыли презентацией нового имени одной из детских библиотек. И это опять вариант ребрендинга по той же схеме – за счёт партнёров и средств учреждения. Общий бюджет проекта не такой уж и большой – 700 тыс. руб., но их тоже нужно было найти, чтобы выполнить все работы и реализовать саму идею. Это тот случай, когда получилось создать совершенно особую, удивительно атмосферную среду для детей. Вероятно, удивит тот факт, что имя известного детского писателя-анималиста Веры Васильевны Чаплиной теперь носит библиотека не в Москве, где она жила и работала, а в далёкой Сибири, в Омске. 

Дело в том, что в течение нескольких лет длилась виртуальная дружба сообщества омских библиотек в Живом Журнале и блога «Архив Веры Чаплиной». После ряда масштабных читательских акций по творчеству автора, прошедших в Омске, от потомков поступило предложение присвоить имя Веры Чаплиной одной из омских библиотек. В свою очередь, они были готовы передать в фонд этой библиотеки уникальные архивных материалы. Департамент культуры идею поддержал, мы оперативно разработали проект «Детская библиотека имени Веры Чаплиной – новый объект на библиотечной карте Омска». Для реорганизации была выбрана одна из детских библиотек города.

Запуск проекта осуществлялся быстро: ремонт начали на внебюджетные средства, параллельно приходили посылки с дарами из Москвы. Была передана целая коллекция экспонатов (более 250-ти единиц). Книги с автографами известных художников, писателей, переводчиков из личной библиотеки Веры Васильевны, рукописи, фотографии, письма читателей 30-70-х годов, личная пишущая машинка и т.д.

Это позволило организовать полноценный экспозиционный комплекс и теперь у омичей есть возможность познакомиться с обширной биографической экспозицией о Вере Чаплиной. Библиотека оформлена по авторскому дизайн-проекту. В основе оформления очень привлекательная, на наш взгляд, идея: едва открыв дверь библиотеки, дети и взрослые оказываются в зоопарке. Предлагаю посмотреть короткое видео с презентации библиотеки «Детская библиотека им. Веры Чаплиной: видеопрезентация» 

Совсем недавно, в апреле, в 110-й день рождения Веры Васильевны в Омске прошла городская читательская конференция, которая собрала большое количество участников, что подтверждает высокий интерес к творчеству автора. В библиотеке активно работает Школа юного экскурсовода.

Перед Новым годом, в декабре 2017, состоялась сдача ещё одного объекта – детской библиотеки им. А.С. Пушкина, старейшей и самой крупной детской библиотеки в Омске. Такой подарок сделал омский нефтеперабатывающий завод в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». Переговоры велись два года, не с первой попытки нам удалось попасть в число инвестиционных проектов компании. Библиотека большая – 1200 кв. метров, поэтому и затраты требовались значительные. Было принято решение о работах в два этапа. Сегодня завершён первый этап реконструкции, в полном объёме проведены работы, связанные с жизнеобеспечением библиотеки – заменена системы отопления и вентиляции, электрика, обновлена половина помещений библиотеки по фасадной линии, отремонтирован фасад. Библиотека расположена на магистрали и теперь её светящуюся вывеску видно даже в ночи. Сумма, затраченная на модернизацию, составила 7,5 млн. рублей.

Отличительный почерк компании «Газпром-нефть» – ответственность, качество и скорость. Огромный объём работ был освоен всего за несколько месяцев, с июля по октябрь. Читатели с нетерпением ждали этих перемен. За время ремонта они пережили целую гамму чувств: от паники, что «Пушкинку» закроют, когда демонтировали старую вывеску и фасад до радостного нетерпения: «Когда можно будет снова войти в её двери?»

