|
Никулин, Н. Н. Искусство Нидерландов XV–XVI веков [Текст] : очерк-путеводитель / Н. Н. Никулин. –
Изд. 2-е, испр. – Ленинград : Искусство, 1987. – 159 с. : ил. |
На примере коллекций живописи, графики, скульптуры, шпалер и витражей, хранящихся в Эрмитаже, рассказывается о творчестве голландских мастеров поры его
расцвета. Нидерландское искусство с первых лет XVI века характеризуется напряженными исканиями нового, стремлением преодолеть застой, наступивший в
конце предшествующего столетия, выработать новые изобразительные формы, новый художественный язык.
|
|
Согласно документам, хранящимся в архиве Брюгге, художник Ян Провост (около 1465–1529) исполнил одну из лучших своих картин «Мария во славе» в
1524 году для алтаря пророка Даниила в церкви св. Донанциана. Во второй половине XVI века, во время иконоборческого движения, она была замурована между
двумя рядами кирпичной кладки стен этой церкви и забыта там. Случайно обнаруженная в начале XIX века, картина попала в коллекцию нидерландского короля Виллема II в Гааге, из которой в 1850 году поступила в Эрмитаж. Повреждения, которые были нанесены картине (особенно в верхней части)
при падении кирпичей в тайнике, искусно реставрированы и сейчас не заметны. Исследование картины с помощью новейших методов в физической лаборатории
Эрмитажа дало интереснейшие результаты. Обнаруженный на этом произведении подготовительный рисунок имеет свой неповторимый почерк, и когда подобный же
рисунок был открыт на другой картине, предположительно приписанной Яну Провосту, – «Мадонна с младенцем», всякие сомнения по поводу ее авторства отпали.
|
|
«Мария во славе» Яна Провоста |
|