Материал собрали и обработали О. Муравьева, М. Михайлова

Пришла коляда накануне Рождества

Зима. Земля, реки, лес — все укрыто снегом. Все кругом погружено в сон, непробудный и, кажется, мертвый.

В трудную пору все живое отлично умеет притворяться мертвым. Замерли травы, кусты и деревья. Замерли, но не умерли. Под снежным покрывалом они таят могучую силу жизни: силу расти и цвести.

Кто из детей и взрослых не любит эту пору и, в особенности, дни, когда в доме появляется елка, ее наряжают в цветные шары, колокольчики и бусы, зажигают на ней гирлянды огней? Дни, когда всех ждут подарки и веселье.

Кстати, обычай украшать на Рождество свои дома елками или зелеными ветками пришел к нам из Европы. Его ввел царь Петр I.

Елку украшали всей семьей: вырезали, клеили и раскрашивали елочные игрушки, раскрашивали золотой и серебряной краской орехи, заворачивали в разноцветную бумагу конфеты и пряники.

Вечнозеленое деревце было символом обновления жизни. Макушку елки в каждом доме обязательно украшали звездой — предвестницей Рождества — рождения божественного младенца.

Этот обычай существует и по сей день, правда, теперь мы украшаем елки, еловые и сосновые лапки на Новый год.

Новый год приходит к нам в начале первого месяца — января.

Почему первый зимний месяц называется «январь»? Кто придумал это название и что оно означает?

«Януариус» — так более двух с половиной тысяч лет назад древние римляне назвали первый месяц года. Правда, тогда этот месяц был не первым, а одним из последних. И покровителем его считался волшебный Янус, у которого было два лица. Одно обращено в будущее, а другое — в прошлое.

А вот в древнерусском календаре этот месяц, как, впрочем, и другие, назывался по-другому. Названия месяцев были связаны с порядком работ на земле, состоянием природы.

«Январь» в Древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенней работе в поле: под будущую пашню вырубали или «секли» деревья.

Новый год

Праздник Нового года отмечали 14 января. Но так было не всегда. Во времена язычества начало Нового года на Руси отмечалось 22 марта — в день весеннего равноденствия, когда день равен ночи. Люди славили Ав-сень — покровителя первых весенних посевов.

Ай, авсень, авсень, авсень,

Сеем жито целый день!

Свети, солнышко, нам с неба,

Чтобы больше было хлеба;

Чтоб детишкам для потехи

В лесу выросли орехи,

Чтоб снопы были толсты,

Чтобы лен пошел в холсты...

С принятием христианства на Руси стали жить по византийскому календарю. По этому календарю новый год начинался 1 сентября. Но к нему не сразу привыкли. Долгое время Новый год в некоторых местах продолжали отмечать весной. И только в конце XV века на Руси официально определили начало года — 1 сентября.

В 1699 году жителям России пришлось дважды встретить Новый год, потому что царь Петр I в декабре издал указ о том, что отныне в России Новый год будет отмечаться, как в Европе, 1 января. Не так просто было заменить одну народную традицию на другую, поэтому Петр I решил устроить в Москве необыкновенный праздник.

Небо полыхало невиданными фейерверками, улицы бьши расцвечены иллюминацией: повсюду горели костры, смоляные бочки на шестах. Семь дней продолжались народные гуляния, уличные представления, разные потехи.

Рождество

Издавна зимой люди праздновали не только Новый год, но и Рождество. Это большой праздник христианской церкви. В Европе Рождество встречают в конце года — 25 декабря. И лишь православная русская церковь отмечает этот праздник две недели спустя.

Когда же вернее праздновать Рождество?

7 января Рождество празднуется по юлианскому календарю, который так называется в честь Юлия Цезаря, выдающегося древнеримского государственного деятеля и полководца. Сам же календарь был создан в Древнем Египте. Это солнечный календарь. Египетские астрономы продолжительность года определили в 365 суток, поскольку столько времени проходило от одного дня осеннего равноденствия (когда световой день равен ночи) до другого. Юлий Цезарь изучил в Египте этот календарь и решил, что необходимо заменить сумбурный и сложный римский лунносолнечный календарь на египетский солнечный календарь. Так в Европу пришел этот календарь. И вместе с христианством распространился по ней.

