«Красками и звуками восславляя…»

Рождество Христово - рождение, воплощение, приход в мир Спасителя - одно из важнейших событий евангельской истории. Праздник в честь него, справляемый 25 декабря (7 января по новому стилю), входит в число двунадесятых, любимейших народом праздников. Естественно, поэтому западно - европейское и русское искусство на всем пути своего развития изображало Рождество Христово, художники разных поколений созидали его живущий в вечной памяти образ.

Рождество Христово описано в Евангелии: о нем повествуют, дополняя друг друга, два евангелиста - Матфей и Лука. Кроме того, в Палестине и прилежащих к ней странах существовали многочисленные апокрифы, предания о рождении и детстве Иисуса Христа. Наиболее достоверными считались те предания, которые вошли в «Протоевангелие», дополненный ими евангельский рассказ и стал основой для изображения Рождества Христова в искусстве.

Изображать Рождество Христово начали очень рано, еще первые, гонимые христиане в катакомбах Рима. И с течением времени византийское искусство выработало стойкий канон, унаследованный от него и искусством Древней Руси. Канон, позволяющий соединить вместе все эпизоды предания о Рождестве, представить его в той сути, в которой живет оно в людской памяти и торжествуется в ежегодном празднике. Образец этого древнего, пришедшего на Русь канона - миниатюра конца XI века, украшающая созданное в Константинополе рукописное Евангелие. Прямо посреди листа - черный проем пещеры. Но художник не ведет в него, а пользуется традиционным византийским приемом представлять происшедшее внутри предмета, изобразив его вовне, перед ним. Он изображает на черном фоне пещеры ясли со спеленутым младенцем. Рядом с яслями не лежит, а торжественно восседает Богородица - ведь чудесное Рождение не доставило ей мук, не утомило ее. Потрясение от свершившегося выражено на ее лице, легко и трепетно касается она рукой изголовья Сына. В кормушку, ведь пещера заброшенный хлев, заглядывают вол и осел - символ двух народов - иудейского и языческого, которым равно принес спасение Иисус Христос, а рядом пасутся стада - символ всей земной твари, на которой тоже должно отозваться рождение Божьего Сына.

Высоко над пещерой, у самого поля миниатюры, сияет Вифлеемская звезда, и сноп света от нее, прорезая тьму, падает прямо на лежащего в яслях новорожденного. Рождество не свершается внутри пещеры: уже свершенное, оно словно выходит из ее тьмы, раскрывается в своем высоком и таинственном смысле. А вокруг пещеры горы и уступы, прочерченные резкими линиями, освещенные трепетным светом. Это не просто поле и холмы, окружающие заброшенную пещеру над Вифлеемом, а земная твердь, в недрах которой свершилось Рождество.

На этих уступах и горках, на этой земной тверди располагаются легкие фигурки всех участников события, всех свидетелей свершившегося, объединенных общей причастностью к открывающейся великой тайне. У ног Богоматери сидит погруженный в глубокую думу Иосиф. Прямо над ним, у самой вершины подымающейся над пещерой горы, поют радующиеся ангелы, печать потрясения лежит и на их ликах. А один из них, ступая по склонам, идет к изумленным пастухам, одетым в шкуры, и, простирая к ним руку, сообщает о свершившемся. Внизу две повитухи купают еще раз изображенного младенца, вводят его тем самым в круг обычной жизни и, подняв на руках, словно являют его миру. И над всем этим мерцает золотой фон, льется негаснущий свет вечности.

Прекрасные образы Рождества Христова ставят всех нас - и тех, кто обращается к ним в храмах, и тех, кто знакомится с ними в музеях и по книгам, - в единую человеческую цепь постигающих таинственную и великую суть этого события. В ту цепь, в начале которой стоят волхвы и пастухи, пришедшие почти две тысячи лет назад на пастушеское поле под Вифлеемом.

Образы Рождества Христова // Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н.А. Барская. - М.,1993. - С.63-69.

Одна из лучших икон Рождества Христова принадлежит кисти великого русского иконописца рубежа XV века Андрея Рублева. Это классический образец рождественской иконографии, в котором с помощью красок передано евангельское повествование о рождестве Христа. Кроме того, на иконе Рождества отчетливо видно, как иконы связаны с песнопениями. Православные иконы и песнопения объясняли смысл христианского учения: вместе они являлись богословием в красках и звуках, художественным толкованием слов Евангелия. Образ и звук объединялись, чтобы выразить глубоко духовные понятия. Рождественские иконы связаны с праздничными песнопениями, и прежде всего с самым главным из них - рождественским кондаком:

Дева днесь Пресущественного рождает,

И земля вертеп Неприступного приносит,

Ангелы с пастырьми славословят,

Волхвы же со звездою путешествуют.

