Публичные библиотеки: стратегия открытости и сотрудничества
Добрый день, коллеги! Бесспорно, сегодня принципиально важное значение имеет то, как библиотеки определяют свою роль в жизни местного сообщества. Позиция приобретает стратегический смысл, ставя нас перед выбором: быть самодостаточным, и соответственно - замкнутым учреждением, или стремиться к конкурентоспособности, ориентируясь на поиск партнеров и эффективное сотрудничество в достижении общих целей. Надеюсь, большая часть сидящих в зале представителей публичных библиотек предпочитает действовать в открытом формате. Как руководитель, я убеждена, что только стратегия открытости, высокий уровень адаптации к переменам, социальное партнерство и деловое взаимодействие позволит публичным библиотекам, но и активно развиваться. Конечно, для того, чтобы получить позитивные результаты, необходимо решить комплекс организационных и технологических проблем. Предлагаю рассмотреть стратегические задачи и решения омских муниципальных библиотек.
Прежде всего, необходима перестройка функциональной структуры. Исходя из современных реалий, мы стремимся развиваться как полифункциональное учреждение, включающее профилированные и специализированные библиотеки, центры общественного доступа к информации, отраслевые информационно-просветительские центры. В настоящее время в структуре учреждения функционируют 5 специализированных библиотек, 6 Центров правовой информации для населения, 6 Центров «Культура Омска», Детский центр литературного краеведения, ведётся работа по созданию Центра экологической информации на базе библиотеки «Заозерная», информационно-просветительских центров для молодых мам в рамках грантового проекта «Компетентная мама». Разрабатывается проект по созданию центров, занимающихся обучением людей старшего возраста основам компьютерной грамотности. Создавая на базе библиотек центры общественного доступа, мы стремимся достичь определенного социального эффекта.
Сейчас мы работаем на то, чтобы повысить социальную значимость и востребованность библиотечных услуг, ориентируясь на изменчивый характер социально-культурных ожиданий населения. Чтобы быть востребованными, библиотекам необходимо предлагать своим пользователям формы обслуживания и коммуникации, которые им нужны и интересны в данный момент. Учитывая эти факторы, организовывается обслуживание всех категорий граждан и предусматривается возможность получать комплекс информационных и сервисных услуг в наиболее удобном для них режиме: в самой библиотеке или вне её стен, по телефону и электронной почте.
Думаю, сегодня стоит заниматься развитием внестационарного обслуживания. Это способствует выравниванию условий доступа к библиотечной услуге для каждого жителя в соответствии с его потребностями и интересами, независимо от состояния здоровья и места проживания. В 2011 году мы разработали новое Положение об организации внестационарного библиотечного обслуживания, согласовав его с Учредителем и четко прописав технологию внестационарной работы. Сегодня в отдаленных районах города работают пока 4 библиотечных пункта, 34 библиотеки организовали обслуживание маломобильных групп населения на дому, 18 - осуществляют библиотечное обслуживание в учреждениях, организациях. В тёплое время года на городских площадках работает 15 выездных читальных залов. Разрабатывается идея открытия выдачных пунктов для незрячих и слабовидящих пользователей. Как показывает опыт, различные формы внестационарного обслуживания будут востребованы и в дальнейшем, поскольку для читателей - это экономия времени, качественный сервис, а для библиотек – своего рода бонус на перспективу. Мы также имеем достаточно четкую позицию – в случае оптимизации сети и сокращении числа стационарных библиотек, развивать сеть внестационарных форм обслуживания.
Публичные библиотеки Омска стремятся стать открытыми и востребованными для тех, кто не может посещать их в обычном режиме: людей с инвалидностью; лиц преклонного возраста; пациентов больниц и специальных лечебных заведений; детей-воспитанников Домов ребенка и детских домов. Учитывая, что социокультурной задачей современного общества является реабилитация людей с инвалидностью, способствующая их личной самореализации, библиотеки создают условия для их творческого развития, встреч с единомышленниками. Ярким примером может служить клуб общения «Паруса надежды» на базе детской библиотеки «Дружба», большинство членов которого – слабовидящие. Шестой год успешно реализуется благотворительный проект «Тепло для маленького сердца», направленный на пациентов детских больниц, оказавшихся во временной культурной изоляции. Библиотеки активно включаются в коалиционную добровольческую акцию «Весенняя неделя добра», продвигающую идеи добровольчества как важного ресурса для решения социальных проблем местного сообщества.
