Короли воздухоплавания
Впервые омичи познакомились с аэропланом в начале XX века. Об этом позаботились организаторы первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, торгово-промышленной и лесной выставки, которая состоялась в июле–августе 1911 года. Для демонстрации «чуда века» устроители выставки пригласили знаменитость – известного летчика Александра Алексеевича Васильева, победителя первого группового перелета из Петербурга в Москву. Пионер русского воздухоплавания А. Васильев привез свой летательный аппарат «Блерио» в разобранном виде по железной дороге. На омском ипподроме, где должны были состояться показательные выступления авиатора, собралось 15 тысяч зрителей. Васильев поднял свой аппарат в воздух, чем вызвал, как сообщала местная пресса «неописуемый восторг жителей и гостей Омска».
2 июля 1911 года пилот поднимался в воздух дважды всего на 10-15 минут. 3 июля он поднялся в воздух на высоту 500-600 метров, совершил несколько кругов над ипподромом и выставкой.
4 сентября 1911 года известный русский пилот Яков Иванович Седов произвел в Омске показательный полет на «Фармане» с пассажиром. В канун Первой мировой войны оба именитых летчика посетили Омск с показательными выступлениями еще раз, что позволило взятым на борт пассажирам увидеть родной город с высоты птичьего полета.
Под влиянием этих показательных выступлений некоторые из омичей всерьез увлеклись авиацией. Так, потомственный сибирский казак, уроженец Омска Порфирий Васильевич Вяткин в 1913 году с отличием окончил офицерскую летную школу, за что был пожалован орденом Анны третьей степени. В 1916 году подъесаул П. Вяткин состоял в штате Севастопольской авиационной воздушной школы, где служил инструктором, обучая новых пилотов. Впоследствии им была разработана структура учебных заведений страны для подготовки летчиков, инженеров и других специалистов для конструирования, производства и обслуживания самолетов. Под его началом была организована сеть летных школ, в том числе и Первая школа красных летчиков в Москве.
После 1917 года стремительное развитие авиации стало одним из ключевых направлений деятельности государства, и Омск не стал исключением. В гражданскую войну в Омске базировалось несколько авиаотрядов, а в 1919 году открылась первая в Сибири авиационная школа.
В марте 1923 года было создано «Общество друзей воздушного флота СССР», задачей которого было содействие созданию военного и гражданского воздушного флота, в том числе общество принимало участие в оборудовании аэродромов, собирало средства на строительство самолетов. В это же время было создано акционерное общество «Добролет» которое арендовало самолеты у военного ведомства.
Стали открываться первые постоянные авиалинии. Так, первый пассажирский рейс Москва-Омск совершен 13 сентября 1923 года. А первый самолет иностранного государства (Франции) приземлился в Омске 15 июля 1926 года.
Строительство омского аэропорта началось в 1926 году. Для строительства был выбран пустырь на северной окраине поселка Куломзино. Официальной датой рождения предприятия считается 17 мая 1929 года, когда начались регулярные пассажирские рейсы. Тогда за первые сутки работы Омского аэропорта в город прилетело два самолета, доставивших четырех пассажиров и почту. Первое типовое здание аэропорта было построено в 1932 году. Тогда же была открыта для регулярного движения первая областная воздушная линия Омск – Большеречье – Тара.
С 1934 года авиацию в Омской области начали использовать для охраны лесов от пожаров, для борьбы с вредителями, для проведения раннего аэросева.
Так делались первые шаги в истории становления авиации в Омске.