| 
			
				| 
 
  | Французский рисунок XV–XVI веков в собрании Государственного Эрмитажа [Изоматериал] / сост. альбома
				 и авт. аннотаций Т. Д. Каменская и И. Н. Новосельская ; авт. вступ. ст. Т. Д. Каменская. – Ленинград : Советский художник, 1969. – [91 с. : ил.]. |  
				| 
				Сборник является первой полной публикацией французских рисунков XV–XVI веков, собранных в Эрмитаже в XVIII веке. 
				Основную и наиболее ценную часть эрмитажной коллекции французского рисунка XV–XVI веков составляют карандашные портреты (crayons). 
				Подобное соотношение характерно для ряда крупных графических собраний. Объяснением этому, на первый взгляд, феномену 
				служит повышенный интерес к жанру портрета в ту эпоху.  |  | 
			
				| 
				Карандашные портреты, хранящиеся в Эрмитаже, происходят из собрания бельгийского коллекционера Карла Кобенцля и появились в Петербурге в 1768 году.
				 Одним из лучших французских рисовальщиков XVI века был Франсуа Клуэ (прозвище «Жанэ» Франсуа унаследовал от отца и своего учителя Жана Клуэ). 
				 Отдавая дань творчеству портретиста, Пьер Ронсар посвятил ему сонет и «Элегию к Жанэ», назвав «честью нашей Франции». Слава карандашных портретов
				  мастера вышла далеко за пределы Франции. Испанская королева просила направить ей «карандаши», которые «Жанэ умеет исполнять отменно».     |  
				|  |  
				| «Портрет Карла IX» Ф. Клуэ |  |