|
Функ, Д. ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫСкандинавские страны. Скандинавские народы начинали готовиться к Рождеству заранее: пекли хлеб, варили пиво, забивали скот и делали кровяную колбасу, а в новолуние изготовляли свечи. За две недели до праздника резали откормленного рождественского поросенка и заготавливали дрова. Перед Рождеством старались выпечь столько хлеба, чтобы его хватило до Благовещенья (25 марта). Кроме того, делали специальные рождественские пряники в виде фигурок людей, различных животных (козла, свиньи) и птиц, а также в форме звезды, которые должны были стоять на столе все праздники. В Швеции в сочельник, на Рождество, Новый год и Крещение устраивали однотипные трапезы: ели рождественский окорок, кашу, рыбу, хлеб, пили пиво. После трапезы разводили в камине огонь: жгли сосновые поленья, окуривая дымом вначале дом и домочадцев, а потом скот. Оставшиеся от очистительного обряда угли собирали и хранили - считалось, что они обладают магическим действием. Дома украшали еловыми ветками.
В Норвегии и Дании на стол обязательно выставляли фигурки животных и птиц, связанных с древней мифологией, например, козла, который был атрибутом Тора (бога-громовержца). А рядом с домом на палке или на коньке крыши укреплялся пшеничный сноп, кое-где также ставили украшенную елку.
У скандинавов издавна существовала традиция появления "рождественского парня" (заранее сделанное соломенное чучело, спрятанное под столом) или "рождественского деда", напоминающего нашего Деда Мороза - с длинной белой бородой, в красной шапке, который приезжает в санях, запряженных козлами бога Тора, и привозит мешок с подарками для детей. С 26 декабря по 13 января продолжалось ритуальное веселье. Во многих местах уже на Рождество ходили ряженые в козлов и привидения, пугая веселящихся людей. На второй день праздника в деревни приезжали "всадники святого Стефана" (покровителя скота), которые останавливались в каждом дворе и пели специальные песни, за что хозяева их угощали, дарили им подарки. В период зимнего веселья почти не работали, ежедневно устраивали вечеринки, где молодежь, разбившись на пары, танцевала до утра.
Святочное веселье прерывалось лишь новогодним днем, который стремились провести как можно удачнее, ибо он определял собой начинающийся год. Накануне особенно веселились ряженые, изгоняя силы тьмы грохотом и шумом, а дети, старательно собиравшие перед праздником черепки от старой посуды, разбивали их о двери домов своих друзей и близких, получая за это угощение.
На девятый день Рождества (2 января) устраивались пиры для стариков, где они рассказывали саги о троллях и привидениях. "День стариков" кое-где сохранился до сих пор.
В праздник "трех королей" (6 января, Богоявление) организовывалось шествие святых королей с Востока (речь идет о волхвах, пришедших поклониться младенцу Христу). Ряженые в библейские костюмы дети или студенты ходили по домам, распевая песни-благопожелания, за что их одаривали закусками и деньгами. После дня "трех королей" начинали убирать елки и ветки с домов. Однако окончанием праздничного сезона считался день святого Кнута (13 января). В этот день устраивались традиционные рождественские бега.
Вечером давался последний рождественский бал, на который являлся ряженый Кнут. После бала он уезжал, и веселый зимний цикл заканчивался.
Германия. Самым большим праздником у немцев считалось Рождество. К сочельнику старались закончить все дела, поскольку начиналось "двенадцатидневье", во время которого многие работы были запрещены. Сочельник и Рождество отмечались семейными трапезами, взаимным дарением подарков. В некоторых местах подарками обносили две девушки в белых одеяниях, одна из которых изображала младенца Христа, а другая - его слугу. На Рождество ставили елку, однако далеко не во всех областях Германии был принят такой обычай. Культ этого дерева пришел из Эльзаса. Повсеместно же украшали дома ветками, в том числе и еловыми, подвешивали маленькие деревца к потолку. Для этих целей использовались ветки бука, тиса, можжевельника, а также омелы. Первые сведения о рождественских елях со свечами относятся ко второй половине ХУШ в. Но в Германии было принято ставить в домах и рождественские пирамиды, вырезанные из дерева, украшенные свечами, цветами, ветками. Рождественская ночь сопровождалась играми, "ясельными" представлениями - драматическими сценками на соответствующие библейские сюжеты. Большое значение придавалось семейной трапезе и зажиганию огня в камине, когда в очаг клалось огромное полено (чурбан) - часть плодоносящего дерева или дуба.
У немцев, народа мистически и суеверно настроенного, с Рождеством и Новым годом связывалось огромное количество примет, поверий, гаданий, магических обрядов. По поверью в это время на земле появлялись все духи, мифические персонажи, наиболее популярными из которых были дикий охотник со свитой, фрау Холле, древнегерманский бог бури и мертвых Водан...
Новогодняя ночь сопровождалась шумными шествиями молодежи, стрелявшей, щелкающей кнутами, певшей серенады под окнами возлюбленных. Парней, беснующихся под окнами, принято было приглашать в дом и угощать. Молодежь, совершая ритуальный обход деревни, писала на дверях домов дату Нового года, а заодно парни могли нарисовать сердце или осла в зависимости от отношения хозяев к ним.
Рождественский цикл завершался 6 января праздником "трех королей". Считалось, что день уже прибавился на "петушиный шаг" и самая страшная пора миновала. В этот день в последний раз зажигали елку, после чего ее разбирали. Дом и подворье обязательно окуривали дымом, чтобы окончательно изгнать нечисть. В церкви освящали воду, соль и мел. Священным мелом на дверях и воротах писали кресты и буквы, символизирующие имена трех королей "К+М+Б" (Каспар + Мелхиор + Балтазар), святой водой кропили дом и подворье, а соль добавляли в еду и корм скота против колдовства. Вечером устраивали ритуальную обильную трапезу, поэтому ночь "трех королей" называли "жирной ночью".
Вечером на Богоявление по домам ходили три ряженых мальчика, одетые в длинные белые балахоны, с коронами на головах.
У одного из ряженых (Балтазара) лицо было вымазано сажей, в руках он держал звезду, укрепленную на длинной палке. Его сопровождали Каспар и Мельхиор с корзиной для подаяний. Входя в дома, ряженые исполняли песенки о рождении Христа в Вифлееме, а хозяевам желали всяческого благополучия, за что "королям" полагалось вознаграждение.
У немцев широко распространен обычай выбора "бобового короля". В Кельне до недавнего времени это был городской праздник, на который приходило множество народа из других мест, так как считалось, что в Кельнском соборе хранятся мощи "трех королей". С последним днем "двенадцатидневья" связывали массу примет, гаданий, суеверных оберегов, магических действ. Этим праздником завершался зимний цикл.
Италия. Италия торжественно отмечает Рождество 25 декабря. Важнейший момент этого праздника - зажжение рождественского полена, которое должно гореть и в Новый год, и на Богоявление (6 января). Считалось, что при этом сгорает все плохое, бывшее в уходящем году.
На Рождество у итальянцев принято дарить друг другу подарки, так как полагают, что это приносит богатство. Вероятно, древнейший обычай одаривания переместился с Нового года на Рождество. Интересно, что церковь упорно осуждала его на протяжении нескольких веков. С рождественской ночью связано множество древних поверий, которые актуальны и в новогоднюю ночь. Например, считалось, что рожденный в эту ночь станет оборотнем, что колдуны и колдуньи именно в это время передают наследникам свои силы, что животные на единственную ночь в году получают возможность разговаривать...
Прежде в канун Рождества и Нового года молодежь устраивала обходы домов с исполнением песен-благопожеланий, собиранием подношений для последующего гулянья. Под 1 января - а именно, этот момент соотносился в сознании итальянцев с зимним солнцеворотом - гадали и примечали по различным явлениям, каким будет начинающийся год. Первые 12 дней года (календы) как бы предопределяли погоду на грядущие 12 месяцев.
В Италии считается, что в канун Нового года надо обязательно освобождаться от всего старого, плохого, ненужного. Поэтому в полночь 31 декабря опасно ходить по улицам - из окон летит ненужная посуда, поломанная мебель, старый хлам, мусор... Утром же 1 января все стараются одеться в новое, убрать дом, в том числе новыми вещами, принести свежей воды.
