Библиотека рядом с домом. Десять причин остаться

Чернявская Наталья Леонидовна,
директор БУ г. Омска «ОМБ»

Используя термин «муниципальная библиотека», мы имеем в виду не только форму собственности, но и ее общедоступность. Это библиотека, максимально приближенная к месту жительства: небольшая, удобная, своя. В России такие библиотеки составляют многочисленную сеть, и, поэтому видимо – самую уязвимую, поскольку наблюдается тенденция ежегодного ее сокращения.

Периодически возникают дискуссии о судьбе библиотек. Но общество должно понимать, что муниципальные библиотеки разнообразны в своей деятельности  и именно полифункциональность обеспечивает их жизнеспособность и развитие.

Руководители субъектов Федерации, федеральных и региональных библиотек непосредственно участвуют в формировании культурной политики и ваша позиция и авторитетное мнение очень важны для нас, муниципалов. Разрешите представить доводы в пользу сохранения муниципальных библиотек на культурной карте страны. Аргументов для этого достаточно. Возьмем за основу популярный подход – озвучим 10 причин.

Первая и самая очевидная – Муниципальная библиотека является близким, удобным и доступным учреждением культуры для жителей разного возраста, центром чтения на своей территории. До нее можно добраться максимум за 15 минут, здесь читателя знают по имени, нет сложной системы поиска, книгу можно взять в руки, поскольку практически весь фонд представлен в открытом доступе. При этом библиотека ориентирована на социально незащищенных граждан. История Рэя Брэдбери актуальна в любые времена[1].

Библиотека  объединяет и людей, и культуры. В стремительное время, когда всем не хватает общения, эта функция осмысляется заново. В маленьких городах и населенных пунктах – это единственное место реального, а не только виртуального разговора о книге. Нет смысла говорить о техниках продвижения чтения. Сегодня множество инновационных практик, которые формируют устойчивый интерес к чтению.

Библиотеки отличает мобильность в стремлении расширить условия доступа к библиотечной услуге для каждого жителя. Поэтому меняется режим работы; развивается практика доставки книг на дом, в организации; работают летние читальные залы, библиотеки на колесах.

Вторая причина в том, что муниципальная библиотека формируется как центр общественного доступа к социально значимой информации. Можно даже говорить о ее особой социальной миссии – стать активным посредником в информационном взаимодействии власти и населения. Возможно, переосмысление новой роли библиотек в жизни местного сообщества началось 15 лет назад, когда создавались публичные Центры правовой информации.

Продвигаются современные электронные сервисы в повседневную жизнь граждан. И население, и власть рассматривают библиотеки как Центры доступа к открытой информации электронного правительства. Процесс пошел дальше и теперь в субъектах РФ создаются офисы МФЦ на базе сельских, районных библиотек. Жители небольших и отдаленных населенных пунктов  должны иметь возможность получать госуслуги, не выезжая в районные и областные центры. Мы знаем, что в Чувашской Республике для этих целей используют модельные библиотеки. А в крупных городах – создаются контакт-центры на базе библиотек, организуются точки общественного доступа к Порталу госуслуг. 

Третья причина – в том, что «Муниципальная библиотека развивается как равноправный субъект социальной инфраструктуры территории». В публичной библиотеке, как правило, «сходятся» многие потребности общества. Именно поэтому она постепенно становится одним из центров  общественной жизни территории. Потому что приближена к месту жительства, потому что умеет встраиваться в социальные коммуникации, потому что способна консолидировать общественность вокруг социально значимых проблем. Сегодня не вызывает недоумения, почему люди голосовать  идут в библиотеку и на встречу с представителями власти – тоже в библиотеку. Она становится площадкой для проведения публичных обсуждений и слушаний. Модельные сельские библиотеки сегодня рассматриваются как центры устойчивого развития местных сообществ.

Стабильными партнерами стали общественные организации, в том числе объединяющие людей с инвалидностью. Развивается тесное сотрудничество с Центрами социального обслуживания и Комитетами территориального общественного самоуправления. В Омске специалисты 18-ти библиотек входят в состав Комитетов. Ежегодно мы получаем грантовую поддержку муниципалитета на реализацию партнерских социальных проектов.

Уже существует практика создания Центров социальной активности и партнерства, пользователями которых становятся местные общественные организации, движения, благотворительные фонды. Различных примеров по России множество.

Еще одна причина для утверждения в социуме и возможность для развития в том, что муниципальная библиотека готова стать местом, куда человеку хочется пойти. Да, где-то библиотеки уже стали реальным третьим местом: российская библиотека для молодежи, московская Тургеневка, библиотека иностранной литературы, где-то «переключение» еще в процессе, где-то только проектируют новую среду. Но все понимают, что такое общественное пространство – принципиально иного типа людям необходимо. Где интересно проводят время, забывают о проблемах, взяв в руки хорошую книгу, находят новые знакомства. Здесь есть Wi-Fi, функционально организовано пространство, сюда просто добраться.

Полностью согласна с заместителем директора библиотеки иностранной литературы, которая считает, что «Третье место – это место, где человеку хочется быть. Дома он есть, на работу должен, и не хватает именно такого, где хочется быть. Библиотека становится площадкой для коммуникации, местом, где можно разговаривать на любую тему – вне времени и пространства».

Городские и сельские библиотеки не всегда могут переформатироваться в силу того, что необходимы значительные инвестиции. У нас, например, есть целый ряд проектных решений, реализовать которые можно лишь при наличии финансовых средств. Мы над этим работаем, ищем партнеров и заинтересованных лиц. Пока лишь несколько библиотек в Омске можно назвать третьим местом.