Со временем многие ученые и государственные деятели пришли к выводу, что необходимо усовершенствовать старый календарь и исправить в нем неточности. В XVI веке глава католической церкви папа Григорий XIII создал специальную комиссию для разработки проекта нового календаря. Так появился календарь, который стали называть григорианским. По григорианскому календарю Рождество празднуется 25 декабря.

В нашей стране Рождество почитали и широко отмечали до 1929 года. После праздник был забыт. В большинстве семей отмечать его перестали. И только церковь шестого и седьмого января устраивала праздничные службы. Поэтому не все сегодня знают, что это за праздник — Рождество и что в этот день наши бабушки и дедушки праздновали рождение Иисуса Христа.

«Христос» значит царь. Но Иисус был не обыкновенным царем: у него не было ни короны, ни трона. Его называли так, потому что он открыл людям великие тайны о жизни, о доброте, о правде. Поэтому Рождество очень важно для людей, ведь почти все народы договорились вести счет годам, начиная с этого события.

Библия — главная книга христиан — рассказывает нам о том времени, когда родился Иисус Христос.

Однажды римский император Август захотел узнать, сколько людей живет в подвластных ему странах и землях. Иудея была одной из таких земель. Правил в ней тогда царь Ирод. Повелел он каждому жителю Иудеи записаться в том городе, где он родился. И вот так случилось, что дева Мария, будущая мать Христа, и старый плотник Иосиф отправились из Назарета в свой родной город Вифлеем. Путь был долгим и трудным. Мария с Иосифом очень устали. Но ни в одном доме путники не смогли найти себе приют: так много людей собралось в эти дни в Вифлееме.

Иосифу и Марии ничего не оставалось, как заночевать под открытым небом. Но за городом им удалось отыскать пещеру, куда пастухи приводили овец в ненастную погоду. В этой холодной пещере, ночью, у девы Марии родился Сын. Это был не обычный младенец. Это был Сын Божий. Новорожденного назвали Иисусом Христом. Колыбелью для Него стали ясли, куда клали корм для скота.

Когда родился Иисус Христос, вифлеемские пастухи пасли овец. Перед ними явился ангел и возвестил о происшедшем чуде, о рождении Спасителя мира. Пастухи сразу же поспешили в пещеру, чтобы поклониться младенцу.

Поклониться Христу пришли и волхвы из далекой восточной страны. Волхвами называли мудрецов, ученых людей, которые наблюдали и изучали звезды. В то время люди верили, что при рождении великого человека на небе появляется новая звезда. Увидев на небе новую, необыкновенно красивую яркую звезду, волхвы поняли, что родился великий царь, которого давно все ожидали. Они отправились в столицу Иудеи Иерусалим, чтобы разузнать побольше о новорожденном царе.

Жестокий и подозрительный царь Ирод, услышав о рождении необыкновенного младенца, очень испугался, что у него могут отнять власть. Он решил убить Иисуса Христа. Ирод велел волхвам разузнать о младенце все, чтобы, якобы, пойти и поклониться ему.

Волхвы нашли по звезде новорожденного Иисуса Христа в Вифлееме. Они принесли Христу дары: золото, ладан и благовонные масла. К Ироду они не возвратились, потому что во сне к ним явился Бог и рассказал о замысле коварного царя.

Рождество в России всегда праздновали радостно и весело. Накануне украшали дома и улицы. Магазины, лавочки и рынки бурлили: все покупали подарки и угощения к празднику.

Рождественский пост заканчивался 6 января. Этот день считался самым голодным. С утра никто ничего не ел, даже за стол не садился. Все готовились к Рождеству: пекли пироги с горохом, картофелем, сочни с ягодами и готовили сочиво — кашу с медом, ягодами и плодами. Поэтому день перед Рождеством назвали сочельником или сочевником.

Никто не садился за стол до появления первой вечерней звезды в память о звезде, по которой волхвы узнали о рождении Иисуса Христа.

В этот день детям рассказывали о рождении Иисуса Христа.

В сочельник и рождественскую ночь люди зажигали и ставили на окна свечи, на улицах жгли костры, чтобы «согреть новорожденного Иисуса Христа».

Маленькие мальчики с бумажными звездами и фонариками в сопровождении взрослого ходили по городу и стучали в те дома, где на окнах были зажженные свечи. Они шутили, устраивали представления, плясали, пели рождественские песни, славящие Христа, и после каждой песни говорили хозяевам дома: «С праздником хозяина поздравляем, здравия желаем...» А хозяева обязаны были пригласить певцов в дом, к столу или щедро наградить их рождественскими угощениями. Не принять христославов считалось грехом — нарушением Божьих заповедей — для хозяина и обидой для тех, кто славил Христа.

Этот обычай назывался колядованием в честь языческого бога пиршеств и мира Коляды, а песни — колядками.

Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По всем по дворам,

По проулочкам...

А в Сибири, например, был теперь уже забытый обычай ходить с двухъярусным ящиком — вертепом. В нем с помощью разных деревянных фигурок изображались сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов и т. д. Славильщики Христа иногда ходили с музыкантом, который играл на дудке или скрипке.

На Руси этот обычай развился в театрализованные кукольные представления, которые называли «вертепные». Эти представления пользовались необычной популярностью у детей и взрослых.

Святки

Самое веселое время — Святки. Они наступают после Рождества Христова и длятся — до Крещения. Не было ни одного праздника на Руси, который был бы связан с такими красивыми и интересными обычаями, обрядами, приметами, зимними играми и развлечениями. С древних времен на Святках переплелись языческие обычаи с христианскими обрядами. Хотя само название этих дней — «Святки» — говорит о святости этого радостного для христиан события.

Существовало поверье, что всю рождественскую неделю нечистая сила выходит из своих убежищ. Черти и ведьмы в тоске скитаются по земле, рыскают по улицам, пугают прохожих. Оттого наряду с христианским обычаем — ходить под Рождество со звездой и славить Христа — осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов, ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад представали в мерзком обличье, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу. Считалось, что эти маски оскверняют людей. Поэтому те, кто рядился на рождественские вечера, должны были очиститься купанием в реке в день Крещения Иисуса Христа.

Теперь маски другие, но по-прежнему их одевают на веселые новогодние вечера и карнавалы.

К Святкам люди готовились загодя. Шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски. Не забывали и повеселиться от души. Играли в разные игры, пели песни и частушки.

В языческие времена одним из обязательных обрядов служения богине Гад (богине фортуны и счастья) было гадание. Но когда язычники приняли христианство, гадание стало преследоваться как колдовство. Несмотря на преследования, обряд гадания все-таки остался в народе и существовал как народная забава.

Святыми вечерами или даже ночами, а особенно в сочельник, накануне Крещения, гадали: по искусственным и естественным знакам пытались предсказать свою судьбу, угадать, открыть тайну.

Одним из самых простых видов гадания было подслушивание. Парни и девушки ходили слушать под окна чужих домов. Судя по веселому или грустному подслушанному разговору, предрекали себе приятную или невеселую жизнь в наступившем году.

Зачастую вся семья от мала до велика, а иногда и несколько семей принимали участие в святочных гаданиях, поэтому гадания передавались из рода в род.

Было, например, такое гадание. В блюдо складывали колечки, ленточки, гребенки, наперстки и накрывали все полотенцем. Запевали песню:

Щука шла из Новагорода,

Слава!

Она хвост волокла из Белаозера,

Слава!

Как на щуке чешуйка серебряная,

Слава!

Что серебряная, позолоченная,

Слава!

Как у щуки спина жемчугом сплетена,

Слава!

Как головка у щуки унизанная,

Слава!

А на место глаз — дорогой алмаз.

Слава!

И по очереди из-под полотенца вынимали предметы. Чей предмет, к тому и относилась песня. Песня о щуке предсказывала богатство.

Гадали на снах. По снам, увиденным на Новый год, предсказывали будущее.

Коньки, катание на санях, ласы

Зима совсем не так уж сурова к людям. Она зовет всех из дома на воздух и дарит немало веселых забав, особенно на Святки.

Как только реки, озера и пруды затягивались льдом, там появлялись взрослые и дети на коньках.

