Профессиональная компетентность библиотекаря библиографа высшей квалификации по результатам социологического исследования.

Тамара Викторовна Бернгардт,
к.и.н., заведующая кафедрой, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

 Алина Юрьевна Гермизеева, ведущий методист
отдела развития и внешних коммуникаций ЦГБ

В условиях реформирования высшего образования, перехода на многоуровневую подготовку профессиональных кадров, особую актуальность приобретает проблема профессиональной подготовки компетентных библиотекарей-библиографов высшей квалификации.

Присоединение России к Болонской декларации в 2003 году определило развитие образования в России, в основу которого было положено уровневое высшее образование (бакалавр – магистр – аспирант - доктор). Это повлекло за собой глубокую реорганизацию и реформирование модели образования. Разработаны образовательные стандарты, в основу которых положена компетентностная образовательная парадигма.

Важнейшей задачей современного высшего библиотечно-информационного образования становится удовлетворение требований работодателей, т.е. подготовка компетентного квалифицированного работника соответствующего уровня, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов.

Для выявления компетенций, востребованных на рынке библиотечного труда, было проведено социологическое исследование (анкетирование).

Исследование проводится в рамках ежегодного мониторинга.

На основании анализа анкет работодателей выявлены общие требования к выпускникам и намечены тенденции развития компетенций, которыми, по мнению респондентов, будущие специалисты овладели в недостаточной мере.

Были опрошены руководители муниципальных и научных библиотек. Причем в научных библиотеках на вопросы анкетирования отвечали не только руководители библиотек, но и заместители тех отделов, в которых проходили практику или работают выпускники-библиотекари ОмГУ.

Несмотря на то, что в исследовании приняло участие не 100% региональных работодателей, данное исследование все же позволяет сделать выводы относительно проблемных ситуаций в подготовке кадров и особенностей трудоустройства выпускников.

Анкеты руководителей муниципальных и научных библиотек обрабатывались и анализировались отдельно, т.к. контингент выпускников и требования, предъявляемые работодателями в библиотеках этих типов различны.

Анкета состоит из двух блоков. В первом блоке респондентам предложено проранжировать общекультурные и профессиональные компетенции по степени значимости, а также оценить, насколько выпускники ОмГУ овладели данными компетенциями в процессе обучения в ВУЗе. Профессиональные компетенции (41) разделены в соответствии с видами деятельности на шесть групп.

Исходя из ранжирования общекультурных и профессиональных компетенций респондентами, можно сделать вывод, о том, какие компетенции более всего востребованы на рынке библиотечного труда.

- ОК-1 Наличие культуры мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

- ОК – 8 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- ОК – 12 Овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией.

Производственные компетенции

- ПК-1 - способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей;

- ПК-9 готовность принимать компетентные управленческие решения в профессионально-производственной деятельности;

- ПК-19 готовность к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности;

- ПК-22 способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности;

- ПК-27 способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества;

- ПК-34 способность к эффективному библиотечному общению с пользователями.

Респонденты научных библиотек также отметили как важнейшую:

- ПК – 20 Способность к участию в проектировании библиотечно-информационных услуг для различных групп пользователей.

Помимо ранжирования компетенций, работодателям предлагалось ответить на ряд открытых вопросов.

Респонденты указали компетенции, которые необходимы выпускникам кроме вышеперечисленных. Эти компетенции представлены на слайде.

При ответе на этот вопрос респонденты научных библиотек отметили, что испытывают потребность в выпускниках, владеющих иностранными языками. Востребованы также будут выпускники, умеющие организовывать внутреннюю среду библиотеки, владеющие программами графического дизайна.

Руководители муниципальных библиотек готовы принять в свои ряды людей творческих, способных организовывать досуговую деятельность читателей в библиотеке, обладающих знаниями возрастной психологии.

Еще один открытый вопрос касался слабых сторон подготовки выпускников. Респонденты отметили недостаточную подготовку выпускников в блоках компетенций организационно-управленческая и проектная деятельность.

Также руководителями муниципальных и научных библиотек была отмечена слабая готовность применения теоретических знаний на практике.

В следующем вопросе респондентом нужно было отдать предпочтение соискателям на рабочие места с разными степенями подготовки – бакалавр, магистр, специалист, или же выбрать ответ «нет существенной разницы».

Руководители научных библиотек отдали предпочтение соискателю с дипломом специалиста. В то время как руководители муниципальных библиотек отметили, что нет существенной разницы между соискателями с разными дипломами.

