Сайты российских вузов, осуществляющих обучение по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»: результаты анализа информированности абитуриентов

Тамара Викторовна Бернгардт,
к.и.н., заведующая кафедрой, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Алина Юрьевна Гермизеева, ведущий методист отдела развития и внешних коммуникаций ЦГБ

 Мы часто задумываемся над вопросом, почему абитуриенты не идут учиться по нашей специальности, в библиотеках нехватка кадров. Чаще всего в качестве причин этого специалисты называют сложившиеся стереотипы восприятия профессии, низкую заработную плату и социальную незащищённость. А только ли это? Возможно одна из причин - плохая информированность абитуриентов о том, что представляет собой специалист библиотечно-информационной сферы.

Одной из важных составляющих формирования позитивного имиджа специалиста в области библиотечно-информационной деятельности является информированность выпускников школ о содержании образовательного процесса, сферах применения полученных знаний и сформированных в процессе обучения компетенциях.

Для помощи абитуриентам в выборе вузов – будущих мест получения профессионального образования – созданы электронные информационные справочные системы. Поиск, результатом которого является список учебных заведений, удовлетворяющих требованиям с подробной и достоверной информацией, осуществляется на основе запроса, составляемого пользователем. Изучение информации на федеральном портале «Российское образование» (http://www.edu.ru), Образовательном портале России (http://1edu.ru) и сайте http://abitur.nika.ru (Все вузы России: справочник аккредитованных вузов), показало, что они не представляют исчерпывающего перечня образовательных учреждений, а лишь большинство вузов, обучающих по интересующей специальности. При сравнении списков, представленных на сайтах, было выявлено 46 вузов, в которых готовятся кадры по специальности/направлению «Библиотечно-информационная деятельность» и один (Сибирская академия права, экономики и управления), планирующий открытие данного направления.

Сайты 47 вузов были проанализированы (2-я половина января – 1-я половина февраля 2012 г.) по следующим параметрам: наличие страницы «абитуриенту», информации о нормативной документации, регулирующей деятельность вуза; направлениях, квалификациях, профилях подготовки; формах обучения; вступительных испытаниях; количестве бюджетных мест и конкурсе заявлений по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».

При анализе выявлены сайты с различным наполнением информации в разных разделах. Например, страницы кафедр вузов предлагают обучение по стандартам второго поколения, в то время как в разделе «приемная комиссия» представлена более новая, актуальная информация в соответствии с действующим стандартом третьего поколения. Такие несоответствия выявлены на сайтах 9 вузов. Вся информация, несоответствующая действующим образовательным стандартам, уточнялась посредством телефонных звонков в учебные заведения.

В 2012 году 38 из 47 выявленных нами вузов объявили набор по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», в т.ч. 20 (53%) университетов, 7 (18%) академий и 11 (29%) институтов.

Обучение ведут специализированные вузы культуры и искусства – 50%, классические университеты – 21%, педагогические университеты – 7,9%, филиалы вузов – 18,5% (выделены в отдельную позицию, т.к. самостоятельно получают лицензию на ведение образовательной деятельности) и негосударственные вузы – 2,6%.

Изучить информацию по заявленным критериям представилось возможным только на сайтах 36 из 38 вузов. Два филиала на момент исследования собственных сайтов или веб-страниц не имели.

Информация о наличии нормативных документов (лицензия, свидетельство об аккредитации) размещена на сайтах всех 36 вузов.

Вступительные испытания для абитуриентов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в изученных образовательных учреждениях схожие – это результаты ЕГЭ по русскому языку, литературе (профильный экзамен) и история или обществознание. Вузы, в которых ведётся подготовка кадров по сокращённой форме (10%) набирают абитуриентов со средним специальным образованием, а также тех, кто получает второе высшее образование. В этом случае по профильным дисциплинам (библиотековедение и библиографоведение) проводится собеседование или тестирование. В качестве дополнительного экзамена в отдельных вузах сдаётся русский язык.

Возможность обучения студентов на очной форме представляют 29 вузов, очно-заочной – 1 (МГУКИ), заочной – 32. Дистанционно получить профессиональное образование по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» предлагают два вуза – МГУКИ и Международная академии бизнеса и новых технологий.