Веселый цикл зимних праздников заканчивался Богоявлением - Епифанией (6 января), праздником, уходящим своими корнями в глубокую древность. В эту ночь молодежных гуляний делали чучело Бефаны (видимо, искаженное Епифания). Бефана напоминает одновременно ведьму и фею. Например, хорошим детям она приносит подарки, а плохих награждает потухшими углями и золой. После ее чучело, сделанное из тряпок и пакли, как и любого персонажа, олицетворяющего потусторонний мир, торжественно сжигали. Веселая ночь Бефаны заканчивалась ритуальными кострами, уничтожающими все плохое, и древнейшими очистительными обрядами с водой.
Франция. Рождество считается семейным праздником. К этому дню обязательно пекли рождественский хлеб, который украшали зеленью (остролистом или омелой). Часть хлеба отдавали беднякам, домашним животным, бросали в воду, задабривая стихию. В то же время рождественский ужин был и поминальной трапезой, так как полагали, что в дом являются все предки, для которых готовили специальные блюда, оставляя их на столе на ночь. В вечер сочельника зажигали рождественское полено, предварительно окропив его вином и посыпав солью (от колдунов). Этот ритуально-магический акт должен был способствовать плодородию в следующем году, а зола от рождественского полена использовалась в магических и лечебных целях. Головни полена летом зажигали во время грозы как оберег, им же разжигали первый огонь в очаге в случае переезда в новый дом. Пока горело рождественское полено, все семейство должно было сидеть у очага и стучать по нему щипцами, чтобы выбить как можно больше искр, произнося при этом заклинания-благопожелания типа "сколько искр - столько овец", "сколько искр - столько мер зерна".
В новогоднюю и богоявленскую ночи огонь появлялся уже на улицах - зажигались многочисленные костры, выполнявшие очистительные и охранительные функции.
Во Франции, как и в других европейских странах, долгое время сохранялись обряды обхода дворов детьми и молодежью с благопожеланиями накануне всех важнейших праздников зимнего цикла, что, кстати, строго запрещалось церковью. В XIX в. этот обычай почти полностью вытеснился рождественско-новогодними гуляниями, где важную роль стал играть новый персонаж Пер Ноель (отец Ноель) - старик в шляпе с широкими полями, в широком красном плаще и с посохом в руке. Новой для Франции традицией стало установление огромных елок в городах и селениях. Средневековая Франция предпочитала в эти дни смотреть религиозные мистерии. Незадолго до Рождества было принято сооружать в храмах и домах ясли с фигурками персонажей, связанных с рождением Христа.
Новый год отличала особая вера в магию первого дня. Большинство обрядов, связанных с Рождеством, повторялось и в это время, но именно на новогоднюю дату выпадали многочисленные гадания и ритуальное очищение от всего плохого, старого, уходящего. В этот день ходят в гости к родственникам и близким друзьям, делают друг другу подарки.
На "день королей" (Богоявление) было принято печь "пирог королей", в который запекали большой боб или какой-либо предмет. Тот, кому при дележе пирога доставался кусок с запеченным предметом, считался "бобовым королем", приказания которого должны были беспрекословно исполняться. В этот же день совершались ритуальные обходы домов в пользу "трех королей".
Накануне праздника разжигали "костер королей", дрова для которого собирали в повозку, объезжая все селение. Иногда костер зажигали прямо в повозке, которая под аккомпанемент тамбуринов и других музыкальных инструментов проезжала по улицам, символизируя движение чудесной (Вифлеемской) звезды. Затем повозку опрокидывали, головни расхватывали, стараясь обязательно унести домой хотя бы одну, так как это обещало плодородие к грядущем году.
"День королей" завершал цикл зимних праздников. Во многих областях Франции уже со следующего дня открывали карнавалы весеннего цикла.
Испания. На Рождество в Испании, как и в других католических странах, существовала традиция делать рождественские ясли с фигурками библейских персонажей.
Большое значение испанцы придавали трапезе в сочельник и на Рождество. Первая была постной, вторая включала ряд ритуальных блюд: свиное мясо (символ плодородия), яйца (зародыш новой жизни), мучную кашу, вареные и жареные каштаны. Поминальный характер трапезы подчеркивал обычай оставлять для душ предков место за столом и еду.
