Справочная служба: +7(3812) 300-427

Написать письмо: adm.omb@mail.ru

WhatsApp: +7950 785 57 37

Справочная служба: +7(3812) 300-427

Написать письмо: adm.omb@mail.ru

WhatsApp: +7950 785 57 37

Яндекс.Метрика

Besucherzahler
счетчик посещений


Книжные новинки


Большой литературный сторителлинг


Новые поступления


Комплектуем фонд вместе

  • Колбаба, С. Д. Врачебные тайны : 26 вдохновляющих медицинских случаев, которые заставляют поверить в чудо
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Цветовая схема

Размер шрифта

-A A +A

Сайты российских вузов, осуществляющих обучение по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»: результаты анализа информированности абитуриентов

26092012

Алина Юрьевна Гермизеева, ведущий методист отдела развития и внешних коммуникаций ЦГБ

 Мы часто задумываемся над вопросом, почему абитуриенты не идут учиться по нашей специальности, в библиотеках нехватка кадров. Чаще всего в качестве причин этого специалисты называют сложившиеся стереотипы восприятия профессии, низкую заработную плату и социальную незащищённость. А только ли это? Возможно одна из причин - плохая информированность абитуриентов о том, что представляет собой специалист библиотечно-информационной сферы.

Одной из важных составляющих формирования позитивного имиджа специалиста в области библиотечно-информационной деятельности является информированность выпускников школ о содержании образовательного процесса, сферах применения полученных знаний и сформированных в процессе обучения компетенциях.

Для помощи абитуриентам в выборе вузов – будущих мест получения профессионального образования – созданы электронные информационные справочные системы. Поиск, результатом которого является список учебных заведений, удовлетворяющих требованиям с подробной и достоверной информацией, осуществляется на основе запроса, составляемого пользователем. Изучение информации на федеральном портале «Российское образование» (http://www.edu.ru), Образовательном портале России (http://1edu.ru) и сайте http://abitur.nika.ru (Все вузы России: справочник аккредитованных вузов), показало, что они не представляют исчерпывающего перечня образовательных учреждений, а лишь большинство вузов, обучающих по интересующей специальности. При сравнении списков, представленных на сайтах, было выявлено 46 вузов, в которых готовятся кадры по специальности/направлению «Библиотечно-информационная деятельность» и один (Сибирская академия права, экономики и управления), планирующий открытие данного направления.

Сайты 47 вузов были проанализированы (2-я половина января – 1-я половина февраля 2012 г.) по следующим параметрам: наличие страницы «абитуриенту», информации о нормативной документации, регулирующей деятельность вуза; направлениях, квалификациях, профилях подготовки; формах обучения; вступительных испытаниях; количестве бюджетных мест и конкурсе заявлений по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».

При анализе выявлены сайты с различным наполнением информации в разных разделах. Например, страницы кафедр вузов предлагают обучение по стандартам второго поколения, в то время как в разделе «приемная комиссия» представлена более новая, актуальная информация в соответствии с действующим стандартом третьего поколения. Такие несоответствия выявлены на сайтах 9 вузов. Вся информация, несоответствующая действующим образовательным стандартам, уточнялась посредством телефонных звонков в учебные заведения.

В 2012 году 38 из 47 выявленных нами вузов объявили набор по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», в т.ч. 20 (53%) университетов, 7 (18%) академий и 11 (29%) институтов.

Обучение ведут специализированные вузы культуры и искусства – 50%, классические университеты – 21%, педагогические университеты – 7,9%, филиалы вузов – 18,5% (выделены в отдельную позицию, т.к. самостоятельно получают лицензию на ведение образовательной деятельности) и негосударственные вузы – 2,6%.

Изучить информацию по заявленным критериям представилось возможным только на сайтах 36 из 38 вузов. Два филиала на момент исследования собственных сайтов или веб-страниц не имели.

Информация о наличии нормативных документов (лицензия, свидетельство об аккредитации) размещена на сайтах всех 36 вузов.

Вступительные испытания для абитуриентов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в изученных образовательных учреждениях схожие – это результаты ЕГЭ по русскому языку, литературе (профильный экзамен) и история или обществознание. Вузы, в которых ведётся подготовка кадров по сокращённой форме (10%) набирают абитуриентов со средним специальным образованием, а также тех, кто получает второе высшее образование. В этом случае по профильным дисциплинам (библиотековедение и библиографоведение) проводится собеседование или тестирование. В качестве дополнительного экзамена в отдельных вузах сдаётся русский язык.

Возможность обучения студентов на очной форме представляют 29 вузов, очно-заочной – 1 (МГУКИ), заочной – 32. Дистанционно получить профессиональное образование по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» предлагают два вуза – МГУКИ и Международная академии бизнеса и новых технологий.

Подготовку по магистерским программам осуществляют лишь 8 вузов страны, что впоследствии может создать дефицит преподавательских кадров, т.к. у выпускника – бакалавра не всегда будет возможность продолжить обучение в аспирантуре.