При ответе на этот вопрос, респонденты отмечали, что пока нет возможности сравнить профессиональную компетентность соискателей с разными уровнями подготовки, т.к. в ОмГУ степень бакалавров первые выпускники получат только в 2015 году.

Знания выпускников руководителями библиотек в среднем были оценены 3,7 балла из пяти возможных.

Выше всего респонденты муниципальных библиотек оценили знания выпускников в области блока «производственно-технологические компетенции». Респонденты научных библиотек высоко оценили подготовку выпускников в области «психолого-педагогической деятельности».

Самый низкий балл респонденты муниципальных и научных библиотек присудили ОК – 14 Владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного – 2,7. Эта компетенция постепенно приобретает особую значимость на рынке библиотечного труда. В организациях, активно сотрудничающих с зарубежными коллегами, знание иностранного языка является одним из основных критериев при трудоустройстве, а также служит весомым конкурентным преимуществом. Научные библиотеки г. Омска тоже начали активно сотрудничать с зарубежными коллегами – пользоваться зарубежными базами данных, обмениваться передовым опытом – что особенно много значит для библиотек, выполняющих информационную функцию, как основную. И то, что эта компетенция заслужила столь низкую оценку, говорит о том, что на данный момент при трудоустройстве работодатели обращают внимание и на этот аспект подготовки выпускника. Разработчикам образовательных программ следует обратить внимание на эту компетенцию и, возможно, вести усиленную её подготовку.

Минимальную оценку заработали общекультурные компетенции и компетенции блока «организационно-управленческая деятельность».

Невысокая оценка общекультурных компетенций говорит о том, что развивающие их предметы, обычно ставятся в первый и второй год обучения, когда выпускник еще не осознает важности собственного образования и не считает необходимым должным образом изучать предметы, лишь косвенно имеющие отношение к его будущей профессии.

Компетенции блока «организационно-управленческая деятельность» респондентами библиотек также были оценены низко.

Возможно выпускникам ОмГУ не хватает опыта, для того чтобы на практике доказать работодателям свою компетентность в организационно-управленческой деятельности, а отсутствие опыта в принятии управленческих решениях может привести к серьезным негативным последствиям для организации.

Исходя из средней оценки овладения выпускниками ОмГУ им. Ф.М. Достоевского компетенциями, можно предположить, что требования, предъявляемые работодателями научных библиотек к профессиональным знаниям и качествам выпускников ОмГУ несколько выше, нежели требования, предъявляемые рабодателями муниципальных библиотек.

Муниципальным библиотекам не хватает менеджеров библиотечной деятельности, т.к. кадрами, обеспечивающими технологический процесс, рынок библиотечного труда снабжает Омский Библиотечный техникум, в то время, как выпускники вузов чаще занимают в муниципальной библиотеке руководящие должности.

Научные библиотеки испытывают потребность в кадрах, обеспечивающих процесс технологизации библиотечной деятельности, профессионалов, готовых работать не только с библиотечными программами, но и создавать и обеспечивать библиотечные сайты.

Респонденты муниципальных и научных библиотек отметили недостаточную подготовку выпускников в области профессиональной нормативной документации. Востребованность в библиотечной среде приобретают кадры, способные свободно разговаривать на иностранных языках.

Респонденты отметили недостаточную практическую подготовку выпускников. Студенты обладают достаточными теоретическими знаниями, но не всегда способны применить их на практике.

На современном рынке труда востребованным будет такой работник, который не только обладает хорошими професиональными знаниями, но и общителен, инициативен, креативен, умеет работать в коллективе, обладает знаниями в области делового этикета.

Руководители готовы брать на работу выпускников вузов, идоучивать их, в соответствии со спецификой учреждения, однако выпускник должен обладать фундаментальными базовыми знаниями, чтобы прилагать их к практической деятельности.

При актуализации ООП рекомендуется рассмотреть возможность включения в допольнительный учебный план следующих дисциплин по выбору:

• возрастная психология;

• дизайн библиотечной среды;

• компьютерная графика;

• информационные технологиии;

• проектирование интернет-ресурсов;

• деловая риторика;

• коммуникативная культура и этика.

А также углубить знания студентов в области дисциплин: иностранный язык, правовое обеспечение профессиональной деятельности.

Рекомендуется рассмотреть введение профилей, либо дополнительные ООП, связанные с профилями: «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем».