Творческие индустрии молодых: омский библиотечный сегмент
1. К творческим индустриям относят не только деятельность в области искусств, ремесел и дизайна, но и культурный туризм, индустрию досуга, создание развлекательных интерактивных программ. Мы хотим, чтобы общество рассматривало и библиотечные молодежные проекты как потенциальный сегмент творческого сектора. Наш Молодежный совет использует разные формы организации интеллектуального досуга населения.
2. Чтобы стать активными участниками культурного туризма, развивается деятельность Экскурсионного бюро. Пока в течение года проводится более 30-ти экскурсий для омичей, студентов и школьников, делегаций из разных стран. Тематика экскурсий разная: «Омская крепость», «Станция «Омск» и окрестности», «Казачий форштадт», «Императорский Омск».
3. Разработана не только пешеходная экскурсия по местам пребывания в Омске Федора Михайловича Достоевского. Историко-литературный маршрут «Омск Достоевского» представлен на Google-картe в виде QR-кода. Приятно, что деятельность экскурсионного бюро признана одной из лучших среди 400 практик, заявленных на Пятый Международный смотр-конкурс городов СНГ и ЕврАзЭС.
4. Творческие индустрии способны менять облик города. Читальные залы под открытым небом – это библиотечное решение превращения городских парков и скверов в места интеллектуального досуга. Более 5-ти лет в Омске работает 15 Летних читальных залов. В целом, на открытых площадках проводится около полутора тысяч мероприятий. При этом используются и различные виды творческой деятельности: литературный боди-арт; квиллинг; скрап-буккинг.
5. Формой популярного интеллектуального досуга стали фотокроссы - соревнование, совмещающее в себе фотокронкурс и городское ориентирование. Команды участников собираются в точке старта и получают кросс-лист с указанием «станций», которые нужно пройти, выполняя определенные задания. Фотозадания представлены литературной темой. Оценивается креативность фотографий и скорость прохождения кросса.
6. Фотокросс «Старый Омск в объективе», посвященный почти 300-летней истории города проходит в исторической части Омска. В качестве фотозаданий – строчки из стихов наших авторов. Задача команд – отразить на фотографиях свои ассоциации, эмоции по поводу поэтических строк.
7. Подобные мероприятия мы проводим не только на открытых площадках. Фотокросс «Омская культура в объективе» привлек внимание творческой молодежи во время работы региональной выставки в областном экспоцентре. События культурной жизни города, деятельность талантливых людей стали предметом для фотокросса. Участники увлеченно разыскивали «человека с книгой» в качестве объекта «фотоохоты» на огромной площади в 7 тыс. квадратных метров.
8. Поскольку молодежь сегодня буквально живет «ВКонтакте», на «Facebook» и в твиттерах, общение в социальных сетях позволяет воплощать библиотечные идеи в новом формате. В сообществе «ПРО ЧТЕНИЕ В ОМСКЕ» обмениваются мнениями на книжные темы, публикуются остроумные цитаты о книгах, информация о креативных способах продвижения чтения, проектах и акциях наших библиотек.
9. Еженедельно Молодежный совет проводит в группе оnline-игры разной тематики. «Экранизации» - когда участникам предлагаются кадры из фильмов по литературным произведениям. «Литературные ассоциации», в основе которой - некий предмет, вызывающий ассоциацию с книгой. «Угадай мелодию», где вместо предметов и кадров угадывают книги по музыкальным композициям из фильмов. Победителю присваивается звание: «Мозг недели». Приз - виртуальный подарок.
10. Популярность оnline-игр «ВКонтакте» привела к созданию и других виртуальных форм привлечения пользователей. На нашем сайте запущена виртуально-реальная игра для знатоков родного города «ФотоСитиКвест». Игра проходила в несколько этапов. Участники находили на сайте задания в виде «городских фотозагадок». Ответы требовались не всегда вербальные, ряд вопросов предполагал в качестве ответа фотографии.
11. По такому же принципу строилась виртуальная игра к 200-летию Бородинского сражения. Желающие проверили свои знания о войне 1812 года, заново открыв для себя прославленного героя, поэта Дениса Давыдова. Здесь победитель получил реальный приз – торт «Наполеон».
12. В этом году впервые в Омске, Молодёжным советом совместно с Центром молодёжных инициатив «На связи» реализован проект «Живая Библиотека», в которой «книги» – живые люди, а чтение – разговор. Библиотека работала, как и обычная: «читатели» приходили, выбирали «книгу» и читали её в течение определённого времени.
13. Хочется ли вегетарианцам мяса? Чего ждут от Деда Мороза воспитанники детских домов и как не замерзнуть зимой в горах? – эти и другие вопросы интересовали участников акции. «Надеюсь, это был стартовый проект... и вскоре «Живая библиотека» откроется снова!!!» - цитата из отзыва.
14. Формат флэшмоба используют не только в маркетинге и рекламе, но и в библиотеке. В Омске они проходят разные. Что касается нас, то главной целью действа конечно становится продвижение книги. «Читаем Аркадия Кутилова», «Омск Достоевского», «Самая старая книга в домашней библиотеке». Принимали участие и в общероссийском либмобе «Как пройти в библиотеку?»
15. 19 апреля мы впервые стали участниками российской акции «Библионочь».
Поклонников поэзии радовали талантом актёры молодежного театра. В клубе «Модное чтение» обсуждались книжные новинки. Для участников квеста открылись двери всех хранилищ. В видеосалоне демонстрировались лучшие литературные экранизации. Каждый полуночник мог погадать на книгах и сделать фото на память с литературными героями-пневмокуклами.
16. В «Библионочь» известная игра «Мафия» приобрела литературный формат: в неравной схватке столкнулись представители мафиозного клана крёстного отца Вито Карлеоне, героя книги Марио Пьюзо, и мирные жители: Анна Каренина, Гарри Поттер, Александр Чацкий и другие яркие персонажи классической и современной литературы. Блеф, интриги и радость победы сопровождали остросюжетную игру.
17. Социальный городской проект «Сказочная почта Деда Мороза», координаторы - омские муниципальные библиотеки. В течение трех лет полуторы тысячи детей ежегодно отправляют поздравления Деду Морозу и в ответ получают письма-пожелания. Электронная почта расширяет географию проекта. Омскому Деду Морозу пишут из Санкт-Петербурга, Москвы, Сочи, Кирова, Республик Коми и Адыгея; стран ближнего зарубежья.
18. Мы понимаем, что сегодня нужно формировать наш позитивный имидж. «Библиотекарь красивый» - рекламный фотопроект о молодых библиотекарях и их любимых книгах. Для создания образа в качестве фона выбрались публичные места: торговый комплекс, кафе, оживленная улица. Прохожих удивляло, что это социальная акция в поддержку чтения.
19. Проект поддержала «Комсомольская правда». На сайте газеты был запущен конкурс «Выбери самого красивого библиотекаря Омска!» За понравившуюся участницу голосовали в режиме on-line. Нас порадовало множество комментариев, в том числе с вопросами об адресе библиотек, в которых работают девушки.
20. Социально-культурные практики, которые я представила – это только пробы и поиски. Стоит сосредоточиться на развитии творческих индустрий. Нужно включаться в общую деятельность по созданию благоприятной социальной среды и развитию конкурентоспособности своего города.
Подробная информация о наших проектах на сайте Омских муниципальных библиотек: www.lib.omsk.ru