Система профессионального развития в омских муниципальных библиотеках. Модель: молодые молодым
Специалисты сферы образования утверждают, что есть три типа мотива, которыми руководствуются абитуриенты, поступая на гуманитарные факультеты.
Примерно четверть молодых людей выбирают гуманитарные науки по призванию: они действительно увлечены литературой, историей, философией.
Социогуманитарные науки, такие как юриспруденция или экономика, молодые люди выбирают в расчете на высокий заработок.
Третий распространенный мотив – компенсаторный, когда человек приходит в ВУЗ не за образованием, а за дипломом, поскольку учеба на гуманитарных факультетах представляется наиболее легкой.
Мне кажется, сегодня библиотечная профессия стала жертвой именно компенсаторного мотива. Студенты, получающие образование библиотекаря, даже не скрывают, что в будущем не рассматривают библиотеку местом своей профессиональной деятельности. Так, на последней профориентационной встрече со студентами кафедры библиотечно-информационной деятельности Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского из 60-ти человек только один заявил, что планирует после окончания ВУЗа работать в библиотеке.
Как следствие - дефицит молодых высокопрофессиональных специалистов. Часто работу в библиотеке приемлемым вариантом для себя считают не самые лучшие, не самые яркие, не самые эрудированные представители молодого поколения.
Если внешний образ библиотекаря в обществе всегда оценивался неоднозначно, то вот, что никогда не подвергалось сомнению – так это наличие интеллекта и эрудиции у библиотекаря. Сегодня профессионалы библиотечного дела уже наблюдают тенденцию снижения интеллектуального потенциала у молодых библиотекарей.
Одним из решений данной проблемы является создание собственных систем профессионального развития, существующих в каждом библиотечном учреждении. Перспективной мы считаем модель «Молодые молодым», когда именно молодые библиотекари выступают в качестве педагогов для своих молодых коллег.
Такая практика дисциплинирует, стимулирует к саморазвитию, возникновению профессиональных идей и новаций, мотивирует на успех, позволяет удовлетворять амбиции молодых, в конечном итоге, формирует уважение к профессии. Слушатели, в свою очередь, более открыты, легче идут на контакт, не боятся задавать вопросы, участвовать в дискуссиях.
Именно молодые специалисты нашей системы стали авторами PR-курса, инициаторами освоения новых маркетинговых и информационных технологий. Занятия проводятся один раз в три месяца. Библиотекари осваивают телефонный этикет, основы фандрейзинга и рекламы, знакомятся с правилами создания репортажной фотографии и с основами жанра «пресс-релиз».
Библиотекарь – это одна из тех профессий, которые требуют от человека хороших навыков выступления на публике. Доклады, презентации, экскурсии, интервью на ТВ и радио – всё это неотъемлемые компоненты повседневной жизни библиотечного специалиста. Поэтому тема одного из занятий: - «Как завоевать аудиторию, или Успех публичного выступления».
Хочу отметить, что все занятия PR-курса молодые коллеги стараются проводить нестандартно, делая акцент на практические советы и рекомендации. Например, на занятии, посвященном публичным выступлениям, участники не только постарались определить проблемы, с которыми чаще всего сталкивается человек, выходя к аудитории, но и познакомились с основными упражнениями, помогающими справиться с лишним волнением. Научились регулировать дыхание, выполнили зарядку для органов речи, выяснили, как расположить к себе аудиторию с помощью жестов. Кроме этого, молодые библиотекари получили практические советы от своих старших коллег, опыт работы которых насчитывает множество выступлений с докладами, презентациями, многочисленные интервью для СМИ города.
При знакомстве с основами фандрейзинга была организована ситуационная игра по привлечению внебюджетных средств, гостем и экспертом которой выступил омский предприниматель. Выслушав 10 предложений о сотрудничестве, бизнесмен дал им свою оценку, указал на сильные и слабые, с его точки зрения, стороны каждого выступления. Лучшим он определил предложение Марины Шахловой, специалиста библиотеки им. В.Г. Белинского, о создании на базе библиотеки Школы английского языка для детей и взрослых.
В настоящее время молодыми библиотекарями готовятся занятия, которые предполагают знакомство с облачными и wiki-технологиями, а также использование этих технологий в библиотечном деле.
Омские муниципальные библиотеки– одна из крупных библиотечных систем России. Интересной формой знакомства и вовлечения молодых сотрудников в деятельность учреждения мы считаем – экскурсию «Библиогид». Маршрут, как правило, предполагает знакомство с 10-тью муниципальными библиотеками, в каждой из которых молодых библиотекарей ожидает увлекательный, а зачастую - театрализованный рассказ о деятельности библиотеки, сопровождаемый электронными презентациями и видеороликами.
За два дня экскурсий молодые сотрудники убеждаются, что работа в библиотеке – дело творческих, увлеченных и увлекающихся людей.
Кадровая политика организации должна поддерживать план профессионального успеха молодого специалиста. Таким образом, обе стороны будут заинтересованы в успехе друг друга.
Эффективным средством реализации амбиций молодых являются профессиональные конкурсы, позволяющие удовлетворять естественное стремление человека быть первым, быть лучшим. Профессиональные конкурсы молодых библиотекарей в омских муниципальных библиотеках ориентированы на демонстрацию профессиональных компетенций, проектных и стратег-технологий, предполагают создание оригинальных творческих проектов, направленных на дальнейшее развитие муниципальных библиотек города Омска.
Так, успешно реализован целый ряд проектов, созданных в рамках профессионального конкурса молодых библиотекарей «Первоцвет»: проект «Книжный сад» (впоследствииполучивший грантовую поддержку в размере 100 тысяч рублей), проект «Территория закона», предполагающий создание центра правовой информации на базе библиотеки, создание музыкально-исторической гостиной, электронного журнала и др.
«Первоцвет» - это не только профессиональное мероприятие, которое демонстрирует успехи и потенциал молодых библиотекарей, это еще и яркая реклама Книги, Библиотеки, Чтения, потому что конкурс проходит в формате шоу в лучших залах города. Его зрителями становятся не только коллеги, но и партнеры, представители власти, СМИ; к формированию призового фонда привлекаются омские предприятия и частные лица; в состав жюри входят деятели культуры, известные общественные деятели, депутаты Омского городского Совета. «Первоцвет» широко освещается в средствах массовых коммуникаций, популяризируя профессию и омские библиотеки. Для самих молодых библиотекарей «Первоцвет» - это еще и старт по карьерной лестнице. Практически все участницы конкурса сегодня – ведущие специалисты нашего Учреждения.
Последнее, на чем хотелось бы остановиться, – это корпоративная газета. Инициаторами ее создания, 10 лет назад, выступили молодые библиотекари. Сегодня газета омских муниципальных библиотек «БЭМС» - также творческий проект молодых специалистов. Как и прежде «БЭМС» - это площадка для развития литературных и журналистских способностей, место, где можно поделиться интересными профессиональными фактами, заявить о себе, как о ярком ведущем рубрики или менеджере авторского проекта.
Молодые энергичны, открыты к познанию, легко осваивают инновационные технологии и адаптируют их в библиотечную практику. Задача старшего поколения – направить интерес молодых специалистов в позитивное русло и дать возможность раскрыться, чтобы интерес к библиотечной деятельности не угасал.