Что касается профилей подготовки, то образовательные учреждения ведут обучение по всем семи, рекомендованным в Примерной основной образовательной программе (ПрООП). Чаще всего это профиль «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» направлен на подготовку управления библиотечными кадрами. По этому профилю ведут обучение 20 вузов. Второе место разделили «Информационно-аналитическая деятельность» (создание информационных продуктов и услуг аналитического характера) и «Технология библиотечно-информационных ресурсов» (создания современных информационно-аналитических продуктов и услуг) (13 вузов - 34,2%). По профилю «Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации» в новом 2012/2013 учебном году обучение будут вести 9 вузов (23,7%) (Этот профиль направлен на осуществление библиотечно-информационного обслуживания различных категорий населения, информационное сопровождение профессиональных сфер деятельности и развитие информационной культуры пользователей библиотеки). Мало внимания образовательные учреждения уделяют библиотечно-информационной работе с детьми и юношеством (5 вузов-13,2%). По профилям «Менеджмент библиотечно-информационных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности» и «Книжные коммуникации в библиотечно-информационной сфере» ведет набор только СПбГУКИ. Семь вузов страны ведут подготовку по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» без профиля.

Информация о количестве бюджетных мест и конкурсной ситуации за 2011 г. была выставлена на сайтах 20 вузов. Возможно, часть образовательных учреждений к моменту проведения исследования уже удалили эти сведения. Тем не менее, имеющиеся данные показывают, что по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» имелся высокий бюджетный набор и небольшой конкурс. Например, в среднем на группу очного отделения по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» приходится 10 бюджетных мест. Если сравнивать ситуацию с другими направлениями подготовки в Российской Федерации – это достаточно высокий показатель. В среднем на другие направления подготовки выделяется 5 бюджетных мест, на которые проходят абитуриенты, зачисляемые вне конкурса – медалисты или льготники.

Для направления «Библиотечно-информационная деятельность» характерна заочная форма обучения. Абитуриент идет получать образование в вуз с ориентиром на будущее, часто уже работая по специальности. Учитывая это обстоятельство, количество бюджетных мест на заочной форме обучения превалирует над очной.

Несмотря на изменение парадигмы, библиотечное образование по-прежнему не востребовано. Проходные баллы и конкурс на бюджетные места минимальные. В связи с этим библиотекарям, а также учебным заведениям нужно продолжать систематическую профориентационную работу с выпускниками школ, и способствовать формированию позитивного имиджа библиотечной профессии.

Получить степень магистра можно в 8 вузах страны – 20%.

Что касается поступления в магистратуру, то при маленьком количестве бюджетных мест – 2 или 3 на профиль подготовки, проходной балл в магистратуру достаточно высок, что свидетельствует о том, что абитуриенты целенаправленно повышают свою степень подготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Средний балл при поступлении – 95 из 100 возможных.

До 1 февраля (начало приёмной компании) все вузы Российской Федерации обязаны были разработать Основные образовательные программы (ООП) по каждому из профилей, в рамках которых ведётся обучение студентов. ООП, учебные планы по направлениям подготовки и профилям, аннотации к рабочим программам дисциплин должны располагаться на сайтах образовательных учреждений в режиме открытого доступа. Данное требование выполнили 12 вузов (32%). Их них только 4 выложили ООП, 7 – учебные планы и аннотации к ООП. На сайте Казанского государственного университета культуры и искусств ООП доступны были только для зарегистрированных пользователей. Следует отметить и недостаточную оперативность информации на страницах выпускающих кафедр девяти вузов, на которых содержались сведения только о подготовке специалистов в соответствии с образовательным стандартом второго поколения.

Проблема набора будущих бакалавров библиотечно-информационной деятельности по различным профилям кроется, по нашему мнению, не столько в стереотипности восприятия профессии (как думают многие специалисты), сколько в недостаточном осознании взаимосвязи информированности абитуриентов (в т.ч. на сайте вузов) и рейтинга популярности специальности.

Тамара Викторовна Бернгардт,
г. Новосибирск
к.и.н., заведующая кафедрой, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Гэллико П.
Даррелл Д.
Даррелл Д.
Даррелл Д.
Даррелл Д.
Зальтен Ф.
Кервуд Д. О.
Киплинг Д. Р.
Лондон Д.
Лондон Д.
Лондон Д.
Лоренц К.
Лу Э.
Мартел Я.
Моуэт Ф.
Моуэт Ф.
Сент-Экзюпери А. де.
Сетон-Томпсон Э.
Хемигуэй Э.
Хэрриот Д.
Хэрриот Д.
Абэ Кобо.
Алексиевич С. А.
Верещагин П.
Геласимов А. В.
Глуховский Д. А.
Елинек Э.
Каста С.
Круз М. де ла.
Михеева Т. В.
О'Брайен Р. К.
Рубанов А. В.
Рыбаков А. О.
Саймак К. Д.
Толстая Т. Н.
Уиндем Д.
Щербак Ю. Н.
Этвуд М.
Этвуд М.

Страницы