Концепция нового пространства библиотеки создавалась с участием читателей и творческой молодёжи города. Желания читателей и предложения молодых архитекторов и художников были учтены при разработке дизайн-проекта. В результате его воплощения библиотека обрела свой собственный узнаваемый стиль, главными элементами которого стали пушкинский цилиндр и его летящий росчерк. В основе концепции – лёгкий и современный стиль клуба, пространства по интересам, залов для чтения и творчества. Кардинально изменилась среда, уровень комфорта и возможностей в детской библиотеке. Предлагаю посмотреть ролик «Детская библиотека им. А.С. Пушкина: видеопрезентация» 

Безусловно, библиотека получила новый импульс к развитию, её жизнь стала ещё более насыщенной и динамичной.

Руководство компании Гапром-нефть на презентации библиотеки после ремонта и в СМК озвучило намерение в следующем году профинансировать второй этап реконструкции, отремонтировать и оснастить остальные помещения библиотеки. Считаю это ярким подтверждением политики социально ответственного бизнеса. В данный момент строительная бригада приступила к работам, завершение ожидается к началу нового учебного года. В библиотеке появится технологичный комфортный конференц-зал, Пушкинский зал, Музей детской книги, будут отремонтированы все хранилища (документный фонд 115 тыс. экз.).

В Неделю детской книги в марте этого года в Омске распахнула двери для читателей ещё одна обновленная небольшая детская библиотека им. А.П. Гайдара. Ремонт продолжался длительно, т.к. работы производились поэтапно, в зависимости от того, сколько средств удавалось привлечь. При этом библиотека не закрывалась, всё это время она работала для читателей.

Библиотека после ремонта превратилась в стилизованный островок советского детства. Авторский дизайн-проект позволил воссоздать неповторимую «гайдаровскую» атмосферу. Во всех помещениях присутствуют атрибуты советской эпохи – самолёты, инсталляция со штурвалом из повести Гайдара «Тимур и его команда». Интерьер дополняют современные светлые стеллажи, яркие дизайнерские воплощения гайдаровских героев и атрибутика пионерских времён.

Весь фонд библиотеки – более 20 тысяч экземпляров – представлен в открытом доступе. Структура включает три компактных зала: абонемент для детей и подростков, абонемент для взрослых, зал справочной и познавательной литературы.

Контраст между тем, какой была библиотека и какой стала, разительный. Предлагаю посмотреть на результат «Детская библиотека им А.П. Гайдара» 

Сеть омских муниципальных библиотек большая – 41 единица. И многие их них ещё нуждаются в качественном обновлении. Поэтому мы будем и дальше придерживаться политики планомерной модернизации: делать то, что в наших силах: писать гранты, искать партнёров, инвесторов, пробовать зарабатывать самостоятельно. И всё же меняться, стремиться, чтобы библиотеки были разными, чтобы у каждой была своя ниша в культурной инфраструктуре города.

За последние несколько лет приложено немало усилий, чтобы продемонстрировать Администрации города потенциал муниципальных библиотек и степень их социальной полезности для омичей.

Сегодня наш город стоит на пороге позитивных перемен, прошло 100 дней с назначения нового Мэра. Прорабатываются вопросы развития комфортной городской среды, качества дорог, образования, медицинского обслуживания. Очень надеюсь, что в Омске будет больше возможностей и для создания новой среды для чтения и общения в библиотеках, для развития и просвещения горожан. Ну а мы, в меру своих сил и ресурсных возможностей будем делать все, чтобы Омск был просвещённым городом. Спасибо!

Муниципальная библиотека и дошкольное образовательное учреждение: проектное сотрудничество в области детского чтения

Тема конференции: 

Круглый стол «Книга и чтение в культурном пространстве Омска и Омской области»,
26 апреля 2018 года

Год: 
2018
Город: 
Омска
ФИО: 
Семененко Наталья Викторовна
Должность: 
ведущий методист отдела организационно-методической работы Центральной городской библиотеки, БУК г. Омска «ОМБ»
Текст: 

Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве. И чем раньше проявляется интерес к чтению, тем глубже формируется читатель, творческая личность, а в дальнейшем – человек с высоким интеллектуальным уровнем.

