Муниципальная библиотека и дошкольное образовательное учреждение: проектное сотрудничество в области детского чтения
Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве. И чем раньше проявляется интерес к чтению, тем глубже формируется читатель, творческая личность, а в дальнейшем – человек с высоким интеллектуальным уровнем.
Можно смело утверждать, что муниципальные библиотеки Омска с дошкольными учреждениями города сотрудничали всегда. Детские библиотеки проводят для будущих своих читателей из дошкольных учреждений ознакомительные экскурсии по библиотеке, громкие чтения, познавательные занятия, познавательно-развлекательные игры и праздники в своих стенах. Сначала мероприятия проводились по договорённости, потом, в рамках совместного плана работы или локальной программы, разработанной конкретной библиотекой по определенному тематическому направлению.
С 2009 года это сотрудничество окрепло и переросло в планомерную проектную деятельность. За этот период реализована целая серия культурно-просветительских проектов, ориентированных на дошкольников и их родителей.Количество и состав участников этих проектов не был постоянным. Сказывались различные социально-экономические факторы: закрытие детских садов и библиотек, появление частных детских садов, работающих по своим планам и направлениям, либо перепрофилирование уже имеющихся детских садов в специализированные адаптивные детсады, сотрудничество с которыми у муниципальных библиотек прерывалось и др.
Задачи и содержание проектов тоже менялись, корректировалось по тематическим направлениям, исходя из запросов и пожеланий дошкольных образовательных учреждений и студий раннего развития детей.
Так, в культурно-просветительском проекте «Книжный мир для малышей», реализованном в 2009-2011годах, было больше мероприятий, направленных на литературное просвещение.
Из форм работы, помимо обычных презентаций книжных выставок, обзоров новых книг для родителей и детей, родительских собраний, посвященных кругу чтения дошкольника, литературно-творческих и прикладных занятий, проводились театрализованные игровые программы, кукольные спектакли и театральные постановки по мотивам сказок, литературные праздники, театрализованные презентации детских книг, а также встречи с омскими авторами: Вероникой Шелленберг и ТатьянойАндринской.
Красочным завершением проекта «Книжный мир для малышей» стал праздник для детей из школы-интерната № 4, подготовленный в рамках благотворительной акции «Цветик-семицветик в подарок другу». На него в детскую библиотеку им. А.С. Пушкина приехали представители от библиотек, участвующих в реализации этого проекта, со своими творческими номерами и новогодними подарками-сувенирами, сделанными руками дошкольников и их воспитателей, а также с игрушками, собранными для малышей из детских домов.
Ещё в рамках проекта было проведено социологическое исследование «Домашнее чтение дошкольника и библиотека». Оно позволило определить круг наиболее популярных авторов и составить список любимых произведений дошкольников 4-6 лет, узнать, насколько хорошо родители знают современную детскую литературу, следят за её новинками, какие периодические издания, помогающие воспитывать детей, покупают или берут для чтения в библиотеке. В соответствии с результатами анкетирования для специалистов библиотек было организовано 7 информационных семинаров: «Психология дошкольника и игровые приёмы на библиотечных массовых мероприятиях», «Современные методики литературного развития дошкольников» и др.Материалы семинаров специалисты библиотек использовали в своей работе по проекту, рекламируя юным читателям, их родителям и воспитателям детских садов новинки современной детской литературы, поступающей в фонды муниципальных библиотек.
В рамках проекта сотрудники библиотек издавали рекламную продукцию: буклеты о проекте, памятки для родителей: «Когда начинать читать ребёнку детские книжки?», «Организация чтения дома», «Шпаргалка для мамы» и другие, тематические рекомендательные списки: «Почитаем перед сном», «Скоро в школу», «Рождественские чтения для всей семьи», «Хотим всё знать: познавательные книжки для дошкольников и их родителей» и другие.
В 2013 году появился новый проект «Книги века для маленького человека». Мероприятия для дошкольников, их родителей и воспитателей проходили в рамках двух тематических циклов: «Литература для дошкольников: век XX, XXI» и «Новому времени – новые книжки».
В этом проекте нашим партнёром помимо детских садов стал Омский государственный театр куклы, актёра и маски «Арлекин». В рамках этого проекта была организована акция «Книга зовёт нас в театр».
Два раза в год весной и осенью дошкольники вместе с родителями и воспитателями приходили в театр, где их ждала встреча с книгой и экскурсия по музею и зимнему саду театра.
Финальным мероприятием этого проекта стал фестиваль детской книги, на котором дошкольникам были представлены самые популярные книги отечественных и зарубежных детских авторов, поступившие в фонды муниципальных библиотек. Фестиваль проходил в детской библиотеки им. И.А. Крылова. На суд юных читателей библиотеки-участницы проекта представили свои слайд-презентации и ролики по книгам современных авторов и авторов прошлого века. Несмотря на то, что этот проект длился только год, участники проекта провели 210 массовых мероприятий, которые посетило более 5 тысяч человек.
Для библиотекарей, участвующих в этом проекте прошло три семинара по современной детской литературе. Благодаря этому они смогли познакомить дошкольников с творчеством современных авторов: Натальи Кнушевицкой, Татьяны Боковой, Женевьевой Юрье, переизданиями книг Беатрис Поттер. В этот год на первом канале телевидения показали художественный фильм о Б. Поттер, а в интернете можно было найти мультфильмы по её книгам. Ролик-нарезку из художественного фильма о писательнице показывали детям на мероприятиях. Книги этих авторов и сейчас очень популярны у читателей.