Пятое. Муниципальные библиотеки, особенно для детей и юношества, можно рассматривать как центры содействия духовному развитию личности и ее социализации. Усилия направлены на просвещение, на формирование  патриотических чувств и основ нравственного поведения. Масштабы этой деятельности подтверждает статистика. Только омские муниципальные библиотеки проводят для детей и молодежи более 6-ти тысяч мероприятий ежегодно. В них находят отражение вопросы межличностных отношений, самопознания,  выбора профессии. Библиотеки рядом с домом становятся и одной из «площадок профилактики безнадзорности», принимают участие в судьбе детей «группы риска». Таким образом, происходит включение в широкий социальный контекст.

Библиотеки активно участвуют и в формировании исторического сознания местного сообщества: организуя краеведческие фонды, сохраняя местные традиции, создавая музейные экспозиции. Во многих регионах краеведческий туризм и продвижение территории через культурные бренды – перспективное направление именно библиотечной деятельности.

Шестая причина. Муниципальная библиотека ориентирована на поддержку потребности в неформальном образовании и развитии на протяжении всей жизни человека. Самостоятельно или совместно с другими организациями реализуются образовательные проекты по разным направлениям: изучение иностранных языков, создание центров раннего развития детей, фотостудий и т.д. Особое внимание уделяется обучению компьютерной грамотности людей пожилого возраста. Наш проект «On-line решения для старшего поколения» показал, насколько востребованы  библиотеки в новом качестве и насколько они отвечают ожиданиям тех, кто живет рядом: желающих было в разы больше наших возможностей. Социальный эффект этой деятельности в реальной помощи тем, кто в ней нуждается: мы учим больных людей оплачивать коммунальные услуги и записываться на прием к врачу не выходя из дома, помогаем одиноким людям найти друзей в социальных сетях.

Седьмая причина основана на активном вовлечении населения в разнообразную творческую деятельность. Мы содействуем развитию личности с помощью совместного познания, общения и творчества. Коллеги из Ульяновска даже вывели формулу библиотечного досуга – ЧТЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, РАЗВИТИЕ.

В муниципальных библиотеках регионов стабильно работают различные творческие объединения, клубы и кружки по интересам, студии и мастерские. Они бесплатны и открыты для всех желающих. Библиотеки организуют выставки творческих работ, проводят конкурсы и фестивали. Среди гостей – музыканты, актёры, писатели, поэты, самодеятельные авторы. Мы надеемся, что наша деятельность объединяет жителей разных поколений и социального статуса и решает проблему досуга.

Восьмое. Муниципальная библиотека – удобное место получения услуг и сервисов  рядом с домом. При сохранении бесплатности основных форм библиотечного обслуживания, пользователям предлагается широкий спектр дополнительных услуг.

Стремление к экономии личного времени – одна из тенденций современной жизни. Сервисные услуги, необходимые в повседневной жизни: копирование, сканирование, печать документов пользуются у жителей постоянным спросом. Экономим время пользователя, внедряя он-лайн сервисы: продление срока пользования, информирование, виртуальная справочная служба, электронная доставка и удаленный доступ к  документам.

Не вызывает удивления, что в библиотеке можно заполнить налоговую декларацию, выучить иностранные языки, получить консультацию юриста психолога, оставить ребенка в игровой комнате.

 Для комфортности создаются вай-фай зоны, устанавливаются кофе-машины, киоски по продаже книг и сувениров. Постепенно население начинает  воспринимать муниципальные библиотеки в качестве сервисных центров.

9 причина связана с вопросами толерантности, мирного общежития представителей различных национальностей. Это важнейшие элементы развития гражданского общества. Библиотека, как никакое другое учреждение подходит для межкультурного воспитания и обучения:

- ее информационные ресурсы и новые технологии обеспечивают доступ к актуальной информации;

- есть постоянное место общения и изучения родного языка, возможность привлечения экспертов по национальным культурам.

Деятельность библиотек и центров национальных литератур, центров толерантности в Санкт-Петербурге, Нижневартовске, Новосибирске, Ульяновске и других городах подтверждает, что муниципальные библиотеки стоит рассматривать как территорию диалога культур, площадку для формирования межэтнической толерантности.

И последняя причина, которую я озвучу – библиотека – гибкая система, меняющаяся вместе обществом, соответствующая социуму и его потребностям. Более того, муниципальные библиотеки не ждут перемен, а провоцируют их. Провоцируют активной профессиональной позицией, изменением подходов к своей деятельности, внедрением новых практик и информационных технологий, включением во все сферы жизнедеятельности территории.

Мы назвали десять условных причин. У вас наверняка найдутся и другие аргументы. Однако для того, чтобы библиотеки городских и сельских поселений, в большинстве своем, развивались дальше, кроме нашего энтузиазма и поддержки общественности, нужны значительные инвестиции. Необходима системная модернизация библиотек, которая одновременно затронет и обеспечение деятельности, и преобразование внутренних пространств и организацию дополнительных сервисов. И от этого тоже зависит качество информационно-библиотечных услуг.

Главный вывод в том, что у каждой девочки из далекого села и у каждого мальчика из спального района должна быть библиотека рядом с домом. Тогда не будут возникать вопросы – почему страна перестала читать? Это очевидно. «В солнечный день не спрашивают – отчего светло?» – говорил Максим Горький[2].

Благодарю за внимание и надеюсь на поддержку муниципальных библиотек.

 

[1] «Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку…» – Р. Брэдбери, статья «Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на Луне в 1932-м», опубликована в 1971 году. Текста статьи нет, она цитируется в Интернете, например, в Википедии. Брэдбери, Рэй [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/.

 

[2] Горький, М. Полное собрание сочинений [Текст] : художественные произведения в 25 томах / М. Горький. – Москва : Наука, 1972. – Т. 13. Пьесы. Сцены. Наброски : 1907–1917. – С. 357.