Мамонтов Николай Андреевич
(1898–1964)
Художник Николай Андреевич Мамонтов родился в Омске 15 февраля 1898 года. Первые упоминания о его художественном опыте связаны со студией преподавателя рисования Омского кадетского корпуса, художника А.Н. Клементьева. Вместе с друзьями В. Уфимцевым, В. Троновым, Б. Шаблей, он работал на этюдах в Загородной роще, экспонировал свои работы на весеннем вернисаже в 1919 году. В 1920 году отправился в Москву. Поездка оказалась неудачной: педагоги ВХУТЕМАСа, куда Мамонтов мечтал поступить, признали его вполне сформировавшимся художником, которому у них уже нечему учиться. Подтверждением тому стал успех на конкурсе эскизов декораций для театра революционной сатиры. Молодой художник был наделен несомненным талантом, проявляющимся в портрете, плакате, декоративной композиции, жанровых сценах.
Бурлящая художественная жизнь Москвы взволновала Мамонтова и сопровождавших его друзей – В. Уфимцева и Л. Мартынова. Вернувшись домой весной 1921 года, они стали дерзко, с юношеским максимализмом проповедовать среди омской публики авангардное искусство, называвшееся футуризмом. Но демонстрация протеста против этических и эстетических традиций носила у Мамонтова внешний характер и длилась недолго. Футуристом он был, что называется, за компанию.
Современники Николая Мамонтова говорили о нем как о тонком, талантливом человеке, влюбленном в поэзию А. Блока, М. Кузмина, прозу Вилье де Лиль-Адана. Образы живописных работ и рисунков художника были навеяны произведениями его любимых авторов. В доме на окраинной Атбасарской улице (ныне 9-я Линия) Мамонтов создал свой, далекий от действительности мир. Стены его комнаты украшали лики Незнакомки с «бездонными и синими очами», картины ночного города с кафе и ресторанами, кружащиеся в танце влюбленные пары, лиловые негры и Пьеро из печальных песен Вертинского.
В конце 1922 года Мамонтов получил предложение работать в Западно-Сибирском краевом музее, находившемся тогда в деревянном здании на Музейной улице. Художник выполнял зарисовки экспонатов для этнографического отдела, работал над эскизами росписей для зала в новом здании музея – бывшем генерал-губернаторском дворце. Огромной радостью для него и его друга Виктора Уфимцева, входившего в созданное при музее Общество краеведения Западной Сибири, стала поездка в Среднюю Азию. В июле 1923 года с музейным мандатом на руках они отбыли в Туркестан для изучения края, выполнения эскизных набросков и сбора экспонатов для музея. Самарканд, поразивший сибиряков средневековыми архитектурными памятниками, яркими красками и, конечно, роскошными фруктовыми впечатлениями, стал важным звеном в цепи биографических событий художника. Здесь Николай Мамонтов познакомился с семьей живописца Д. К. Степанова и, женившись на его дочери, весной 1924 года уехал с семейством в Италию. В 1932 году художник вернулся в Москву. Но его искусство оказалось невостребованным. Верный поэзии, мифологии, сказке, он не мог писать индустриальные пейзажи и мужественных героинь советских пятилеток. Художнику пришлось перебиваться случайными заработками, работал иллюстратором в издательствах, в музее политкаторжан, художником-реставратором в объединении «Всекохудожник». В 1934 году был арестован за антисоветские высказывания и приговорен к пяти годам принудительных работ. Наказание отбывал в Пятигорске: оформлял санатории НКВД. Там же написал серию произведений на тему цирка. В годы Великой Отечественной войны был художником агитпункта в Коврове. В 1948 году, переехал к сестре в Саратов, где до конца жизни работал на кафедре архитектуры автодорожного института преподавателем черчения. Произведения Николая Андреевича Мамонтова хранятся в Саратовском художественном музее, в картинной галерее Хвалынска, в частных собраниях.