Конкурс сочинений
ЛЮБИМЫЕ КНИГИ ДЕТСТВА
Сочинения бабушек и дедушек учащихся 3 2 класса школы № 123
|
Классный руководитель Ожерельева Валентина Степановна |
Грачёва Любовь Ефимовна, бабушка Нечипоренко Артёма
Меня зовут Грачёва Любовь Ефимовна. В детстве я любила читать книги, особенно сказы П.П.Бажова.
Первая мной прочитанная книга была «Филиппок» Л.Н.Толстого. Эта быль мне очень понравилась, потому что я так же, как Филиппок, пошла в школу.
Мой отец часто привозил из города книги, это были сказки: «Жар-птица», «Морозко», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы» и многие другие. Читая их, я представляла себя в волшебном мире.
Уже учась в третьем классе, я прочитала «Золотую рыбку» А.С.Пушкина. Мне было жалко старика, потому что он исполнял все прихоти старухи, и я очень обрадовалась, когда в конце сказки старуха была наказана за свою жадность. Также в школе проходили по чтению Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Помню, как переживала за судьбу зайцев.
Все эти книги я любила читать в своём детстве и часто их перечитывала.
Журавлева Людмила Александровна,
бабушка Паши Григорца
Я бабушка Паши Григорца. Моё имя Людмила Александровна. Пятьдесят лет назад я была в таком возрасте, как Паша сейчас. Жила я в маленьком городе Петропавловске. В тот период информационная сеть не была так развита, как сейчас. Можно было посмотреть кино или послушать радио. Я любила слушать радио. По радио очень часто передавали детские радиопостановки. Я помню одну из них – это была «Угадайка».
Но больше всего я любила читать книги. Моей самой любимой была книга Марка Твена «Приключения Тома Сойера». В моей жизни не было таких приключений, как у Тома, но детство было весёлое и беззаботное. Я играла с друзьями в «казаки-разбойники», мы устраивали театральные представления, а зимой впрягали в санки нашу собаку Пирата и носились по улицам. Однажды мы выследили грабителей, которые хотели ограбить соседей.
Исмаиловы Юнус и Гюльдаран -
дедушка и бабушка Джарчиевой Динары
Я, Исмаилов Юнус Хамбатович, учился в школе №1 города Марнеули Грузинской ССР. В то время в нас невынужденно рождалась любовь к родине. Я гордился своим государством, любовь к родине была началом того, что я стал изучать родной русский язык и мечтал стать учителем русского языка.
Любимыми книгами детства были произведения Пушкина, Лермонтова, Горького. Такие слова Пушкина, как: «Я вас люблю, как дай вам бог любимой быть другим», до сегодняшнего дня восхищают и удивляют меня.
Любовь к русскому языку привела меня к тому, что я стал учителем русского языка. По сегодняшний день являюсь директором вверенной мне школы. Живя в Грузии, где русский язык вытесняется, веду борьбу за свою школу…
Я, Хатын, являюсь бабушкой Джарчиевой Динары, работаю учителем английского языка. С детства проявляю интерес к зарубежной литературе, но любимыми книгами были произведения русских и советских поэтов и писателей. По сегодняшний день преподаю английский язык в русской школе №1 города Марнеули республики Грузия.
Карнаухова Светлана Васильевна,
бабушка Чупировой Тони
Шла большая война. В квартирах исчезло электричество, тепло, стало мало еды, взрослые допоздна работали. Про сотовые телефоны, телевизоры и компьютеры тогда и не слыхали вовсе. Единственными развлечениями детей были радио и книги, редко-редко кино.
Мне было шесть лет. Отец мой погиб на фронте, а мама с младшими детьми уехала в деревню в Забайкалье. Я жила у бабушки с дедушкой. С утра они закрывали меня на ключ и уходили на целый день на работу. К этому времени я уже как-то сама собой выучилась читать, почти без помощи взрослых. До самых сумерек я читала свои любимые книжки: «Арабские сказки» («Синдбад-мореход», «Аладдин и волшебная лампа», «Али-баба и сорок разбойников»), «Щелкунчик» Гофмана и толстую книгу дедушки - «Пушкин» Л. Гроссмана. А потом играла в героев этих книг.
Детских библиотек тогда не было, и по выходным дедушка ходил со мной в Пушкинскую библиотеку на берегу Оми. Там он брал себе Лескова, Горького, Писемского, а мне книжки А.Гайдара «Чук и Гек», «Тимур и его команда», Марка Твена, сказки Андерсена и Ш.Перро.