Ещё один проект 2013 года «Дошколёнок Почемучка» возник на волне изменений в годовых планах работы наших партнёров - дошкольных образовательных учреждений. Требовалось уделить внимание не только новой художественной литературе, но и познавательной.
В одном из разделов проекта появился цикл познавательных мероприятий «Сто тысяч «Почему». Как и все мероприятия этого проекта, они начинались со слова «Почему»: «Почему наша планета «зелёная»?»: мероприятия экологической тематики; «Почему на красный свет всем машинам хода нет?»: познавательно-игровые занятия по правилам дорожного движения; «Почему есть правила хорошего тона для детского сада и дома?»: интегрированные занятия по этике и этикету и так далее.
На встречах в Омском государственном театре куклы, актера и маски «Арлекин» дошкольники познакомились с познавательными книгами о кукольном театре и куклах и посмотрели, как ими управляет кукловод. В библиотечном мероприятии по изучению правил поведения пешехода и пассажира городского транспорта вместе с литературным персонажем домовенком Кузей участвовала артистка театра Н.Н. Исаева, представлявшая жительницу театра Арлекинию.
Цикл методических семинаров для библиотекарей к этому проекту позволил познакомиться с современными серийными изданиями издательства «Махаон» (серия «Малышам о хорошем»), издательства «Фома» (серия «Настя и Никита»). Эти книги пользуются большим спросом юных почемучек.
Информационно-просветительский проект «Библиотека для растущего человека» начался в 2014 году, и закончится в 2018 году, он включил в себя все направления работы, которые уже были в предшествующих проектах.
Сохранилось направления, где библиотеки знакомят наших дошкольников с произведениями литературы прошлого и нынешнего века, новыми книжными сериями художественной и познавательной литературы для дошкольников, презентациями новых книг современных авторов.
В уже традиционной и ежегодной акции муниципальных библиотек и Омского государственного театра куклы, актера и маски «Арлекин» «Новые книги на встречах в театре» прошли: встречи-знакомства с книгами Елены Касьян и популярным художником – иллюстратором Викторией Кирдий,с книгами Тамары Крюковой,Натальи Абрамцевой, Галины Дядиной,Ольги Колпаковой, познавательными книгами издательства «АСТ» из серий «Почемучкины книжки» и «100 умных книжек для малышей и малышек», а также встреча «Гора самоцветов» по сказкам народов России. Информацию об этих мероприятиях можно найти на сайте муниципальных библиотек, на сайте театра и его страничке «Арлекин ВКонтакте».
В ходе реализации проекта библиотеки проводили экспресс-опросы родителей дошкольников, воспитателей детских садов, с целью выявления: круга семейного чтения дошкольника, интереса детей, их родителей, воспитателей к творчеству современных авторов, а также роли компьютера в жизни малыша. Это позволяло скорректировать тематический диапазон проводимых библиотекой мероприятий для дошкольников и их родителей, наметить новые темы для семинаров.
Чтобы целенаправленно и всесторонне знакомить библиотечных специалистов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной школы с современными детскими авторами, методический отдел Центральной городской библиотеки выпускает серию методических пособий «Современные писатели – детям». На сегодняшний день выпущено 4 издания: по творчеству Наринэ Юрьевны Абгарян, по творчеству Татьяны Викторовны Боковой, по творчеству Галины Сергеевны Дядиной и по творчеству Натальи КорнельевныАбрамцевой. Каждое пособие содержит не только биографическую и библиографическую информацию о писателе, но и знакомит с произведениями автора, предоставляет разработки мероприятий по книгам.
Муниципальные библиотеки сегодня занимают активную позицию по привлечению к чтению дошкольника и его родителей. В марте этого года стартовал развивающий проект «Рюкзачок для Почемучки». В нём участвуют 37 муниципальных библиотек и 35 детских садов, две студии детского прикладного творчества «Акварель» и «Гармония» и студия раннего развития «Дошколёнок».
Цель проекта проста: привлечение к чтению семей дошкольников, содействие формированию устойчивой потребности в общении с книгой; информирование взрослых о многообразии современной детской литературы. Механизм реализации тоже прост. Сформированные библиотеками рюкзачки из 7-ми художественных и познавательных книг, передаются в группы детского сада. Каждый малыш группы получает такой рюкзачок на неделю для чтения дома. Через неделю рюкзачок предаётся для чтения в другую семью. Ознакомившись с книгами, ребятам предлагается сделать поделку или нарисовать рисунок по самой интересной книге из рюкзачка, а родителям оставить отзыв о проекте и о впечатлениях ребёнка при чтении книг. Всего в рамках проекта по семьям дошкольников уже путешествует 68 рюкзачков.
Все книгирюкзачков подобраны в соответствии с возрастом малышей и их интересов. Проект продлится год, и завершиться праздником юных почемучек в детских садах и библиотеках в Неделю детской и юношеской книги 2019 года. Думаем, что и этот проект для дошкольников найдет своё новое продолжение и юных читателей в наших библиотеках будет больше.
Книги из библиотечных рюкзачков лишь первый шаг в семью дошкольника, первая помощь и подсказка с выбором интересной детской литературы. Библиотеки надеются, что их реализованные проекты привлекут семьи дошкольников для частых посещений библиотеки и не только на мероприятия в рамках новых проектовc нашими партнёрами, но и для личных консультаций по чтению литературы в помощь воспитанию, развитию, чтению детей. Муниципальные библиотеки способны стать местом интеллектуального и семейного досуга дошкольников и родителей, готовы к регулярной работе с семьями дошкольников в рамках клубной и кружковой деятельности.