Нас бо ради родися

Отроча младо, Превечный Бог.

Владышевская, Т. Рождество / Т. Владышевская //Искусство. - 2000. - 1-5 янв.(№6). - С.16-17. - Прил. к газ. «Первое сентября»

Рождественский «гимн»

В Германии - «О, Елка!» («О, Tannenbaum»), во Франции - «Красивая елка» («Bon sapin»), в Америке - «Колокольчики зве-нят» («Jingle bells»), в России - «В лесу родилась елочка».

Единой для всех католических стран является песня «Ти-хая ночь», которую поют на всех языках (на немецком «Stille Nacht», на английском «Silent Night»).

Необычна история этой песни.

В 1818 г. в соборе Святого Николая в австрийском городке Оберндорф, вблизи Зальцбурга, произошла большая неприятность, поч-ти по Гофману, - мыши прогрызли меха органа. Помощник викария по имени Йозефа Мор обнаружил это мышиное злодеяние 23 декабря. А 24 декабря - рождественская месса. Ее невозможно служить без музыки. Перебирая разные варианты, Мор пришел к мысли, что положение мо-жет спасти торжественная песня, которую можно было бы испол-нить без музыкального сопровождения. Отчаяние пробудило фанта-зию, и помощник викария сочинил несколько подходящих к случаю чет-веростиший. Но вот музыку писать он не был способен. У Мора был приятель, живший в соседнем городке Арнсдорф, - учитель и органист Франц Грубер, который умел сочинять мелодии. К этому Груберу он и помчался, умоляя придумать музыку. Времени совсем не оставалось - неотвратимо приближалась рождественская ночь. Грубер оказался хо-рошим другом - для спасения приятеля он написал мелодию. Видимо, на музыканта снизошла благодать, потому что мелодия эта пережила века.

В первый раз песня «Тихая ночь, Святая ночь» прозвучала 24 декабря 1818 г. под сводами собора Святого Николая. Она быстро рас-пространилась по Австрии и соседней с ней Германии и долгое время считалась народной песней неизвестного происхождения.

Наверное, имена Франца Грубера и Йозефа Мора так и оста-лись бы неизвестными, если бы не прусский король Фридрих Вильгельм IV. Он услышал песню в Рождество 1853 г. «Тихая ночь, Святая ночь» потрясла короля. Он понимал, что у песни должны быть авторы, и приказал придворному концертмейстеру разыскать их. Это оказалось делом непростым: и Грубер, и Мор были маленькими людьми, ничем не знаменитыми. Йозеф Мора к этому времени вообще не было в живых: в 1848 г. он умер в возрасте 56 лет в полнейшей нищете. Авторов песни безуспешно искали целый год и могли бы искать бесконечно. Но рожде-ственские чудеса продолжались.

В 1854 г. хор Зальцбурга готовился к Рождеству. Репетирова-ли, естественно, «Тихую ночь, Святую ночь». И один из участников хо-ра, подросток по имени Феликс Грубер, пел ее не так, как требовал ди-ректор хора. Когда директор сделал ему выговор, юный Феликс отве-тил, что поет ее, как учит его отец, а отец лучше всех знает, как надо правильно петь эту песню, потому что он ее сочинил. Директор Зальц-бургского хора был хорошо знаком с придворным концертмейстером прусского короля и знал о приказе Фридриха Вильгельма…

К Францу Груберу пришла слава. Остаток дней он прожил в почете. На соборе Святого Николая в Оберндорфе, под Зальцбургом, установлена доска: «Здесь учитель Франц Грубер 24 декабря 1818 г. на-писал мелодию песни «Тихая ночь, Святая ночь», а викарий Йозеф Мор сочинил ее слова».

Горбачева, А. Тихая ночь, Святая ночь/А. Горбачева // Независимая газ.- 2001.- 29 дек. - С.16.



Муницпальное учреждение культуры "Централизованная система муниципальных библиотек г. Омска"
Центральная городская библиотека
Адрес: 644010, г. Омск, ул. Масленникова, 62, т/ф: 31-52-08

Besucherzahlerrusian brides
счетчик посещений