Письмо от дочери художника
К открытию передвижной выставки "Зверье мое" дочь художника Владимира Шевченко - Галина Владимировна Никольская - прислала письмо читателям омских библиотек.
"Здравствуйте, дорогие ребята далёкого, но ставшего таким близким города Омск!
Здравствуйте, уважаемые коллеги и участники проекта «Зверье моё» в городе Омск!
Сегодня мы с вами открываем проект.
Но это не обычный проект, мы сегодня с вами, дорогие дети (а ведь и вам неизбежно предстоит стать взрослыми), будем вспоминать историю наших родителей и писать свою новую историю.
Сегодня мы будем говорить о слонах. И не только о слонах. Мы будем говорить о странах, городах, о людях, о времени. И дали нам такую возможность объединить всех нас - большие и небольшие города, страны, время, пространство - самые большие животные на Земле, слоны!
Да, да, те самые слоны, которых нет ни у вас — в вашем городе, ни в нашем городе— Санкт-Петербурге.
Но они были! В нашем городе они появились ещё аж в 1713 году. И были всегда до 1982 года.
И последним слоном был Сюн (1907-1982).
Сюн, тогда с Кунг, был проездом в вашем городе из Вьетнама в Ленинград в 1955 году.
Да, сейчас их нет, но сохранилась память о них, о таких красивых, сильных и благородных животных. А, значит, они есть.
И эта память вложена в книгу, созданную моим отцом — художником Владимиром Шевченко. В создании книги Художнику помог замечательный Писатель Виталий Бианки.
Книга стала началом большой дружбы между Художником и Писателем навсегда.
Я хочу поблагодарить своего отца за то, что он нарисовал эту книжку-картинку.
И нарисовать книжку не так-то было просто в то время. Историй, которые можно было бы нарисовать и получить за это награды, существовало множество. Но отец выбрал именно эту историю, историю про подарок пионерам героического города Ленинграда от Дедушки Хо, Президента Героического Вьетнама.
Отцу долго пришлось идти к этой истории, проникаться её духом. Путь художника долог и тернист! И не всегда получается у художника увидеть историю сразу и тотчас нарисовать. И не всегда можно тут же понять, нарисовав какую-то историю, что она может стать историей с большой буквы! Но история о Сюн и Кунг стала именно такой — историей навсегда, на века. Началась она в ХХ веке, а сегодня мы, живущие в ХХI веке, вспоминаем и пишем её вновь, делаем её реальной и актуальной.
Отец три месяца раздумывал и не поддавался уговорам своего преподавателя Таранова взяться за историю про животных, потому что никогда животных не рисовал.
И всё-таки отец решился. Вот ведь как бывает! Как писал С.А. Есенин: «Лицом к лицу, лица не увидать. Большое видится на расстоянье».
Но зато потом, когда папа решился погрузиться в историю вьетнамских слонов, он шёл уже до конца!
Сначала он долго беседовал с Владимиром Александровым. Записал интервью, узнал путь слонов, их время в пути, чем кормили, где останавливались, что делали слоны и провожатые.
Отец дни и ночи проводил в библиотеках — начитывал и рассматривал, фотографировал и срисовывал материал о Вьетнаме. Читал книги и журналы со статьями о Вьетнаме, читал и вычитывал о людях Вьетнама.
Он ходил в этнографический Музей и рисовал костюмы вьетнамцев.
Он ходил в Зоологический музей и рассматривал зверей и зверушек, кости и останки зверей, населяющих Вьетнам и нашу необъятную страну! Он вживался в территории, в жизнь нашей страны и далёкой страны Вьетнам.
Он изучал повадки слонов, их не простые отношения. Отношения, наполненные большой нежностью, терпением, любовью и долгой-долгой памятью.
И вы можете увидеть и понять, что художник писал всё так, будто был там и в джунглях Вьетнама и на просторах нашей страны. Всмотритесь внимательнее в иллюстрации книжки, диафильма – в них есть большая любовь и уважение и к нам, людям, и к слонам, и к нашему будущему, т.е. к вам, дети, и к вашей любви и пониманию природы.
Все работы отца были посланием тогда к нам, его детям. Он всегда рисовал для детей особого возраста 11-12 лет. Рисуя, он спрашивал меня и мою сестру:
— Как вам, девочки, нравится?
Мы кивали головами с косичками и отвечали:
— Да, пап. Но вот тут почему-то много чёрного и грустного. — И убегали по своим девчачьим делам.
Отец задумывался и что-то изменял в своих картинках. Делал всего несколько движений кистью, как волшебной палочкой, и звал нас:
— Ну, а теперь?
— Ой, как все стало светло и весело! Пап, у тебя слоны улыбаются!? Разве так бывает?
— Бывает, — отвечал отец. — Если будешь слушать и видеть сердцем.
И мы ему верили.
Теперь я выросла, стала взрослой, но до сих пор я также вижу любовь отца к жизни, к близким и родным, к миру, любовь, которую он вкладывал, врисовывал в свои картины. И это чувство теперь я хочу передать вам, дорогие ребята, — любовь и бережное отношение к жизни, к природе, к миру. И к таким большим и красивым слонам.
Любите и берегите этот дар.
С уважением и благодарностью,
дочь замечательного и самого доброго художника-волшебника Владимира Шевченко —
Галина Владимировна Никольская (Шевченко).
Г.Санкт-Петербург".