Организация дружественного библиотечного on-line-сервиса в информационно-коммуникационном пространстве
В информационном обществе наличие web-сайта – не только аргумент солидности и показатель надёжности учреждения, но и, в первую очередь, ресурс, способствующий повышению качества предоставления услуг.
Интернет-представительство омских муниципальных библиотек действует с 2007 года, состоит из 17-ти рубрик и 27-ми подрубрик. Непрерывно осуществляется их информационное обновление и актуализация, создаются новые ресурсы. В 2011 году специалистами Центральной городской библиотеки разработаны и размещены на web-сайте муниципальных библиотек города Омска 12 новых сервисов и продуктов:
- web-ИРБИС – электронный каталог;
- рубрика «Продлить книгу»;
- библиографические очерки «Омская крепость – городу начало»;
- календарь «Омские даты - 2012»;
- каталог сайтов «Классика школьникам» и др. Весь перечень представлен на экране.
Одной из самых обновляемых рубрик web-представительства омских муниципальных библиотек является – новостная лента. За 2011 год здесь было размещено 547 информационных сообщений о событиях и мероприятиях библиотечной жизни города. В пятерку информационно активных библиотек вошли:
1. БЦ «Культура Омска» - 47 сообщений;
2. ЦГБ – 46 сообщений;
3. БЦ «Дом семьи» - 45 сообщений;
4. Детская библиотека «Дружба» – 35 сообщений;
5. Библиотека им. П. Васильева – 32 сообщения.
По данным web-службы аналитики Google Analytics наиболее востребованными и популярными среди пользователей сайта омских муниципальных библиотек являются ресурсы краеведческой тематики; "Гостевая книга"; рубрики: "Новости", "Продлить книгу", "Каталоги и базы данных", "Информационные листовки".
Как администратора сайта, меня особо радует тот факт, что "Гостевая книга" портала омских муниципальных библиотек вошла в число наиболее посещаемых рубрик.
По сути, "Гостевая книга" - это вид обратной связи. Любой пользователь может оставить здесь свое сообщение, отзыв или комментарий. "Гостевая книга", если она содержит конструктивную критику и доброжелательные ответы, является свидетельством постоянной заботы администрации об имидже организации и готовности реагировать на замечания и пожелания потенциальных пользователей. Кроме того, часто по дате последних сообщений определяют, «живой» ли ресурс и стоит ли обращаться сюда за услугами или же приглашения и анонсы на главных страницах уже не актуальны.
В 2011 году пользователями сайта омских муниципальных библиотек стали свыше 21-й тысячи человек, web-службой Google Analytics зарегистрировано больше 22 тысяч посещений и 55-ти тысяч документовыдачи.
Напомню, пользователем сайта считается пользователь с одного ip-адреса (неповторяющийся и учитываемый только один раз).
Посещение - период взаимодействия между браузером посетителя и сайтом. Документовыдача - количество страниц просмотренных пользователем.
География посетителей web-сайта муниципальных библиотек города Омска достаточно обширна. Большинство из них – жители России и стран СНГ - Украины, Казахстана, Беларуси, Молдовы. Зафиксированы визиты из Польши, Германии, США, Нидерландов, Латвии и Эстонии. Наличие посетителей из зарубежных государств объясняется, скорее всего, интересом к сайту русскоговорящего населения мира, возможно эмигрантов, бывших жителей Омска и Омской области, т.к. сайт омских муниципальных библиотек не имеет англоязычной версии, и очевидно, что процент нерусскоговорящих посетителей случаен и невысок.
Результат анализа посуточной динамики посещения позволяет утверждать, что основная масса пользователей заходит на сайт с 06:00 утра до 20:00 часов вечера по московскому времени.
Более 50% всех посещений на сайт происходят из поисковых систем. 30% посещений - это внутренние переходы (т.е. переходы с тех сайтов, с которыми мы обмениваемся ссылками) и характеризуются средней продолжительностью пребывания - 7 минут. Прямой трафик (когда попадание пользователей на конкретный сайт происходит с помощью прописывания адреса в адресной строке браузера) составляет 12% - от всего объема трафика сайта.
Переходы из поисковых систем – этот вид трафика является преобладающим и имеет тенденцию к увеличению. Лидерами среди поисковых систем являются Яндекс (48 672 просмотра) и Google (18 344 просмотра).
Анализ употребляемых ключевых фраз, с помощью которых пользователи попали на сайт, позволяет сделать еще один вывод. Большая часть посетителей сайта омских муниципальных библиотек являются библиотечными специалистами библиотек разных уровней и разных регионов. Поэтому, первостепенные задачи, которые в настоящее время мы перед собой ставим:
1) Расширить аудиторию сайта, увеличив количество сервисов и ресурсов, интересных пользователям - непрофессионалам библиотечного дела.
2) Организовать и провести широкую рекламную кампанию уже имеющихся ресурсов сайта омских муниципальных библиотек среди жителей города Омска, делая акцент на рубриках: "Повышение правовой культуры", "Задай вопрос юристу", "Интеллект-игры", "Библиотекарь рекомендует", "Пойман за чтением": фотобанк".
Уважаемые коллеги, думаю вы со мной согласитесь, комфортное дружественное информативное библиотечное пространство должно окружать наших пользователей не только в стенах библиотек, но и в глобальной сети Интернет. Поэтому работа над web-сайтом омских муниципальных библиотек продолжается.