Можно смело утверждать, что муниципальные библиотеки Омска с дошкольными учреждениями  города сотрудничали всегда. Детские библиотеки проводят для будущих своих читателей из дошкольных учреждений ознакомительные экскурсии по библиотеке, громкие чтения, познавательные занятия, познавательно-развлекательные игры и праздники в своих стенах. Сначала мероприятия проводились по договорённости, потом, в рамках совместного плана работы или локальной программы, разработанной конкретной библиотекой по определенному тематическому направлению.

С 2009 года это сотрудничество окрепло и переросло в планомерную проектную деятельность. За этот период реализована целая серия культурно-просветительских проектов, ориентированных на дошкольников и их родителей.Количество и состав участников этих проектов не был постоянным.  Сказывались различные социально-экономические факторы: закрытие детских садов и библиотек, появление частных детских садов, работающих по своим планам и направлениям, либо перепрофилирование уже имеющихся детских садов в специализированные адаптивные детсады,  сотрудничество с которыми у муниципальных библиотек прерывалось и др.

Задачи и содержание проектов тоже менялись, корректировалось по тематическим направлениям, исходя из запросов и пожеланий дошкольных образовательных учреждений и студий раннего развития детей.

Так, в культурно-просветительском проекте «Книжный мир для малышей», реализованном в 2009-2011годах, было больше мероприятий, направленных на литературное просвещение.

Из форм работы, помимо обычных презентаций  книжных  выставок,   обзоров новых книг для родителей и детей, родительских собраний, посвященных кругу чтения дошкольника, литературно-творческих и прикладных занятий, проводились театрализованные игровые программы, кукольные спектакли  и театральные постановки по мотивам сказок, литературные праздники, театрализованные презентации детских книг, а также встречи с омскими авторами: Вероникой Шелленберг и ТатьянойАндринской.

Красочным завершением проекта «Книжный мир для малышей» стал праздник для детей из школы-интерната № 4, подготовленный в рамках благотворительной акции «Цветик-семицветик в подарок другу». На него в детскую библиотеку им. А.С. Пушкина приехали представители от библиотек, участвующих в реализации этого проекта, со своими  творческими номерами и  новогодними подарками-сувенирами,  сделанными руками дошкольников и их воспитателей, а также с игрушками, собранными для малышей из детских домов.

 Ещё в рамках проекта  было проведено социологическое исследование «Домашнее чтение дошкольника и библиотека».  Оно позволило определить круг наиболее популярных авторов и составить список любимых произведений дошкольников 4-6 лет, узнать, насколько хорошо родители знают современную детскую литературу, следят за её новинками, какие периодические издания, помогающие воспитывать детей, покупают или берут для чтения в библиотеке. В соответствии с результатами анкетирования для специалистов библиотек было организовано 7 информационных семинаров: «Психология дошкольника и игровые приёмы на библиотечных массовых мероприятиях», «Современные методики литературного развития дошкольников» и др.Материалы семинаров специалисты библиотек использовали в своей работе по проекту, рекламируя юным читателям, их родителям и воспитателям детских садов новинки современной детской литературы, поступающей в фонды муниципальных библиотек.

В рамках проекта сотрудники библиотек издавали рекламную продукцию: буклеты о проекте, памятки для родителей: «Когда начинать   читать ребёнку детские книжки?», «Организация чтения дома», «Шпаргалка для мамы» и другие,  тематические рекомендательные списки: «Почитаем перед сном», «Скоро в школу», «Рождественские чтения для всей семьи»,  «Хотим всё знать: познавательные книжки для дошкольников и их родителей» и другие.

В 2013 году появился новый проект «Книги века для маленького человека». Мероприятия для дошкольников, их родителей и воспитателей проходили в рамках двух тематических циклов: «Литература для дошкольников: век XX, XXI» и «Новому времени – новые книжки».

В этом проекте нашим партнёром помимо детских садов стал Омский государственный театр куклы, актёра и маски «Арлекин».  В рамках этого проекта была организована акция «Книга зовёт нас в театр».

Два раза в год весной и осенью дошкольники вместе с родителями и воспитателями приходили в театр, где их ждала встреча с книгой и экскурсия по музею и зимнему саду театра.