А как вы думаете, сколько лет конькам и как давно они появились в России? Самым древним конькам — 3200 лет. Они сделаны из кости. Археологи нашли их около Одессы. На раскопках среди домашней утвари археологи почти всегда находили коньки.

В книгах первые коньки упоминаются в XII веке. Английский монах Стефаниус описал, как катались раньше на коньках. Берцовые кости животных привязывали к обуви. Чтобы разогнаться и достичь большой скорости, отталкивались палкой с острым наконечником.

В XIV—XV веках появились деревянные коньки с железными полозьями. А в XVII—XVIII веках стали делать коньки полностью металлическими. Тогда же металлические коньки попали в Россию. Люди очень любили эту полезную забаву. Но до Петра I не соревновались в скорости, не демонстрировали красоту фигур. Эту традицию Петр I привез из Голландии. По его повелению при дворе устраивались конькобежные соревнования среди придворных.

Долгое время во всех странах катались на замерзших реках и прудах. Первый каток «на суше» был сделан в Англии в 1842 году. А в России первый каток был открыт в 1865 году в Петербурге.

Уже в декабре часто выпадало много снега. И в городах, и в деревнях начинались зимние гуляния на санях.

В России до XVII века не только зимой, но даже летом совершались торжественные выезды царей на санях.

Катание с гор на санях, быстрая езда на санях с лошадиной упряжкой были одной из любимых народных забав. На такое специально приглашали.

Все радовались снегу — и стар и млад. Излюбленной игрой у детей была игра в ласы.

Дети лепили из снега шары и обливали их водой. Эти шары и называли ласами. Сначала дети хвалились, чей лас лучше, покупали их друг у друга за бабки — кости. Потом начинали играть. Торговались: «Продай коровку?» — «Продана». После каждый ударял свою ласу ногой. Ласой, которая была дальше других, начинали бить в чужие ласы. Если кто попадал, тот брал за выигрыш условленную плату бабками. Если промахивался, то платил вдвое больше. Игра продолжалась по желанию, часто до полного проигрыша.

Крещение

В конце Святок наступал праздник Крещения. Он отмечался в память крещения Иисуса Христа 19 января.

В Библии рассказывается, что в Иудее был святой человек Иоанн Предтеча, который жил скромно и бедно, носил самую простую одежду из верблюжьей шерсти и питался растениями и медом диких пчел.

По велению Бога он отправился в долину реки Иордан и там проповедовал людям о скором появлении Спасителя. Он говорил, что все должны готовиться к его встрече, покаяться в свершенных ими недобрых делах и креститься. Многие приходили к Иоанну, и тех, кто искренне раскаялся, он крестил в Иордане: погружал в воду и возлагал им руку на голову. Иоанн учил людей делиться друг с другом, быть добрыми и честными, побеждать в себе злые чувства. Пришел к Иоанну и Иисус Христос. Ему в это время было 30 лет. И попросил Иисус Иоанна крестить его, чтобы подать пример другим людям. Когда Иисус Христос выходил из воды, раскрылись небеса над ним, и появился Бог-отец, и Дух Святой в виде голубя спустился на Иисуса.

Поэтому праздник Крещения еще называют Богоявлением.

На Крещение освящали воду. Для этого в нее опускали крест.

Когда-то воду освящали не только в церкви в сосудах и бочках, но и в реках. В Москве, например, в этот день после праздничной службы в церкви совершался крестный ход — торжественное шествие с хоругвями, иконами и другими святынями — на берег Москвы-реки. Там была сделана широкая прорубь во льду. Под звон церковных колоколов в нее опускали крест.

После того как освятят воду, те, кто рядился на рождественские вечера в костюмы колдунов и ведьм, на секунду заходили в воду, дабы очиститься. А морозы в эти дни стояли обычно ниже двадцати градусов. Вода была ледяная. Красные, чуть живые, выбирались смельчаки из воды. Их радостно встречали, растирали и развозили по домам.

Мороз

Мороз люди связывали с таким поверьем: мол, мороз бывает тогда, когда выходят злые духи. Зимой, когда установятся большие морозы, злым духам становится тесно. Они вылетают на белый свет, бегают по полям и дуют себе в кулак. От их беготни мороз сдавливает снегом хлеба, от пяток духов раздается треск, а от того, что они дуют в кулак, бывает или ветер с метелью, или иней садится на деревья.