Я люблю эти книги до сих пор, и мои дети любили их тоже. Чтобы чаще перечитывать любимые книги, я стала преподавателем литературы в школе. Сейчас я не работаю, но книги – самое любимое моё увлечение.
Козловских Галина Алексеевна,
бабушка Барышниковой Элины
С детских лет я очень любила сказки. У нас было очень много книг, особенно мне запомнились сказки «Карлик Нос» и «Калиф-аист». Они поразили меня красивыми иллюстрациями, своим волшебством. Конечно же, сказки А.С.Пушкина, Ш.Перро, Ганса Христиана Андерсена, такие, как «Сказка о царе Салтане», «Золушка», «Снежная королева», «Принцесса на горошине». Как можно их не любить, я до сих пор читаю их своим внукам!
Моей первой книгой, которую я прочитала в первом классе, был «Последний из могикан» Ф.Купера.
А ещё я очень любила и до сих пор люблю стихи А.Блока, С.Есенина, А.С.Пушкина. Роман «Евгений Онегин» я знала в школе наизусть.
Свою любовь к книгам я стараюсь передать моим внучкам.
Кокотчикова Ирина Аркадьевна,
бабушка Алещенко Виктории
Когда я была маленькая, я очень любила, если мама читала мне сказки. А когда я пошла в школу и научилась читать, то я сразу же записалась в школьную библиотеку и брала разные книги. Я очень любила читать и с большим удовольствием читала разные сказки и рассказы. Книги я сдавала в библиотеку вовремя и меня всегда спрашивали, о чем написано в книге и понравилась ли она мне.
Особенно мне нравилось читать сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о цape Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке». Сказки написаны в красивой стихотворной форме, очень легко читаются и запоминаются, я до сих пор их знаю наизусть. Эти сказки очень поучительны.
Также мне нравилось читать сказки Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Голубая змейка» и другие. Эти сказки о смелых и трудолюбивых людях, любящих свой край и познающих его волшебные тайны.
Я очень любила читать и русские народные сказки, в которых героями были добрые молодцы и красны девицы, которые побеждали злодеев и помогали слабым.
Очень мне нравилась сказка Аксакова «Аленький цветочек». По этой сказке мы в школе ставили спектакль. Я играла младшую сестру, мне она больше всех нравилась своей добротой и отзывчивостью.
Интересны мне были и сказки Ганса Христиана Андерсена, и многие другие сказки. Когда были маленькими мои дети, Юля и Илья, я им читала свои любимые сказки, и они стали их любимыми сказками. Сейчас они читают их своим детям, моим внукам - Вике и Диме. Я тоже люблю читать им сказки. Любовь к чтению и любовь к сказкам осталась у меня до сих пор.
Комсюкова Татьяна Михайловна,
бабушка Комсюкова Глеба
и Комсюкова Ильи
Я читала запоем. Читала на уроке под партой, под одеялом, по дороге в школу, с книгой не хотелось расставаться ни на минуту. И это запойное чтение принесло прекрасные результаты – пятёрки по русскому языку и литературе, по истории и другим гуманитарным наукам.
В библиотеку я была записана с первого класса. Первые тоненькие книжечки я прочитывала по дороге из библиотеки, и назавтра я шла туда снова. Это были стихи Чуковского, Маршака, Агнии Барто, сказки Пушкина. Потом, когда я подросла, началось чтение сказок народов мира. Конечно, любимыми оставались русские сказки про богатырей и красавиц, сказки Бажова, сказки Андерсена, книги-фантазии о Незнайке и его друзьях, о старике Хоттабыче и многое другое. Все книги были добрыми, в них добро всегда побеждало зло.
В старших классах читала фантастику, не гнушалась и детективов, конечно, это были А.Конан Дойл, Ж.Сименон. Много было весёлых книг – Джером К.Джером, О. Генри, Карел Чапек, А.Чехов с его смешными и грустными рассказами, И.Ильф и Петров.
Многих книг не было в библиотеке, так как они были под запретом. Не приветствовалось чтение Пастернака, Цветаевой, Ахматовой, Гумилёва, даже Есенина только-только начали печатать. Его стихи, стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова учила наизусть страницами. Илюша и Глеб удивляются, что я до сих пор их помню.
Отсутствие этих произведений заменили замечательные писатели и поэты – Шекспир, Данте, Толстой, Тургенев, Тютчев, я думаю, всех перечислить невозможно. А с теми, запрещёнными книгами, я познакомилась уже в зрелые годы.
Я теперь тоже читаю, хотя уже меньше. Вспоминая то непрерывное чтение, я понимаю теперь, что воображение быстро конструировало всё, что читали глаза, и это несравненное кино, которое кружилось в моей голове, заменяло мне и телевизор, и фильмы, и общение с друзьями, потому что я была автором (нет, всё-таки соавтором) этих бесконечных сюжетов, превращённых воображением в яркие бесконечные ленты.
Я завидую тем, кто ещё не прочёл мои любимые книги, у которых наслаждение от них - впереди.
Кретинина Рамзия Шариповна,
бабушка Коняева Егора
Я, Кретинина Рамзия Шариповна – бабушка ученика 3 2 класса 123 школы Коняева Егора. Вспоминали как-то мы с внуком моё детство. Егор спросил: «Бабушка, какие ты книги читала, когда девочкой была?» Сразу вспомнилась послевоенная школа, библиотека и книжки, знакомые с детства каждому ребёнку: «Тараканище», «Морозко», «Колобок», «Золушка», «Кот в сапогах», книги о В.И.Ленине. Чуковского и Маршака зачитывала до дыр. Я любила «Красную Шапочку», «Теремок», русские сказки и былины, сказки народов СССР. Радио и телевидение было не везде, вот и читали книги. Сходишь в школу, поможешь по хозяйству; любая свободная минута использовалась - в библиотеку бежишь, у кого своих нет.
Читай больше, внучек, книга – источник знаний!
Крылло Ольга Николаевна,
бабушка Кошелева Артёма
У каждого человека познание мира начинается через книги. Сначала малыш просто рассматривает цветные красочные картинки, а родители и бабушки читают ему самые первые книжки-малышки, потом сказки. Дальше, подрастая и научившись читать, он сам книга за книгой проникает в таинственный мир прекрасного и сказочного.
Я бабушка Кошелева Артёма. Меня зовут Ольга Николаевна, мне 54 года. Если мысленно перенестись в далекие детские годы, в памяти сразу всплывает чудесная книга Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Я прочитала эту книгу три или четыре раза. И каждый из них она становилась для меня все интересней и интересней, открывала новые черты в характере главных героев, мотивы их поступков.
Эта книга о смелом, задорном мальчишке, находчивом озорнике и немного хулигане, который очень любил приключения. Он учился в школе не очень успешно, хотя я думаю, что он просто уделял недостаточное внимание учебе, а на самом деле был очень способным ребенком.
Первый рассказ, который приходит в голову, конечно, о покрашенном заборе. Казалось бы, нудное и неприятное задание, которое он получил, Том хитростью и смекалкой превратил в увлекательнейшее занятие, еще и «заработал», разжился всякой мелочью и безделушками, вплоть до дохлой крысы на веревочке.
Самым жутким приключением Тома, по моим детским меркам, была, конечно, ночь на кладбище. В те полные суеверий времена кладбище, мертвецы, заклинания часто использовались в качестве давления на сознание людей. Поэтому и детей не обошли стороной.
Став свидетелями убийства, Том и его верный друг Гекльберри Финн, решили самостоятельно во всем разобраться, а если повезет, то и разбогатеть. Приключения в тёмных холодных пещерах, куда не каждый взрослый
рискнет зайти, характеризует их как отважных и смелых ребят, которые не останавливаются перед трудностями.
Эта книга о счастливом детстве, полном добрых приключений, выдуманных трудностей, детского максимализма, навсегда осталась в моей памяти как самая интересная и добрая.
Куликова Мария Михайловна,
бабушка Куликовой Валерии
Я дитя послевоенное. На моё детство выпал только труд. Родилась я в глухой таежной деревне на севере, где лучшими людьми считались только те люди, которые много трудились. Вот и всех нас детей в деревне приучали к труду.
Книги я начала читать, только учась в седьмом классе. Книга, которая мне понравилась, была о подвиге Лизы Чайкиной. О её партизанской деятельности, о её стойкости и ненависти к врагу нашей Родины.
Семененко Анна Ивановна,
бабушка Виталия Попова
Я, Анна Ивановна Семененко, бабушка Витали Попова из 3 2 класса, хочу рассказать, какие любимые книги были у меня в детстве. Самыми любимыми моими произведениями были стихи и сказки Пушкина, сказы Бажова, особенно «Каменный цветок», «Живая шляпа» Носова и другие. А также стихи Есенина, Тютчева, Лермонтова, Михалкова, Чуковского, Маршака и Агнии Барто. Рассказ Гайдара «Чук и Гек» перечитывала несколько раз.
Чепелева Мария Гавриловна,
бабушка Черноножкина Александра
Я училась в школе в послевоенные пятидесятые годы. Примером для моей жизни тогда были герои из повести А. Гайдара «Тимур и его команда». Сейчас я эту книгу называю любимой книгой моего детства. Эта книга о славных делах Тимура и его друзей.
