От составителя

     Скульптура (лат. sculptura, от sculpo – высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso - леплю), вид искусства, основанный на принципе объемного, физически трехмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные (анималистический жанр), еще реже – природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).

    Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительно меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т.д. Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости [фриз, фронтонная композиция, плафон и т.д.]. По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие (барельеф), высокие (горельеф), углубленные и контррельефы.

    По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую, скульптуру малых форм. Монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах – на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками.

    История монументальной скульптуры в России насчитывает около 300 лет. Прекрасные творения скульпторов XVIII-XX веков в изобилии украсили площади и общественные здания обеих столиц. В Сибири же скульптура как средство монументальной пропаганды и как способ организации конкретного архитектурного пространства значительного развития не получила. В Омске интересные опыты использования монументальной скульптуры в убранстве общественных и административных зданий появились только в начале XX века: фигура Крылатого гения над главным подъездом театра Драмы, четыре аллегорические женские фигуры на фронтоне бывшего Управления Омской железной дороги, атлант и кариатида на здании бывшего филиала Русско-Азиатской компании (ныне здания мэрии), автором которых принято считать Ф. Винклера.

    Однако, в целом традиции монументальной скульптуры в нашем городе не имели глубоких корней и многие десятилетия не давали ярких имен. Только в 60-е годы XX века здесь сложилось сообщество скульпторов, чьи творения в дальнейшем украсили улицы и здания Омска. Среди них – Ф. Бугаенко, Н. Бабаева, Д. Манжос, Ю. Овчинников, А. Цымбал и другие.

    В конце 90-х годов прошлого века вся Сибирь удивилась нешаблонным скульптурам, созданным Александром Капраловым и Сергеем Норышевым. Их персонажи моментально стали местом паломничества горожан и гостей Омска, заняли свое место в семейных фотоальбомах. Омские скульпторы стали первыми за Уралом, кто нашел альтернативу мраморным и гранитным бюстам вождей, выполненным по канонам советского монументального искусства.

    К 300-летию Омска планируется кардинально обновить жилищный фонд, реконструировать дома первых массовых серий, построить новые микрорайоны, расширить магистрали. Между тем проблема создания оригинального облика города не менее важна, чем дороги, коммуникации и жилье. По мнению многих омских художников, чтобы написать во всех красках портрет города, сегодня недостаточно застроить его современными высотками, соорудить новые мосты и реанимировать набережную. Необходимы детали, способные внести яркие мазки в это полотно. Городская скульптура, не только оживляющая серый и безликий пейзаж, но и создающая настроение, - один из способов разнообразить панораму улиц и площадей родного города.

    Наше библиографическое пособие будет интересно всем, кому небезразлична тема скульптурного украшения Омска: его улиц, площадей, парков. Оно расскажет о памятниках и памятных знаках, появившихся в городе за последние два десятилетия (90-е годы XX в. – начало XXI в.), а также об их создателях – скульпторах, архитекторах, дизайнерах.

    Информация по теме представлена в четырех разделах. Первый раздел - «Искусство людных площадей», познакомит с разнообразием нетрадиционной, «нешаблонной» городской скульптуры, произведениях, позволивших в свое время заговорить об Омске как о «продвинутом» городе. Второй раздел библиографического указателя - «В камне и металле…», представит памятники и памятные знаки выдающимся историческим деятелям, мастерам культуры и искусства, имена которых связаны с нашим городом. В третьем разделе - «Памятник - от слова «память» собрана информация о мемориальных комплексах Омска. Раздел пособия «Авторы» познакомит с омскими и иногородними мастерами - авторами скульптурных произведений

    Внутри разделов информация о памятниках и памятных знаках расположена в прямой хронологии их установки, открытия, а об авторах – в алфавите их фамилий.

    Фактографические сведения о каждом скульптурном произведении или авторе сопровождаются списком литературы.

    В указателе нашли отражение издания (преимущественно, альбомы, каталоги, справочники) и публикации из периодических изданий, хранящиеся в едином фонде ЦСМБ г. Омска за период с 1994 по 2007 год.

    Библиографический указатель включает указатель названий скульптурных произведений и именной указатель.

    Литература

     

    • Калашникова, В. Городские «обереги» / Валерия Калашникова // Аргументы и факты. – 2007. – 28 нояб.-4 дек. (№ 48). – Прил.: с.8. – («АиФ» в Омске).
    • Шихатов, И. Кто автор атланта и кариатиды? / Иван Шихатов // Третья столица. – 2007. – 26 апр. (№ 24). – С. 22.
    • Давыдова, С. Оправа без алмаза / Светлана Давыдова // Российская газета. – 2007. – 15 февр. – С. 10.
    • Иголкин, В. Монументальный дифицит / Владимир Иголкин // Российская газета. – 2006. – 7 сент. – С. 10.
    • Кожевникова, Т. Если хочется обнять… скульптуру или О том, почему на постаменте оказались огурец, клавиатура и козел / Татьяна Кожевникова // Омск. – 2006. – № 5 (июнь). – С. 30-33.
    • Дубонос, О. Долгая дорога Винклера / Оксана Дубонос // Четверг. – 2005. – 22 сент. (№ 38). – С. 18.
    • Коников, Б. [Скульптура] / Б. Коников // «Мир оставляю вам...» : Василй Трохимчук (1949 - 1998) : скульптура : [каталог] / Главное управление культуры и искусства Администрации Омской области, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омская организация Союза художников России, Омская государственная областная научная библиотека им. А. С. Пушкина. – Омск, 1999. – С. 5-6.