Гольденблюм Анатолий Морицович

(1898–1972)

Анатолий Гольденблюм – искусствовед, музыкальный критик, директор Омского музея изобразительных искусств (1947–1967).

Родился 22 (10) мая 1898 года в Санкт-Петербурге. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, в Военно-медицинской академии. С 1936 по 1940 годы заведовал музеем Государственного ордена Ленина Академического Большого театра СССР. Став членом прославленного творческого коллектива страны, общаясь с корифеями советской сцены, оказался равным среди равных и немало почерпнул для своей творческой копилки. Участник Великой Отечественной войны. В 1941 году с началом войны А.М. Гольденблюм вступил добровольцем в дивизию Московского народного ополчения, оборонявшую Москву. Участвовал в декабрьском наступлении в должности командира пулемётного взвода, был тяжело контужен в сражении под Москвой в декабре 1941 года и демобилизован по ранению. Удостоен трех медалей: «За оборону Москвы», «За победу над Германией» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

В 1947 году по направлению Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР А.М. Гольденблюм приехал в Омск. Некоторое время числился научным сотрудником Омского музея изобразительных искусств, вскоре его возглавил. Здесь он нашел свое место, применение знаниям и опыту. В течение 20 лет Анатолий Морицович Гольденблюм руководил омским музеем. На счету этого человека полная инвентаризация всех произведений искусства музея, пополнение художественных фондов работами советских мастеров, сибирских и омских художников, составивших основу созданного им отдела советского искусства, реорганизация музея. Благодаря его стараниям, в 1967 году в стенах музея ИЗО появилась первая реставрационная мастерская. Первостепенное значение Гольденблюм придавал массовой работе, контактам музея с учебными заведениями. Побуждал сотрудников к активности и сам служил тому примером. Чуть ли не ежедневно читал лекции, проводил экскурсии, которые по словам посетителей музея, производили неизгладимое впечатление. Одно из самых замечательных начинаний – организация совместно с Омской филармонией лекций-концертов, во время которых в качестве музыкальных номеров подбирали такие произведения, которые бы могли усилить впечатление от работ того или иного художника. Не так много в то время в Омске было концертных площадок, и выступление музыкантов в музее изобразительных искусств вызывало у омичей живейший интерес.

            Вдумчиво изучив фонды музея, Анатолий Морицович в 1950-е годы взялся за издание каталогов, посвященных различным музейным коллекциям, и монографий о тех художниках, чьими работами располагал Омский музей. Это Касаткин, Репин, Верещагин и иные. Привлекая к этой работе всех сотрудников музея, он выступал либо автором, либо редактором брошюр. Искусствовед А.М. Гольденблюм – автор нескольких книг и многочисленных публикаций по различным вопросам искусства, в том числе искусства Омской области. Благодаря многолетней пропаганде музыкального и изобразительного искусства для многих омичей Анатолий Морицович Гольденблюм является  олицетворением целой эпохи в культурной жизни Омска. Он писал рецензии на спектакли и концерты, горячо и убедительно выступал на обсуждениях выставок, на художественных советах омских театров при выпуске премьер, на совещаниях и диспутах по вопросам искусства. Был частым гостем на Омском радио и телевидении. Постоянными были командировки в сельскую местность. Гольденблюм был одним из первых действительных членов Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (впоследствии общество «Знание»), несколько лет являлся председателем секции литературы и искусства. Долгие годы Гольденблюм занимался педагогической деятельностью: преподавал в Омском музыкальном училище им. В. Шебалина, в Омском педагогическом институте. Огромный и многогранный труд искусствоведа не остался неоцененным. В 1961 году он стал пенсионером республиканского значения.  

Имя Анатолия Морицовича Гольденблюма останется вписанным золотыми буквами в историю культурной жизни Омска второй половины XX столетия.