Московский школьник Тимур Гараев, приехав на дачу к своему дяде, собрал ребят и создал команду для тайной помощи семьям бойцов и командиров. Почему тайной? Во-первых, так интересней. Во-вторых, чтобы никто из ребят не надеялся, что за каждое ведро воды или распиленное бревно их будут благодарить и поить чаем с вареньем.
Но команда не только помогала семьям, но и брала эти семьи под свою защиту, оберегая их дома.
Чтобы люди, охраняющие нашу страну от врагов, были спокойны за своих близких и свой дом, команда Тимура отважно вступала в рукопашный бой с «трусливыми негодяями» из «позорной шайки Квакина». А для этого потребовалось немалое мужество. Тимур и его команда вели беспощадную войну с квакинцами. Когда шайка Мишки Квакина стала красть яблоки даже в тех садах, на воротах которых была нарисована красная звездочка, команда перешла к решительным действиям. Они заперли Квакина и его друзей в пустой ларек, и Тимур вывесил на нем плакат: «Прохожие, не жалейте! Здесь сидят люди, которые трусливо по ночам обирают сады мирных жителей. Ключ от замка висит позади этого плаката, и тот, кто отопрет этих арестантов, пусть сначала посмотрит, нет ли среди них его близких или знакомых».
«Тимур и его команда» - повесть о самоотверженности и мужестве в повседневных делах, о бескорыстной помощи людям, о дружбе и товариществе. По повести А. Гайдара «Тимур и его команда» был создан одноименный художественный фильм, который я с большим интересом неоднократно смотрела в кинотеатрах г.Омска.
Черноножкина Вера Георгиевна,
бабушка Черноножкина Александра
Я в детстве любила читать сказки, которые были в нашей сельской библиотеке. Мне нравились книги как советских писателей, так и зарубежных авторов.
Как и все дети моего возраста, я читала сказку про мальчика, которого выстругали из полена, и как он продал свою азбуку. У нас в то время тоже была азбука, но мы ее берегли – мы свою азбуку обворачивали в бумагу и передавали на другой год другим ребятам.
Особенно я полюбила албанские сказки, где интересно описывалась природа, люди и их занятия. В этой книге были рисунки.
Читала я грузинскую народную сказку «Заработанный рубль». В ней рассказывалось, как отец заставил сына заработать рубль. Когда сын приносил рубль отцу, тот бросал его в огонь. Сын ничего не делал, так как этот рубль он получал от мамы просто так. Только когда отец бросил в огонь по-настоящему заработанный сыном рубль, тот вытащил его голыми руками. Деньги, которые заработаны честным трудом, всегда жалко, и в этом нет ничего плохого.
Полюбились мне и сказки П. Бажова. В сказке «Синюшкин колодец» рассказывалось про рабочего парня Илью, который не побоялся прийти на встречу с бабкой Синюшкой, и та собственными руками подала ему в сите дорогие каменья, и как он этими каменьями откупился от барина, на волю вышел. Нравилось мне у Бажова и «Серебряное копытце» - про девочку, которой помогли козел и кошка Муренка. Козел выбивал копытом драгоценные камни, а кошка Муренка указывала дорогу. Интересна мне была и сказка «Про Великого полоза» - о мужике, которого звали Левонтием, как он работал на заводе, какой был старательный, и как за его работу приказчик отпустил Левонтия «на вольные хлеба», золотишко мыть. А Великий полоз показал Левонтию место, где надо копать, чтобы много золота добыть. Сказки П. Бажова интересные, я их читаю и сейчас, хотя мне уже 58 лет.
Все сказки, которые прочитала в детстве, пригодились мне и в последующем, так как они учили правильно поступать и быть честным и трудолюбивым человеком.
Еще мне в детстве нравилось стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный». Книга была иллюстрирована картинками, они были так нарисованы, что становилось смешно. Читала рассказ Носова «Мишкина каша», и тоже не могла понять, почему каша не вмещалась в кастрюлю. Читала я и про Чука и Гека, которые не отдали маме телеграмму, и рассказ В.Гюго «Гаврош» - про мальчика, который не боялся выстрелов и прямо стоял под ними, и как он помогал носить на баррикады патроны.
В третьем классе я прочитала повесть «Сын полка» В. Катаева.
Читала я в детстве и книгу «Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу. В этой книге описывалось, как трудно жилось рабам-неграм в Америке и как над ними издевались их хозяева. «Хижину дяди Тома» я вспоминаю даже спустя 48 лет.
Наверх
|