В практику работы библиотек прочно вошли благотворительные акции, адресованные воспитанникам детских домов – «Общие дети», «От сердца к сердцу». Как правило, они проводятся в партнерстве с представителями коммерческих компаний и малого предпринимательства.
Библиотеками нашего учреждения ежегодно проводится более 200 информационных, просветительских и досуговых мероприятий для людей с инвалидностью. Конечно, есть много интересных примеров, есть определенные успехи, но нерешенных вопросов, требующих значительных финансовых вложений, тоже много.
Современная библиотека должна восприниматься и населением, и властью как субъект деятельности по формированию безбарьерной среды. Занимаясь организацией библиотечного обслуживания маломобильных групп населения, мы учитываем, что к этим группам относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, а потому очень остро стоит вопрос об оснащении библиотек пандусами. Сегодня только 18 библиотек из 46 доступны для инвалидов-колясочников и молодых мам с детскими колясками. Не всегда получается решить вопрос за счет бюджетных средств. Так, при поддержке партнеров установлены телескопические пандусы в двух крупных библиотеках системы.
Для формирования безбарьерной среды, необходима приобретение и установка в библиотеках специального оборудования и программных комплексов, обеспечивающих доступ незрячих, слабовидящих и слабослышащих пользователей к информации. Лицензионные программы экранного доступа Jaws 11 и NVDA установлены пока в одной библиотеке.
Принцип открытости предусматривает обеспечение свободного доступа к ресурсам библиотеки и удаленным пользователям.
Собственным сайтом сегодня никого не удивишь, сайты есть у всех, по крайней мере, так кажется. Сайт нашего учреждения - на пороге к решению задачи, которую так определил Яков Леонидович Шрайберг, генеральный директор ГПНТБ России в докладе на Крымской Конференции - «Главная задача библиотечного сайта - обеспечить поиск, заказ и в разрешенных случаях получение документа из библиотечного фонда. Это - главное, для чего приходят читатели в конкретную библиотеку через web-сайт ».
Стремясь к решению этой задачи, насколько позволяют наши ресурсы, используются следующие решения: представление электронного каталога учреждения в Internet через web-ИРБИС, непрерывное развитие и модернизация сайта учреждения. В режиме on-line можно задать вопрос юристу, продлить книгу, познакомиться с электронными краеведческими справочниками и библиографическими пособиями, виртуальными выставками, проверить свои знания и познавательные способности в интеллектуальных флеш-играх. В режиме удаленного доступа на портале государственных и муниципальных услуг Омской области оказывается муниципальная услуга: «Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек города Омска и базам данных», формируется система виртуального справочно-информационного обслуживания, реализуется проект «Омская виртуальная справка», в сети Интернет представлен Виртуальный детский центр литературного краеведения.
Открытость библиотек в последнее время все чаще связывают с концепцией «Библиотеки 2.0», которая подразумевает модернизацию библиотечного обслуживания. Силами сотрудников нашего учреждения создано интернет-сообщество «Музей детской книги» в живом журнале, которое объединяет 636 участников из разных стран мира; в социальной сети ВКонтакте общие интересы «привели» 400 молодых омичей в группу «ПРОчтение в Омске», на You Tube начали размещать библиотечное видео. Для нас остаются перспективными направлениями для развития: вики-технологии; тегирование, твиттер (система микроблогов).
Действуя в открытом формате, библиотеки активно занимаются трансформацией внутреннего пространства, стремясь на практике реализовать концепцию «третьего места», места – которое читатели могли бы назвать своим. Используется принцип зонирования, максимально раскрывающий фонд и позволяющий сделать пространство библиотек комфортным, привлекательным, демократичным, функциональным. Во многом эти изменения происходят благодаря внебюджетной деятельности и поддержке партнеров. У ряда муниципальных библиотек сегодня совершенно новый образ и новая структура.
