Кто делает обувь машинам?
Официальное решение о строительстве шинного завода в нашем городе было принято Советом Народных Комиссаров 16 марта 1938 года, а 1 июня вышел в свет Приказ № 422 по Народному комиссариату машиностроения «О строительстве Омского шинного завода в городе Омске». Строительные работы начались тогда же, в 1938 году, однако они продвигались медленными темпами. Основная работа на строительстве развернулась только глубокой осенью 1941 года. К тому времени были утверждены списки руководящего инженерно-технического состава, квалифицированных рабочих и мастеров. Их должны были выделить Ярославский и Ленинградский шинные заводы, Московский опытно-шинный завод и НИИ шинной промышленности. Были разработаны сводные заявки на ингредиенты и корд; развернулась разработка технической документации и размещение в городе заказов на производственный инвентарь; разработаны технологические карты по всем переделам производства, уточнены спецификации, составлены инструкции по всем рабочим местам.
Вскоре на площадку, специально отведённую на восточной окраине Омска, стали один за другим прибывать эшелоны с людьми и оборудованием с Ленинградского и Ярославского шинных заводов, Ленинградского сажевого завода. Работали на строительстве круглосуточно, при любой погоде. Люди сутками не уходили с производства: отработав по 12 часов на строительстве, шли разгружать вагоны с оборудованием и сырьем. Основные строительные и монтажные работы велись в пятиэтажном главном корпусе, не имевшем потолка и внутри занесенном снегом. На открытых галереях по всем этажам располагались цеха. Не дожидаясь сооружения крыши, здесь сразу же начали подготовку фундаментов под тяжелое оборудование, монтаж которого был проведен на холоде, под открытым небом.
По воспоминаниям П. Г. Приходько, пришедшего на завод в 1941 году 14-летним пареньком и ушедшего на заслуженный отдых в должности заместителя генерального директора по коммерческим вопросам: «В военное лихолетье заводу катастрофически не хватало людей, не говоря уже о технике. Так, роль котельных выполняли четыре паровоза серии «ОВ», или «овечки». Корд, сажа и другие полуфабрикаты перевозились большей частью вручную, на тележках, да гужевым транспортом. На заводе с самого начала войны существовала конная база, и этот древнейший вид транспорта играл для предприятия огромную роль. На конюшне было около полусотни лошадей, для которых специально сеяли овес и заготавливали сено. Компанию им составляли быки – поистине экзотический даже тогда транспорт». За самоотверженный труд на строительстве Омского шинного завода его первый директор В. П. Чесноков и экскаваторщик А. С. Лазуткин получили звание Героя Социалистического Труда.
В годы Великой Отечественной войны Омский шинный завод был единственным предприятием в стране, от которого фронт и тыл ждали автопокрышки: дорог был каждый день, каждый час. 24 февраля 1942 года – дата, которую считают днем рождения Омского шинного завода. В этот день была собрана первая омская покрышка размера 6,50-20 для «полуторки». Выпуск первых партий шин сопровождался исключительными трудностями: от несовершенного оборудования до неотработанных технологических схем. Не было нужного ассортимента каучуков, сажи, ускорителей. Главный корпус все еще стоял без крыши, и сборка первых покрышек шла при минусовой температуре. Требовались камеры, а условий для их изготовления не было вовсе: камерного цеха просто не существовало. Выручала смекалка русского мастерового человека, умеющего найти выход из любой ситуации. Однако, уже через месяц омичи дали стране первые 500 шин, которые увезли на фронт в вагоне, прицепленном к воинскому эшелону.
В 1942-1945 гг. завод выпускал 5 типоразмеров шин, в том числе авиационных, и гусеничные катки для танков. Начиная с 1943 года, предприятию неоднократно вручалось Красное знамя Государственного Комитета обороны; горкома ВКП (б) и исполкома горсовета; Совета Министров РСФСР и ВЦСПС; Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, множество почётных грамот. В 1945 году 19 лучших производственников были награждены орденами и медалями, около тысячи шинников удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
ОАО «Омскшина» – это славная 75-летняя история, полная побед и свершений, верность традициям, люди, имена и достижения которых навеки вписаны в трудовую летопись предприятия, это и сегодняшние работники акционерного общества, успешно продолжающие дело основателей завода.