Всероссийский молодёжный форум «Селигер – 2014», неформальная конференция «Печа-Куча»,
3-10 августа 2014 года, Тверская область, г. Осташков
С течением времени всё претерпевает изменение. Изменяется даже то, что остаётся, согласуя себя с новыми реалиями. Так библиотекари вынуждены искать новые подходы в мире, заполненном интернетом, средствами массовой информации и ежедневной суетой. Поэтому мы всё смелее осваиваются в дебрях социальных сетей, организуя там свои представительства. Помимо уже имеющихся официальных сайтов.
Аудитория Вконтакте составляет не менее 20 миллионов интернет-пользователей ежедневно. Возрастной контингент представлен преимущественно молодежью, хотя, разумеется, «сети все возрасты покорны». Для того чтобы позиционировать библиотеки как учреждения, говорящие с молодыми «на одном языке», нами была создана группа «ПРО ЧТЕНИЕ В ОМСКЕ».
Мы учли, что аудитория контакта отличается от реальных пользователей библиотеки, поэтому наша группа выбрала неформальный язык общения, но сохранив при этом одну из основных функций библиотеки – информационно-просветительскую. Азарт, отсутствие назидательности и дидактизма позволяет молодым людям раскрыться и общаться на равных.
В микроблоге ежедневно публикуются остроумные, нетипичные изречения о книгах, посты о креативных и необычных способах продвижения чтения. Информацию может оставить не только администратор, но и участники, так как наш формат общения предполагает абсолютную открытость пользователям.
Группа «ПРО ЧТЕНИЕ В ОМСКЕ» позволяла воплощать библиотечные идеи в новом формате, оставляя чтение на первом месте.Именно здесь был разработан и реализован проект он-лайн игр, с целью активного продвижения чтения, книги и библиотеки. Проект призван, не противопоставить книгу и интернет, а сделать их союзниками, общаться с читателями реальными и потенциальными в неформальной среде социальных сетей.
Рекламные технологии органично вошли в библиотечную жизнь. Они находит отражение и на сайтах библиотек, и в ярком оформлении стеллажей, когда читатели подходят к выставке за одной книгой, а уносят сразу пять, заинтересовавшись темой. В основу проекта легла идея рекламной кампании одного крупного торгового центра. Я решила адаптировать эту форму работы для популяризации книги и чтения среди молодежи.
Online-игры «Экранизации» стартовали в 2010 году. Правила таковы: игра представляет собой ряд кадров из отечественных и зарубежных фильмов, основой которых стало какое-либо литературное произведение. Необходимо назвать это произведение и его автора. Она продолжается не более часа, и присоединиться к ней может любой пользователь социальной сети «ВКонтакте».
Обычно задание угадывается с первых секунд, но если этого не происходит, то дается подсказка в комментариях. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл: побеждает тот, кто набрал наибольшее количество баллов за всю игру. Именно он и получает почетное звание и виртуальный подарок - показатель социального статуса в виртуальном мире.
Со временем игра «Экранизации» видоизменилась. Появились две новые формы: «Угадай мелодию» и «Литературные ассоциации».Обе они построены по тому же принципу, что и игра «Экранизации». В качестве заданий предложены не кадры из фильмов, а музыкальные темы и предметы, которые могут вызвать у участников ассоциацию с тем или иным художественным произведением.
Обычно, виртуальные игры приурочены к каким-либо датам или событиям, например Великая Отечественная война, день рождение Пушкина, и пр. Так, нашМолодёжный совет присоединился ко Всероссийской библиотечной акции под девизом сочинской Олимпиады «Жаркие. Зимние. Твои», инициатором которой стали Организационный комитет «Сочи 2014» и Российская библиотечная ассоциация.
Наша группа стала настоящим полем битвы для знатоков олимпийского движения. В течение дня в блоге появлялись вопросы, посвящённые истории олимпийского движения, видам спорта, входящим в программу олимпийских игр, олимпийским чемпионам. Вопросы были составлены таким образом, чтобы участники викторины не просто правильно отвечали, но и узнали новые, интересные факты об олимпийском движении.Победителем игры стала участница группы «ПРО ЧТЕНИЕ В ОМСКЕ» под ником Аня Русалка, которая награждена шоколадной медалью «Сочи 2014» и подборкой увлекательных книг от Центральной городской библиотеки.
Каждая игра предварительно апробируется на экспериментальной группе, чтобы проверить насколько прочитывается визуальный ряд и насколько понятны ассоциации. Особенностью online-игр является то, что они очень просты с точки зрения технического исполнения, не требуют больших финансовых затрат и оперативны, как при сборе участников (оповещение о начале игры осуществляется за три-четыре часа через микроблог или так называемую «стену»), так и при подведении итогов игры.
Проект «Online игры в социальной сети "ВКонтакте"» - это современная и интересная форма, которая требует активности и творчества не только от организаторов, но и от участников, способствует расширению кругозора и эрудиции, а также повышает авторитет библиотек и библиотекарей в молодежной среде.
Проект помогает библиотекарям общаться с реальными и потенциальными читателями в неформальной среде социальных сетей. Кроме того, игры преследуют и такую неочевидную цель как реклама документного фонда библиотек, ведь многие до сих пор считают, что в библиотеке можно взять лишь «классику по школьной программе», а новое и злободневное лучше приобретать в книжных магазинах за большие деньги или в Интернете.
В подобных играх молодежь привлекает не столько подарок, а сколько здоровое соперничество, общение с единомышленниками, возможность использования различных поисковых систем в процессе игры. Многие участники даже признаются в комментариях, что они «гуглят».
С появлением виртуальных игр существенно повысилась посещаемость группы, о чём свидетельствуют анализ статистики сообщества. Если в обычный день количество уникальных пользователей колеблется от 50 до 80 человек, то в день проведения игры увеличивается в 2-3 раза.На графике вы видите пример. В этот день проходила игра, посвященная пушкинским героям «Забытые вещи»
Опыт реализации виртуальных игр на базе группы «ПРО ЧТЕНИЕ В ОМСКЕ» прошел настолько удачно, что было решено освещать эту форму работы на различных обучающих семинарах, конференциях и профессиональных встречах. При разработке игр советуем пользоваться такими сайтами, как «КиноПоиск», Википедией (категория «Экранизации») и другими подобными ресурсами.
Проект активного продвижения чтения и книги среди молодежи стал лауреатом конкурса «Лидер молодежного библиотечного движения России - 2013» в специальной номинации «Молодые в библиотечном деле: видение дня вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего». Но, почести и слава, еще не повод останавливаться на достигнутом.
Поэтому, виртуальные игры работают, проект пополняется новыми формами и идеями и до сих пор не теряет своей актуальности среди подписчиков группы, делая библиотеки и Интернет союзниками в продвижении Книги и Чтения.
И напоследок, немного примеров. Кто из героев Александра Сергеевича Пушкина потерял эти предметы? (Старуха «Золотая рыбка», Герман «Пиковая дама», Вещий Олег «Песнь о Вещем Олеге», Евгений Онегин «Евгений Онегин»).