Финальным мероприятием этого проекта стал фестиваль детской книги, на котором дошкольникам были представлены самые популярные книги отечественных и зарубежных детских авторов, поступившие в фонды муниципальных библиотек. Фестиваль проходил в детской библиотеки им. И.А. Крылова. На суд юных читателей библиотеки-участницы проекта представили свои слайд-презентации и ролики по книгам современных авторов и авторов прошлого века. Несмотря на то, что этот проект длился только год, участники проекта провели 210 массовых мероприятий, которые посетило более 5 тысяч человек.

Для библиотекарей, участвующих в этом проекте прошло три семинара по современной детской литературе. Благодаря этому они смогли познакомить дошкольников с творчеством современных авторов: Натальи Кнушевицкой, Татьяны Боковой, Женевьевой Юрье, переизданиями книг Беатрис Поттер. В этот год на первом канале телевидения показали художественный фильм о Б. Поттер, а в интернете можно было найти мультфильмы по её книгам. Ролик-нарезку из художественного  фильма  о писательнице  показывали  детям на мероприятиях. Книги этих авторов  и сейчас очень популярны у читателей.

Ещё один проект 2013 года «Дошколёнок Почемучка» возник на волне изменений в годовых планах работы наших партнёров - дошкольных образовательных учреждений.  Требовалось уделить внимание  не только новой художественной литературе, но и познавательной.

В одном из разделов проекта появился цикл познавательных мероприятий «Сто тысяч «Почему». Как и все мероприятия этого проекта, они начинались со слова «Почему»: «Почему наша планета «зелёная»?»: мероприятия экологической тематики; «Почему на красный свет всем машинам хода нет?»: познавательно-игровые занятия по правилам дорожного  движения; «Почему есть правила хорошего тона для детского сада и дома?»: интегрированные занятия по этике и этикету и так далее.

На встречах в Омском государственном театре куклы, актера и маски «Арлекин» дошкольники познакомились с познавательными книгами о кукольном театре и куклах и посмотрели, как ими управляет кукловод. В библиотечном мероприятии по изучению правил поведения пешехода и пассажира городского транспорта вместе с  литературным персонажем  домовенком Кузей участвовала артистка театра Н.Н. Исаева, представлявшая жительницу театра Арлекинию.

Цикл методических семинаров для библиотекарей к этому проекту позволил познакомиться с современными серийными изданиями издательства «Махаон» (серия «Малышам о хорошем»), издательства «Фома» (серия «Настя и Никита»).  Эти книги пользуются большим спросом юных почемучек.

Информационно-просветительский проект «Библиотека для растущего человека» начался  в  2014 году, и  закончится в 2018 году, он  включил в себя все направления работы, которые уже были в предшествующих проектах.

Сохранилось направления, где  библиотеки знакомят наших дошкольников с  произведениями  литературы прошлого  и нынешнего века, новыми книжными сериями художественной и познавательной литературы для дошкольников, презентациями новых книг современных авторов.

В уже традиционной и ежегодной  акции  муниципальных библиотек и Омского государственного театра куклы, актера и маски «Арлекин»  «Новые книги на встречах в театре» прошли: встречи-знакомства с книгами Елены Касьян и  популярным художником – иллюстратором Викторией Кирдий,с  книгами Тамары Крюковой,Натальи  Абрамцевой, Галины Дядиной,Ольги Колпаковой, познавательными книгами  издательства «АСТ» из  серий «Почемучкины книжки» и «100 умных книжек для малышей и малышек», а также встреча «Гора самоцветов» по сказкам народов России. Информацию об этих мероприятиях можно найти на сайте муниципальных библиотек, на сайте театра и его страничке «Арлекин ВКонтакте».

В ходе реализации проекта библиотеки проводили экспресс-опросы родителей дошкольников, воспитателей детских садов, с целью выявления: круга семейного чтения дошкольника, интереса детей, их родителей, воспитателей к творчеству современных авторов, а также роли компьютера в жизни малыша.  Это позволяло скорректировать тематический диапазон проводимых библиотекой мероприятий для дошкольников и их родителей,  наметить новые темы для семинаров.

