Воин, журналист, драматург
Николай Пантелеевич Анкилов родился 18 ноября 1923 года в деревне Лярово Башкирской ССР в семье кузнеца. Детство провел в Новосибирской области. В школьные годы был редактором стенгазеты, участником художественной самодеятельности, членом кружка любителей литературы. Сам писал стихи, басни, рассказы и лучшие в классе сочинения. Десятиклассником в 1940 году поступил в Авиационную школу летчиков-наблюдателей, после расформирования которой в 1942 году был направлен в первое Киевское артиллерийское училище, дислоцированное в Красноярске. В звании лейтенанта в марте 1943 года отбыл в распоряжение командующего артиллерией Степного фронта. В июне был назначен командиром огневого взвода 1316-го истрибительно-противотанкового артиллерийского полка в составе которого прошел весь боевой путь: участвовал в Курской битве, форсировании Днепра, освобождал Кишинев, Яссы, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию. После разгрома фашистской Германии полк участвовал в войне с милитаристской Японией, освобождал Маньчжурию. По окончании Второй мировой войны Николай Пантелеевич служил в Заполярье (1948–1951 гг.) и в одном из соединений Омского гарнизона (1951–1955 гг.). В звании майора в 1955 году был уволен в запас.
Демобилизовавшись, Анкилов некоторое время работал секретарем партийной организации Павловского совхоза. С 1957 года стал сотрудником сельхозотдела Омского радио, позднее – редактором сельхозпередач Омской студии телевидения (1962), работал собкором газеты «Омская правда» в Муромцевском районе (1965–1972 гг.). С 1959 года он член Союза журналистов СССР.
В многочисленных журналистских поездках и встречах выкристаллизовалась основная тема творчества Н. П. Анкилова и эта тема – Человек. Первые публикации произведений Анкилова относятся еще к армейскому периоду его жизни. Так в окружной газете «Советская Чукотка» появились его стихи, позже «Калачинская правда» и «Омская правда» печатали его рассказы и очерки. Наряду с репортажами журналист публиковал и фрагменты из своих более крупных литературных произведений.
С середины 1960-х годов Николай Анкилов начинает работать как сценарист и драматург. Он пишет сценарии для художественного фильма «Букварь» (1964), для телеспектаклей «Цена совести» (Омская студия телевидения, 1965), «Незабываемые годы» (1967), пьесы «Тяжелая земля», «Хлеб насущный». Подлинную писательскую славу ему принесла пьеса «Солдатская вдова», поставленная на сцене Омского драматического театра (1971) и ставшая центральной в его репертуаре на десять последующих лет. Пьеса, рассказывающая о жизни сибирской деревни на протяжении почти двух десятилетий, о судьбе человека как о судьбе целого народа, стала подлинным гимном русской женщине, претерпевшей все тяготы военного быта. Актер Борис Каширин, сыгравший в спектакле роль председателя Плетнева, так отозвался об этом произведении: «Мне очень дорог этот спектакль, воспевающий силу и мужество людей, вынесших боль, утраты, непомерное напряжение сил, чтобы вырастить хлеб для Победы; дороги образы солдатских вдов, ведь они штрихи к образу Родины-матери». Пьеса с успехом шла более чем в ста театрах нашей страны и за рубежом. За это произведение Николай Пантелеевич Анкилов в 1973 году был удостоен Государственной премии РСФСР им.
К. С. Станиславского. Вслед за «Солдатской вдовой» на омской сцене была поставлена новая анкиловская пьеса «Всего три дня» (1973).
В 1974 году Анкилов был принят в Союз писателей СССР. Его перу принадлежат еще несколько пьес («Родник в овраге», «Тревога», «Не хочу рая», «Таежная легенда»), две повести («Последний» и «Село Березово») и роман «Березовские будни (были)». К сожалению, ряд его произведений был опубликован лишь после смерти автора.
Боевые и трудовые заслуги Н. П. Анкилова высоко оценены. Он награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, многочисленными медалями.
Николай Пантелеевич Анкилов ушел из жизни 30 мая 1983 года, похоронен на Старо-Северном кладбище Омска. «Для тех, кто знал его близко и работал с ним, останутся, как подарок памяти, дни, прожитые рядом и осветленные мудрым прикосновением наставника.» (М. Сильванович)