Подготовку по магистерским программам осуществляют лишь 8 вузов страны, что впоследствии может создать дефицит преподавательских кадров, т.к. у выпускника – бакалавра не всегда будет возможность продолжить обучение в аспирантуре.

Что касается профилей подготовки, то образовательные учреждения ведут обучение по всем семи, рекомендованным в Примерной основной образовательной программе (ПрООП). Чаще всего это профиль «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» направлен на подготовку управления библиотечными кадрами. По этому профилю ведут обучение 20 вузов. Второе место разделили «Информационно-аналитическая деятельность» (создание информационных продуктов и услуг аналитического характера) и «Технология библиотечно-информационных ресурсов» (создания современных информационно-аналитических продуктов и услуг) (13 вузов - 34,2%). По профилю «Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации» в новом 2012/2013 учебном году обучение будут вести 9 вузов (23,7%) (Этот профиль направлен на осуществление библиотечно-информационного обслуживания различных категорий населения, информационное сопровождение профессиональных сфер деятельности и развитие информационной культуры пользователей библиотеки). Мало внимания образовательные учреждения уделяют библиотечно-информационной работе с детьми и юношеством (5 вузов-13,2%). По профилям «Менеджмент библиотечно-информационных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности» и «Книжные коммуникации в библиотечно-информационной сфере» ведет набор только СПбГУКИ. Семь вузов страны ведут подготовку по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» без профиля.

Информация о количестве бюджетных мест и конкурсной ситуации за 2011 г. была выставлена на сайтах 20 вузов. Возможно, часть образовательных учреждений к моменту проведения исследования уже удалили эти сведения. Тем не менее, имеющиеся данные показывают, что по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» имелся высокий бюджетный набор и небольшой конкурс. Например, в среднем на группу очного отделения по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» приходится 10 бюджетных мест. Если сравнивать ситуацию с другими направлениями подготовки в Российской Федерации – это достаточно высокий показатель. В среднем на другие направления подготовки выделяется 5 бюджетных мест, на которые проходят абитуриенты, зачисляемые вне конкурса – медалисты или льготники.

Для направления «Библиотечно-информационная деятельность» характерна заочная форма обучения. Абитуриент идет получать образование в вуз с ориентиром на будущее, часто уже работая по специальности. Учитывая это обстоятельство, количество бюджетных мест на заочной форме обучения превалирует над очной.

Несмотря на изменение парадигмы, библиотечное образование по-прежнему не востребовано. Проходные баллы и конкурс на бюджетные места минимальные. В связи с этим библиотекарям, а также учебным заведениям нужно продолжать систематическую профориентационную работу с выпускниками школ, и способствовать формированию позитивного имиджа библиотечной профессии.

Получить степень магистра можно в 8 вузах страны – 20%.

Что касается поступления в магистратуру, то при маленьком количестве бюджетных мест – 2 или 3 на профиль подготовки, проходной балл в магистратуру достаточно высок, что свидетельствует о том, что абитуриенты целенаправленно повышают свою степень подготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Средний балл при поступлении – 95 из 100 возможных.

До 1 февраля (начало приёмной компании) все вузы Российской Федерации обязаны были разработать Основные образовательные программы (ООП) по каждому из профилей, в рамках которых ведётся обучение студентов. ООП, учебные планы по направлениям подготовки и профилям, аннотации к рабочим программам дисциплин должны располагаться на сайтах образовательных учреждений в режиме открытого доступа. Данное требование выполнили 12 вузов (32%). Их них только 4 выложили ООП, 7 – учебные планы и аннотации к ООП. На сайте Казанского государственного университета культуры и искусств ООП доступны были только для зарегистрированных пользователей. Следует отметить и недостаточную оперативность информации на страницах выпускающих кафедр девяти вузов, на которых содержались сведения только о подготовке специалистов в соответствии с образовательным стандартом второго поколения.

Проблема набора будущих бакалавров библиотечно-информационной деятельности по различным профилям кроется, по нашему мнению, не столько в стереотипности восприятия профессии (как думают многие специалисты), сколько в недостаточном осознании взаимосвязи информированности абитуриентов (в т.ч. на сайте вузов) и рейтинга популярности специальности.