Чтобы целенаправленно и всесторонне знакомить библиотечных специалистов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной школы с современными детскими авторами, методический отдел Центральной городской библиотеки выпускает серию методических пособий «Современные писатели – детям». На сегодняшний день выпущено 4 издания: по творчеству Наринэ Юрьевны Абгарян, по творчеству Татьяны Викторовны Боковой, по творчеству Галины Сергеевны Дядиной и по творчеству Натальи КорнельевныАбрамцевой. Каждое пособие содержит не только биографическую и библиографическую информацию о писателе, но и знакомит с произведениями автора, предоставляет разработки мероприятий по книгам.

Муниципальные библиотеки сегодня занимают активную позицию по привлечению к чтению дошкольника и его родителей. В марте этого года стартовал  развивающий проект «Рюкзачок для Почемучки». В нём участвуют 37 муниципальных библиотек и 35 детских садов, две студии детского прикладного творчества «Акварель» и «Гармония» и студия раннего развития «Дошколёнок».

Цель проекта проста: привлечение к чтению семей дошкольников, содействие формированию устойчивой потребности в общении с книгой; информирование взрослых о многообразии современной детской литературы. Механизм реализации тоже прост. Сформированные библиотеками рюкзачки из 7-ми художественных и познавательных книг, передаются в группы детского сада. Каждый малыш группы получает такой рюкзачок на неделю для чтения дома. Через неделю рюкзачок предаётся для чтения в другую семью. Ознакомившись с книгами,  ребятам предлагается сделать поделку или нарисовать рисунок по самой интересной книге из рюкзачка, а родителям оставить отзыв о проекте и о  впечатлениях ребёнка при чтении книг. Всего в рамках проекта по семьям дошкольников уже путешествует 68 рюкзачков.

Все книгирюкзачков подобраны в соответствии с возрастом малышей и их интересов.  Проект продлится год, и завершиться праздником юных почемучек в детских садах и библиотеках в Неделю детской и юношеской книги 2019 года.  Думаем, что и этот проект для дошкольников найдет своё новое продолжение и юных читателей в наших библиотеках будет больше.

Книги из библиотечных рюкзачков лишь первый шаг в семью дошкольника, первая помощь и подсказка с выбором интересной детской литературы.  Библиотеки надеются, что  их реализованные  проекты  привлекут семьи дошкольников для  частых посещений библиотеки и не только на мероприятия в рамках новых проектовc нашими партнёрами, но и для личных консультаций по чтению литературы в помощь воспитанию, развитию, чтению детей. Муниципальные библиотеки способны стать местом интеллектуального и семейного досуга дошкольников и родителей, готовы к регулярной работе с семьями дошкольников в рамках клубной и кружковой деятельности.

«ЛитРес: Библиотека». Путь омских муниципальных библиотек к электронной книге

Тема конференции: 

Семинар-практикум для специалистов муниципальных библиотек Омской области «Электронные ресурсы библиотек: формирование и использование»,
25 апреля 2018 года, город Омск

Год: 
2018
ФИО: 
Свердлова Светлана Владимировна
Должность: 
главный библиограф отдела библиотечных фондов Центральной городской библиотеки, БУК г. Омска «ОМБ»
Текст: 

Необходимость получать большие объёмы информации в любом месте и в любое время предоставляет нам выбор: носить с собой несколько бумажных книг либо читать на телефоне или планшете. Чтобы соответствовать образу жизни своего читателя и быть востребованной им, библиотека должна располагать самой современной и интересной литературой в любом формате. Одним из важнейших направлений развития и модернизации библиотек стало расширение и совершенствование электронных фондов.

В идеале нам всем хотелось бы, чтобы любые книжные новинки вставали на полки библиотек сразу после появления в магазинах. Но, в реальности, бумажные книги добираются до библиотек с большим опозданием, что лишает читателей возможности быть в курсе литературных новостей.

Участие в онлайн-проекте «ЛитРес: Библиотека» крупнейшего в России сервиса (интернет-магазина) лицензионных аудио- и электронных книг «ЛитРес» дает возможность приобретать новинки современной литературы практически одновременно с запуском продаж бумажных книг.