Специальное рождественское полено слегка обжигали, вынимали из очага и сохраняли для магических целей. Молодежь жгла на улицах костры. А вот рождественское дерево - елку - здесь и сейчас называют "немецким деревом", так как испанцы обычай ставить украшенную ель в доме заимствовали у немцев.
На Рождество было принято общаться с фруктовыми деревьями. Хозяева и гости шли в сад, где хозяин бросал в деревья камни, угрожая их срубить за плохое плодоношение, а гости уговаривали его не делать этого, обещая, что в следующем году деревья дадут богатый урожай.
К этому празднику было приурочено чествование пастухов, для которых в сочельник каждая хозяйка готовила специальные ритуальные кушанья: рыбу, жареное конопляное семя, каштаны, миндальный пирог, особое вино, приправленное пряностями и медом. После ритуального обхода с угощениями во всех дворах пастухи шли в церковь на так называемую петушиную мессу, где двое из них прислуживали в алтаре, а остальные, распевая в церковном хоре, старались подражать голосам животных, чтобы ягнята, козлята и прочие лучше росли.
В Испании существовали и своеобразные обычаи. Например, день "святых невинных младенцев" (28 декабря) - веселый детский праздник, когда детям разрешалось шутить над взрослыми и даже устраивать пародийную мессу.
А в новогоднюю ночь веселилась молодежь. Возле церковной паперти разжигался большой костер. Парни и девушки по жребию разбивались на "брачные" пары и вели себя соответствующим образом до конца зимних праздников. Обычай носил весьма фривольный, эротический характер.
Зимние торжества у испанцев заканчивались днем "трех королей". Сейчас это преимущественно молодежный и детский праздник, во время которого малыши получают подарки "от королей, приезжающих ночью". Двенадцатая из священных ночей была очень веселой, карнавальной - со встречей королей-матов, выбором своего короля и королевы.
Традиционные зимние праздники у россиян ассоциируются в первую очередь с Новым годом, отчасти - с Рождеством, кое-кто может вспомнить и о Крещении (Богоявлении). В европейских странах более привычно соотносить зимние развлечения с Рождеством как основной датой праздничного цикла.
Издревле все народы торжественно отмечали конец старого и начало нового года, что сопровождалось ритуальными действами, способствующими, по поверьям, упорядочиванию мироустройства, творению Космоса из Хаоса. Начало года могло соотноситься с разными сроками, но постепенно эта дата в Европе закрепилась за периодом зимнего солнцеворота.
Распространение христианской религии привнесло много новшеств в культуру европейцев. В итоге сформировалась несколько обновленная традиция, где в наиболее почитаемые праздничные даты использовались обычаи и обряды, синтезировавшие языческие и христианские элементы.
Со временем Рождество Христово стало самым любимым праздником у всех европейских народов. К нему готовились загодя. Предрождественский пост, например, уже считался периодом зимних развлечений. В разных странах торжественно отмечались день святого Мартина (11 ноября), считавшегося покровителем животноводства; день святой Люции (13 декабря), когда старались помочь "зиме перевалить на лето" - удлинить световой день, чему по народным поверьям способствовало возжигание огня, свечей, ношение девушками белых одежд. У многих народов как большой праздник почитался день святого Андрея (30 ноября), на который принято гадать. Наиболее любимым был день святого Николая (6 декабря), считавшийся детским праздником или праздником школьников и студентов. Он сопровождался появлением ряженого с много численными подарками и поздравлениями - "святого Николая", который напоминал Санта Клауса. И если уж не сам Николай, то родители обязательно в ночь на этот радостный праздник клали детям в чулок ИЛИ башмак пусть скромный, но с нетерпением ожидаемый подарок.
Некоторые из праздников с их веселыми и радостными обычаями и обрядами сохранились - особенно в сельской местности - до наших дней. Безусловно, самым почитаемым и повсеместно распространенным остается Рождество, которое отмечают в кругу семьи. Но мало кто забывает и про Новый год, день Богоявления, которые сопровождаются веселыми игровыми и карнавальными действами. |
||||||
|