|
Французский рисунок XV–XVI веков в собрании Государственного Эрмитажа [Изоматериал] / сост. альбома
и авт. аннотаций Т. Д. Каменская и И. Н. Новосельская ; авт. вступ. ст. Т. Д. Каменская. – Ленинград : Советский художник, 1969. – [91 с. : ил.]. |
Сборник является первой полной публикацией французских рисунков XV–XVI веков, собранных в Эрмитаже в XVIII веке.
Основную и наиболее ценную часть эрмитажной коллекции французского рисунка XV–XVI веков составляют карандашные портреты (crayons).
Подобное соотношение характерно для ряда крупных графических собраний. Объяснением этому, на первый взгляд, феномену
служит повышенный интерес к жанру портрета в ту эпоху.
|
|
Карандашные портреты, хранящиеся в Эрмитаже, происходят из собрания бельгийского коллекционера Карла Кобенцля и появились в Петербурге в 1768 году.
Одним из лучших французских рисовальщиков XVI века был Франсуа Клуэ (прозвище «Жанэ» Франсуа унаследовал от отца и своего учителя Жана Клуэ).
Отдавая дань творчеству портретиста, Пьер Ронсар посвятил ему сонет и «Элегию к Жанэ», назвав «честью нашей Франции». Слава карандашных портретов
мастера вышла далеко за пределы Франции. Испанская королева просила направить ей «карандаши», которые «Жанэ умеет исполнять отменно».
|
|
«Портрет Карла IX» Ф. Клуэ |
|