Когда случались неурожаи льна, овса, конопли, люди думали, что это происходит от мороза.

Для отвращения злых духов знахари — лекари-самоучки — выдумали проклятие на мороз и обряд. Самый старший в семье мужик брал ложку овсяного киселя, влезал с ним на печь, просовывал голову в окно, через которое проходит дым, и говорил: Мороз, мороз! Приходи кисель есть. Мороз, мороз! Не бей наш овес...

После этих слов он слезал с печи, а старшая из женщин в доме окатывала его водой.

Люди верили, что Мороз, наевшись досыта киселя, не заморозит ни лен, ни овес, ни коноплю.

Снег

Народ с благодарностью и любовью относился к снегу, потому что снег оберегал землю, посеянные в зиму хлеба — озимые — от лютого мороза. Под мертвым покрывалом снега замирали травы, кусты, деревья, находили защиту звери.

Не случайно люди сложили о снеге столько пословиц, поговорок, песенок и загадок:

Зимой снег глубокий —

летом хлеб высокий.

Снег холодный,

а от мороза укрывает.

Пришел Яшка —

Белая рубашка,

Где он пробегает —

Ковром устилает.

В деревнях под Крещение старушки собирали снег со стогов. Они были уверены, что только он один может выбелить всякую холстину, чего так не сделают солнце и зола.

Снег, собранный в крещенский вечер, говорили люди, может сохранить в колодцах воду на весь год. Стоит только принести его с поля, опустить в колодец, и тогда от него будет помощь на весь год, даже если все лето не прольется ни одной капли дождя.

Считалось, что снег, собранный в крещенский вечер, может исцелить разные недуги.

Долгими зимними вечерами в любом доме, и в городе и в деревне, можно было услышать сказки. Их рассказывали бабушки и няни. А были люди, славившиеся особым мастерством рассказчиков и исполнителей песен. Их называли бахарями и песенниками. В богатых домах такие люди иногда жили постоянно, а в простые — их приглашали. Вокруг них собиралась вся семья, приходили соседи.

Давайте заглянем в какой-нибудь дом и послушаем рождественскую сказку.

Морозко

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: «Умница!» А падчерица как ни угождает — ничем не угодит, все не так, все худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать.

И придумала мачеха падчерицу со двора согнать: «Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!» Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой — и то побоялся; повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти.

Осталась, бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, подпрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает: «Девушка, девушка, я Мороз Красный нос!» — «Добро пожаловать, Мороз; знать, Бог тебя принес по мою душу грешную». Мороз хотел ее стукнуть и заморозить, но полюбились ему ее умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, поджала ножки, сидит.

Опять пришел Мороз Красный нос, подпрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает: «Девушка, девушка, я Мороз Красный нос!» — «Добро пожаловать, Мороз; знать, Бог тебя принес по мою душу грешную». Мороз пришел совсем не по душу, он принес красной девушке сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого. Уселась она в шубочке на сундучке, такая веселенькая, такая хорошенькая! Опять пришел Мороз Красный нос, подпрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она и стала какая красавица, какая нарядница! Сидит и песенки попевает.

А мачеха по ней поминки справляет, напекла блинов. «Ступай, муж, вези хоронить свою дочь». Старик поехал. А собачка под столом: «Тяв! тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!» — «Молчи, дура! На блин, скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут!» Собачка съела блин да опять: «Тяв! тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!» Старуха и блины давала, и била ее, ,а собачка все свое: «Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!»

Скрипнули ворота, растворились двери, несут сундук высокий, тяжелый, идет падчерица — панья паньей сияет! Мачеха глянула — и руки врозь! «Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей! Посади на то же поле, на то же место».

Повез старик на то же поле, посадил на то же место. Пришел и Мороз Красный нос, поглядел на свою гостью, попрыгал-поскакал, а хороших речей не дождал; рассердился, взял и заморозил ее.

Тут и сказке моей конец, кто дослушал — молодец!

Вверх


Муницпальное учреждение культуры "Централизованная система муниципальных библиотек г. Омска"
Центральная городская библиотека
Адрес: 644010, г. Омск, ул. Масленникова, 62, т/ф: 31-52-08