Сейчас «ЛитРес: Библиотека» – это самый большой библиотечный каталог современной литературы в электронном формате. Здесь представлено более 250000 электронных и аудиокниг, среди которых – актуальные бестселлеры и классика, а также произведения на иностранных языках.

Большую часть каталога составляют художественная литература, отечественная и зарубежная современная проза. На втором месте учебники и справочная литература. Книги по науке и образованию занимают 15% каталога (в основном это учебники для вузов, а также справочники, методические пособия и руководства по различным областям знания). Бизнес-литература представлена лучшими электронными книгами по маркетингу и развитию бизнеса, бухгалтерии и праву, саморазвитию и мотивации.

Читателям библиотек доступны электронные копии классических произведений отечественной и зарубежной литературы: от древнегреческих текстов до поэзии Серебряного века. Классику можно выдавать в любом количестве, включение этих книг в электронный фонд бесплатно для библиотек.

История проекта «ЛитРес: Библиотека» началась в 2013 г. Тогда не существовало ни удобных приложений для чтения на разных устройствах, ни интерфейса, позволяющего легко и быстро выдавать читателям книги. Была лишь идея, которую подсказала одна из дружественных библиотек. К середине 2013-го был полностью готов функционал для работы с библиотеками и выдачи электронных книг. В числе первых к нему подключились Российская государственная библиотека для молодёжи (инициатор проекта), Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского г. Санкт-Петербурга и Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара г. Москвы.

На сегодняшний день в онлайн-проекте участвуют более 2000 библиотек по всей стране. Впечатляет география проекта: от Калининграда до Сахалина, от Мурманска до Севастополя.

«Омские муниципальные библиотеки» подключились к «ЛитРес: Библиотеке» в ноябре 2015 года. Изучив опыт работы с электронным контентом коллег из других городов, освещавшейся в профессиональных средствах массовой информации, мы заинтересовались предлагаемой сервисом возможностью комплектования фондов библиотек по запросам читателей.

Первым шагом на пути к сотрудничеству стала заявка на предоставление тестового доступа к системе «ЛитРес: Библиотека». На счёт мобильной библиотеки было автоматически зачислено 500 рублей для пробной закупки книг и выдачи их читателям. (Узнать подробнее, как стать участником онлайн-проекта, можно на сайте biblio.litres.ru в разделе Компания – Библиотекам).

В 2016 году БУК г. Омска «ОМБ» заключило с компанией «ЛитРес» договор на оказание услуг на сумму 68000 рублей (обязательная минимальная сумма на год).

Первыми пользователями «ЛитРес: Библиотеки» стали сотрудники и читатели Центральной городской библиотеки.

В начале пути, своей главной целью в работе с «ЛитРес: Библиотекой» мы ставили привлечение новых читателей в муниципальные библиотеки. Для ее реализации были подготовлены рекламные материалы: флаеры, буклеты, стендовые листовки, презентации. На все масштабные городские мероприятия с участием библиотек, мы выходили с акцией «Стань читателем библиотеки и читай электронные книги бесплатно». Всем омичам, желающим читать электронные книги, раздавались временные логины и пароли для входа в «ЛитРес: Библиотеку» и предоставлялась возможность читать онлайн на домашнем компьютере или скачать на мобильное устройство (планшет, смартфон и т.п.) 5 электронных книг на 14 дней.

Новая услуга омских муниципальных библиотек по доступу к электронной библиотеке в 2016 году показала высокую востребованность среди городского населения, читателей библиотек.

К концу 2016 года уже 12 библиотек БУК г. Омска «ОМБ» использовали удаленный сетевой ресурс в обслуживании читателей, в 2017-ом  – 19, а с 2018 года пользователи всех омских муниципальных библиотек активно читают электронные книги и слушают аудиокниги «ЛитРес: Библиотеки».

