Всероссийский единый урок «Права человека»
Масштабный образовательный проект – Всероссийский единый урок «Права человека» проводится в России по инициативе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации начиная с 2017 года. Это важное правопросветительское мероприятие ежегодно проходит при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, а с 2021 года – и при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. В 2022 году к проекту присоединились школьники и студенты из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. В 2022 году в нем приняли участие 5 миллионов человек! Всего с 2017 по 2022 год образовательной акцией охвачено свыше 37 миллионов студентов и школьников.
Урок «Права человека» приурочен к Дню прав человека, который ежегодно отмечается в России и во всем мире 10 декабря. В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека – важнейший международный правозащитный документ, который является ориентиром для государств и правительств при построении правового государства, в том числе системы обеспечения и защиты прав и свобод граждан. В 2023 году мир отмечает 75-летний юбилей Всеобщей декларации прав человека.
Два дня отделяют День прав человека от государственного праздника, установленного в честь Основного закона Российской Федерации, в котором нормативно закреплены права и свободы россиян. Конституция, принятая 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года, в полной мере восприняла международный принцип уважения прав человека, ставший основой конституционного правопорядка в России. Во второй главе Конституции РФ закреплены личные, гражданские, политические, социальные и культурные права, а также их гарантии, что позволяет говорить о реализации в нашей стране гуманитарных стандартов, согласованных международным сообществом. В 2023 году отмечается 30-летний юбилей главного национального правозащитного документа.
Среди основных нормативных актов, определяющих образовательную политику в области прав человека в Российской Федерации:
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р
<Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года>
Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р
Задача формирования у детей и подростков представлений о правах человека, механизмах их реализации в правовом государстве, о взаимной корреляции прав, свобод и обязанностей граждан приобретает особое звучание, значение и смысл с учетом особой актуальности формирования и развития отечественной модели и системы правозащиты. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» относит права и свободы человека к традиционным ценностям нашего общества.
Воспитание уважения к правам и обязанностям, повышение уровня правового сознания и правовой культуры учащихся, воспитание личности, которую отличают устойчивые нравственные качества, осознание достоинства человека – такова миссия единого урока «Права человека».
В концепции мероприятия изначально заложено разнообразие форм и методов организации единого урока. Главное, чтобы они были интересными и действенными, соответствовали возрастным особенностям обучающихся, способствовали формированию мировоззрения, существенной составляющей которого является уважение прав человека. За годы реализации этого проекта в сфере правового просвещения его формат не ограничивался простым информированием учащихся о правах, свободах, закрепляющих их ключевых документах, а включал в себя такие интерактивные формы, как семинары-дискуссии, мастер-классы, решение ситуационных задач, работа в группах («мозговой штурм», учебные дискуссии), игровое моделирование, ролевые игры, деловые игры, обучающие упражнения. Хорошо зарекомендовала себя практика сочетания лекций с элементами проблемной беседы. В этом случае учащиеся не просто получают информацию, а переживают ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для себя знания. Соответствующие методические приемы (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез и их опровержение, обращение к аудитории) способствуют совместному размышлению учеников и педагогов о правах и свободах. Положительные отклики со стороны учащихся были получены и в отношении использования при проведении единого урока такого приема, как дебаты.
Единые уроки «Права человека» проводят уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, сотрудники их аппаратов, общественные помощники в муниципальных районах субъектов Российской Федерации, члены экспертно-консультативных органов при уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Но, безусловно, ключевая роль в проведении этих обучающих мероприятий принадлежит педагогам – учителям и преподавателям организаций общего и среднего профессионального образования.
Общественный спрос на правовое просвещение, обучение правам человека, формирование правового сознания и правовой культуры подрастающего поколения повышается в контексте развития отечественной правозащитной модели. Этому призваны способствовать и происходящие изменения в учебных программах, и новые ориентиры в преподавании социальных и гуманитарных дисциплин, и внедрение новых учебных пособий. Не менее важным является и инициированный Президентом Российской Федерации общегосударственный курс на сохранение и укрепление российских духовно-нравственных ценностей. Всероссийский Единый урок «Права человека» призван не только поддержать, но и усилить эти актуальные векторы.
Материалы:
- Начальная школа
- Основная школа
- Старшие классы
- Для разных возрастов
- Методические рекомендации по проведению Единого урока "Права человека" в 2023 году