Постепенно библиотеки становятся зоной wi-fi, демонстрируя горожанам дружественность и открытость. Таким образом, пространство библиотек (реальное и виртуальное) становится интерактивным, открытым и отвечающим потребностям современных пользователей.
При реализации стратегических задач, деятельность омских библиотек ориентирована на формирование своей репутации как учреждения демократичного и надежного. Круг партнеров достаточно широк. Взаимодействие с ними можно охарактеризовать как некоммерческое партнерство, социальный диалог, корпоративные многосторонние контакты, цель которых - создание оптимальных условий для реализации главной миссии - обеспечение прав омичей на свободный доступ к информации, знаниям, культуре. Анализ общественных коммуникаций за прошедший год выявил свыше 700 партнеров, друзей и благотворителей. Партнерство осуществляется в разных формах: соглашения, договоры, программы, корпоративные проекты, планы совместной деятельности. Специалисты нашего учреждения регулярно привлекаются в состав различных комитетов, коллегий, оргкомитетов, наблюдательных и экспертных советов, комиссий, жюри, рабочих и консалтинговых групп.
Определенная роль в увеличении круга партнеров принадлежит Молодежному совету, который в течение 10 лет активно работает в учреждении. Каждый проект, разработанный лидерами Молодежного совета, предполагает участие самых разных, казалось бы, совершенно далеких от культуры учреждений – от городских больниц и ЗАГСов до производственных предприятий и коммерческих банков. Налаживаются связи с молодежными объединениями других регионов, что позволяет обмениваться интересными решениями.
Стратегия открытости и сотрудничества предполагает, что публичные библиотеки будут восприниматься местным сообществом как центры общественной жизни. Этому способствует: максимальная приближенность к месту жительства, умение библиотек встраиваться в социальные коммуникации и консолидировать общественность вокруг социально значимых проблем. На базе омских муниципальных библиотек находятся избирательные участки, общественные приемные депутатского корпуса, проходят встречи населения с представителями власти, работает 42 клуба по интересам, проводятся презентации книг местных авторов. Например, церемония награждения лауреатов Ежегодной молодежной литературной премии имени им. Ф.М. Достоевского традиционно проходит в Центральной городской библиотеке. Площадки перед библиотеками становятся местом народных гуляний и праздников для жителей микрорайона. Библиотеки являются инициаторами и активными участниками организации праздников улиц и дворов, работают на открытых городских площадках. Более 1 600 мероприятий ежегодно проводится в партнерстве с различными организациями на улицах, площадях, в скверах и парках.
Опыт показывает, что в последнее время все активнее участниками и инициаторами партнерства выступают учреждения культуры – дома и дворцы культуры, театры, школы искусств, клубы по месту жительства. Примером отлаженного механизма социального партнерства в Омске может служить и сотрудничество муниципальных библиотек с Центрами социального обслуживания населения и Комитетами территориального общественного самоуправления. В настоящее время 17 специалистов библиотек входят в состав Комитетов, разрабатываются совместные проекты на получение муниципального гранта. Можно констатировать возрастающее с каждым годом количество партнерских проектов, и то, что сотрудничество с общественными организациями по-новому раскрывает возможности библиотек, а социальное партнерство становится действенным механизмом решения наших основных задач.
И еще один нюанс: быть открытым – значит быть уязвимым. Сегодня в обществе существуют различные общественные группы и организации экстремистского толка, поэтому приходиться сочетать открытость и некую осторожность. Это тоже необходимо учитывать в своих далеко идущих планах. Как и то, что успешность стратегических действий напрямую зависит от вовлечения в этот процесс всего коллектива учреждения. Рассчитывать на позитивные изменения мы можем в случае, если каждый сотрудник будет ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей библиотеки и видеть стратегические направления развития Учреждения в целом.
В любом случае нам нужно предпринимать максимально возможные действия, потому что проблема открытости и доступности напрямую связана с жизнеспособностью самих библиотек. Ведь как сказал Франц Кафка: «Тропинки возникают от того, что по ним ходят».