Омский театр. Начало
Заложенная в 1716 году Омская крепость долгое время оставалась типичным поселением окраины Российской империи, где основную часть населения составляли военные и казаки, не было учебных заведений и учреждений культуры.
Прибывший в Омскую крепость зимой 1764 года командир Сибирского корпуса Иван Иванович Шпрингер для строительства новой крепости собрал команду строителей, топографов и инженеров, создав своего рода технический центр – «чертежную» и пополнил гарнизон офицерами. Как сторонник «просветительской» политики Екатерины II, Шпрингер поощрял занятия искусством молодых офицеров для поднятия общей культуры и отвлечения их от вольнодумств.
При его поддержке инженер-топограф Иван Григорьевич Андреев, служивший в Омской крепости с зимы 1761 года и состоящий в инженерной команде, открыл здесь любительский театр – «Оперный дом». Андреев был главным вдохновителем и режиссером театра, спектакли ставились под его «смотрением и предводительством». Он же руководил оформлением постановок, будучи опытным рисовальщиком, пиротехником, мастером на все руки.
В своей «Домовой летописи» – своеобразной хронике, рисующей жизнь Омской крепости в этот период, И. Г. Андреев писал: «В сию ж зиму (1764/65 г.) к рождественской неделе учрежден от генерала [И. И. Шпрингера] был в чертежной, для полирования молодых людей, оперный дом, где и чинили представления разных трагедий и комедий, под смотрением и предводительством моим, причем на расходы со зрителей сбиралось довольно денег и употреблялись на разные платья и уборы».
«Оперный дом» разместился в здании инженерного штаба. Труппа была любительской, поскольку состояла из офицеров, чиновников, их жен и родственников. На деньги благотворителей – местных мещан и купцов приобреталась бутафория и театральные костюмы. Репертуар театра был разнообразен, в нем ставились классицистические трагедии и комедии, «слезные драмы» и «комические оперы». Театральные представления устраивались в праздничные дни для широкой публики, а также входили в программу официальных и закрытых торжеств и вечеров.
Самодеятельные театральные постановки «Оперного дома» были известны всем офицерам Иртышской линии, которые часто приезжали в Омск из более отдаленных гарнизонов. Драматические представления как средство развлечения быстро распространялись, привлекая новых приверженцев. За первые годы своего существования, светские любительские спектакли в Омске привились, вошли в быт, без них не обходилось ни одно большое торжество.
«Оперный дом» появился в Омской крепости всего на 8 лет позднее театра Федора Волкова в Санкт-Петербурге, с открытия которого ведет свое летоисчисление русская профессиональная сцена. «Оперный дом» стал первым светским театром в Зауралье.4Возникновение в крепости театра поспособствовало духовному развитию и просвещению населения и стало уникальным событием, положившим начало традиции любительского театра в Сибири. У берегов тихой Омки, на маленькой сцене «Оперного дома» забил источник светского театрального искусства.
Долго ли существовал «Оперный дом» в крепости – неизвестно, от театра начала XVIII века в Омске не осталось почти никаких следов…