Омское творение Лидваля
Одной из ярчайших страниц в истории омской архитектуры стало строительство здания Управления Омской железной дороги. Основанием для его возведения послужил «Доклад Управления железных дорог от 19 сентября 1911 года за № 3090» в котором «Его высокопревосходительством г. Министром путей сообщения местом пребывания будущей Омской железной дороги назначен г. Омск». За основу было взято здание Управления Южной железной дороги в Харькове, построенное по проекту архитектора А. Дмитриева. Оно представляет собой замкнутый прямоугольный контур с тремя внутренними дворами-колодцами, связанными между собой посредством арок, расположенных на одной оси. В здании 5 лестниц, с трехмаршевой центральной. После рассмотрения и одобрения данного проекта инженерным советом 8 марта 1912 года было рекомендовано: устроить в здании, где общая площадь помещений (не считая цокольного этажа) 3700 кв. сажен, водопровод, центральное отопление, вентиляцию, лифты. Его наружную и внутреннюю отделку предполагалось сделать простой. Первоначально в конкурсе на разработку фасада здания первое место получил архитектор-художник В.Ф. Оржешко. Однако его проект был отвергнут министром путей сообщения, предложившим поручить разработку фасадов петербургским архитекторам А.И. Дмитриеву и Ф.И. Лидвалю. Дмитриев в виду занятости отказался, а Лидваль в январе 1914 года согласился и уже в первой половине того же года его проект был принят с одобрением.
По замыслу архитектора фасад здания двухярусный. Нижний, двухэтажный ярус выполнен из «рваного» гранита, а верхний, трехэтажный богато декорирован лепниной и скульптурой. В центре фасада – большая входная дверь, состоящая из 3 частей, объединенных арочным завершением. Над аркой – четыре полуколонны ионического ордера, увенчанные женскими аллегорическими фигурами, олицетворяющими службы железной дороги: Путь, Тягу, Движение, Управление. Фоном для них служит глухой парапет с надписью «1914. Управление Омской железной дороги. 1917». Эта надпись повторяется и на дворовом фасаде. Пространство 4 и 5 этажей центрального ризолита украшено барельефами, изображающими крылатых ангелов. На боковых ризолитах в межоконных проемах верхнего этажа установлены две пары герм с изображением богини юности Гебы. Эскизы скульптур фасада предложил городской архитектор П.Ф. Горбачев, а выполнил талантливый скульптор из чешских военнопленных Ф. Винклер.
Торжественную закладку этого самого большого по тем временам здания Омска 6 июня 1914 года освятил епископ Омский и Павлодарский Андроник. На работах помимо русских рабочих были заняты военнопленные австро-венгерской армии. Строительство осуществилось в короткие сроки, и 4 сентября 1916 года газета «Омский телеграф» сообщила о его завершении. Окончательная внешняя отделка здания, декор и скульптуры были выполнены в 1917. В этом Ф. Винклеру помогал целый интернациональный коллектив – формовкой рельефов занимались поляки и итальянцы, цементную массу готовили чехи и румыны, глину для лепки– венгры. Винклер лепил из глины рельефы, затем с них снимались клеевые формы, с которых в гипсе отливались готовые формы. Для внутренних помещений здания было выполнено большое количество горельефных и рельефных композиций. Все они отливались в цокольном этаже, и в дальнейшем устанавливались на места. Аллегорические скульптуры для фасада из армированного пескобетона лепились прямо на месте установки. Приготовленную пескобетонную массу скульптор с помощниками «набивал» на стальной каркас. Создав фигуру вчерне, он приступал к проработке деталей – лепил лица, руки, обнаженные части тел, складки драпировки. Все статуи выполнены им в духе необарокко, а их прически – в стиле модерн. Каждая фигура имеет свои индивидуальные черты: «Путь» - самая могучая, «Тяга» - самая очаровательная, «Движение» - самая драматичная, «Управление» - самая величественная. Все они сделаны с учетом их визуального восприятия снизу и освещенности. Поэтому все фигуры слегка вытянуты вверх, зрачки их глаз углублены под сильно выступающими верхними веками. Благодаря этому и скульптуры, и их глаза хорошо видны с большого расстояния. А фигура «Движение» имеет свою особенность – она больше остальных выступает вперед, поэтому самая первая освещается лучами солнца.
Построенное на южной окраине старого Омска здание является настоящим украшением города. Особенно ярко это проявилось после проведенных в 2000 году реставрационно-восстановительных работ и благоустройства прилегающей к нему территории, когда здание предстало перед омичами во всей своей красе. Управление железной дороги размещалось в его стенах до реорганизации, а в 1961 году его занял Томский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне Омский государственный университет путей сообщения). Так что «железнодорожная» жизнь архитектурного творения Лидваля в Омске продолжается и поныне.