Сотрудники библиотек применяют все возможные наглядные и устные формы работы с читателями для популяризации онлайн-библиотеки. В информационных зонах на стендах размещены листовки, на экранах демонстрируется рекламный ролик. С поисковыми возможностями «ЛитРес: Библиотеки» юные читатели знакомятся во время экскурсий по библиотеке, на библиотечных уроках, пользователи почтенного возраста осваивают технологии скачивания и чтения электронных книг, прослушивания аудиокниг на компьютерных курсах.

За 2 года выдано более 1300 читательских билетов «ЛитРес: Библиотеки».

 

Динамика:

Год

Списание средств

Средняя стоимость книги

Покупки книг (экз.)

Книговыдача

Посещения

2016

68021,8

168,32

404

943

2621

2017

149994,07

181,37

827

1746

6610

2018

(янв.-апр.)

120572,68

 

203,32

593

1850

7917

 

 

Кто они – читатели электронных книг в городе Омске?

Из общего количества читателей «ЛитРес: Библиотеки»:

81% - женщины, 19% - мужчины; из них:

- в возрасте до 14 лет – 6%;

- 15-30 лет – 28%;

- 31-55 – 46%;

- старше 56 лет – 20%.

Самому младшему читателю – 7 лет, самому старшему – 81 год.

Книжный фонд мобильной библиотеки, сформированный по запросам пользователей, на сегодняшний день включает 1730 электронных книг, 94 аудиокниги. И наглядно демонстрирует жанровые предпочтения читателей:

- Фантастика, фэнтези – 25%;

- Любовные романы – 20%;

- Детективы – 17%;

- Практическая психология, эзотерика  – 15%;

- Классическая (русская и зарубежная) литература – 6%;

- Биографии, мемуары – 5%;

- Бизнес-литература – 5%

- Детская литература – 8%;

- Учебная литература – 4%

Электронные книги и аудиокниги доступны каждому читателю омских муниципальных библиотек. Логин и пароль для входа в «ЛитРес: Библиотеку» можно получить непосредственно при посещении Центральной городской библиотеки или Молодежной библиотеки «Квартал 5/1», а также посредством формы запроса логина/пароля, размещенной на сайте омских муниципальных библиотек в разделе Ресурсы – Литрес: Библиотека. Пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут получить логин/пароль, заполнив анкету в группе «Про чтение в Омске».

Интерфейс «ЛитРес: Библиотеки» достаточно прост и удобен.

Библиотекарям несложно разобраться в механизме выдачи книг, так как все разделы и кнопки понятны. Читателям же легко пользоваться сервисом благодаря привычной схеме работы с библиотечной книгой, интересному, большому каталогу и удобному поиску.

Внешний вид сайта имеет два варианта: «Библиотекарь» и «Читатель». Библиотекарю доступен более широкий функционал. Здесь есть возможность работать онлайн в электронном библиотечном фонде, покупать книги и выдавать читателям. Личный кабинет также имеет расширенные возможности.

Один из важных разделов – статистика. Администратор библиотеки может оценить все операции, выполненные в отношении конкретной книги (запрос, выдача, отказ, возврат).

Методические рекомендации по заполнению отчета 6НК в части учета электронного ресурса «ЛитРес: Библиотека», разработанные компанией «ЛитРес» совместно с Российской национальной библиотекой,  можно найти в разделе Компания – Новости.

Для читателя сервис выглядит намного проще. Здесь можно найти любую интересную книгу, получить о ней всю информацию, почитать отзывы. Определившись с выбором, читатель может самостоятельно (в любой день недели и в любое время суток) взять книгу из фонда библиотеки. Книга появляется и автоматически синхронизируется на всех устройствах читателя. По истечении срока выдачи (14 дней) книга автоматически удаляется со всех устройств. Читатель может оставить отзыв о прочитанной книге, чтобы следующему пользователю было проще сделать выбор.

Для омских муниципальных библиотек участие в проекте «ЛитРес: Библиотека», на сегодняшний день, это возможность комплектования фонда с учетом читательских потребностей, а также, предоставления удаленного доступа к произведениям литературы в удобное для пользователей время.

Страницы