На автобусе – сквозь десятилетия!
Впервые наши земляки задумались об организации автобусного движения еще в 1911 году в связи с открытием Первой Западно-Сибирской торгово-промышленной и сельскохозяйственной выставки. По договору с одной из петербургских фирм, автобусный маршрут должен был проходить от городского театра до выставки, затем на вокзал и обратно. Автобус предусматривался двухэтажный, такой, какие уже ходили в Петербурге и Москве. «Плата за проезд, - как сообщал «Омский телеграф, - 20 копеек внутри омнибуса и 15 на империале». Был ли реализован этот проект история умалчивает. А вот первый междугородний автобусный маршрут был организован еще при Колчаке, в июне 1919 года. Он соединил Омск с Кокчетавом и прошел через Борисовку, Полтавку, Боровое. Организатором его стало Переселенческое управление. Гражданская война и разруха надолго парализовали развитие автоперевозок.
Только 25 июня 1924 года в Омске состоялось открытие первого регулярного автобусного движения по маршруту вокзал – ветка - городской театр - завод Рандрупа - Загородная роща. Тогда же была создана автотранспортная торгово-промышленная контора. Ее первым директором стал И.В. Литвиненко. На маршруте работало шесть автобусов, переоборудованных из грузовиков и вмещающих 14 пассажиров. Билеты продавал сам водитель. Движение было организовано с 7 часов 30 минут утра до 16 часов дня, после 16 пассажиры ездили на гужевом транспорте. За год на автобусах было перевезено 430 тысяч человек. В 1925 году Омск уже располагал 12 автобусами иностранного производства, которые из-за изношенности часто простаивали в гаражах. В 1927 году поступили новые автобусы «Фомаг» с «громадной грузоподъемностью в 45 человек, а если потесниться, то и в 60». На смену им пришли крытые ГАЗы. Автобусный парк города рос постепенно: в 1936 году машин было 29, через год - 52 автобуса. Но спрос на много опережал предложение и городские автобусы постоянно были переполнены.
Резкий рост автобусного движения начался в Омске с открытием Ленинградского моста. В 1960-е годы на смену неказистым «ПАЗикам» пришли автобусы ЛиАЗ-67 на 28 сидячих мест. В часы пик такой автобус мог перевезти до 100 пассажиров. Народ окрестил это детище отечественного атопрома «луноходом». Менялись марки автобусов, рос объем перевозок. К 2005 году муниципальный транспорт осуществлял перевозку пассажиров на 950 автобусах, которые курсировали по 98 маршрутам, а с введением сезонных садовых перевозок – по 142 направлениям. Автобусный парк города постоянно совершенствуется. Кроме машин повышенной вместимости, с 1996 года работают автобусы, оборудованные для перевозок инвалидов-колясочников. В 2007 году в салонах установили видеомониторы LCD, по которым пассажиры могут смотреть рекламные ролики и новости. Омский автобус-трудяга заслужил свое доброе слово. Жаль, что нет возможности поставить рядом нынешний комфортабельный «вольво» с первым грузовиком под брезентовым тентом и двумя лавками в качестве сидений. Чтобы явственно увидеть, как идет время.