Добрые ли мы соседи?

     По следам одного фильма

     

    В 70-х годах прошлого века на Омской студии телевидения был снят документальный фильм об обитателях «Птичьей гавани», который очень символично был назван «Соседи». Этот удивительный фильм сохранился на студии и сегодня перенесен на видеопленку один к одному с оригиналом. Я благодарен моему давнему товарищу и коллеге-репортеру, старейшему оператору студии Сергею Шевырногову, подарившему мне видеозапись фильма «Соседи», который снял его учитель и наставник Георгий Александрович Минаев. Увы, его уже нет с нами...

    В документальном фильме Г. А. Минаева, сделанном по всем художественным канонам, нет закадрового дикторского текста или комментария к тому, что происходит на экране. Звучит лишь музыка всегда к месту и событиям, разворачивающимся на плесах и в тростниковых зарослях водоемов. Да доносится неумолчный шум машин, проносящихся нескончаемым потоком по Ленинградскому мосту, слышится рев двигателей самолета, заходящего на посадку как раз над «Птичьей гаванью». Прекрасная работа звукооператора! Особенно в драматических эпизодах фильма — воздушный бой чаек с вторгшимся на их территорию болотным лунем или яростная весенняя потасовка двух чомг, наделавшая много шума и волнений среди пернатых. Георгий Минаев снимает хронику жизни обитателей «Птичьей гавани» с весны до отлета на юг. Вот гнездо с кладкой, а потом с горластыми птенцами заполошной чайки, а рядом — маленькой серенькой камышовки. Выплывают из тростника дружной цепочкой пуховички-поплавки серой утки. Взобрался на спину матери-чомги птенец — ему здесь не страшно. Вот поднял пенистую волну ветер, нахмурилось небо, грозя осенним дождем. Появились ледяные закрайки, тесня уток с каждым днем все дальше на середину водоема, меняется кадр — в небе табунятся пернатые, улетающие на далекий юг. Тонкая грусть расставания с родимым краем. На экране, словно прощаясь с обитателями «Птичьей гавани», машут им вслед стебли тростника... Конец фильма.

    После его просмотра, сравнивая то, что увидел на экране, с тем, что сегодня творится в «Птичьей гавани» (небывалый по своим масштабам весенний пожар, обмеление водоема, примыкающего к РОСТО-ДОСААФ), все это вызывает тревогу. В июне 1994 года постановлением губернатора Л. К. Полежаева (цитирую): «природный парк, сформировавшийся на левом берегу Иртыша в 1956—1959 годы при строительстве автомагистрали и имеющий с 1979 года статус памятника природы областного значения, получил статус памятника регионального значения «Птичья гавань». Конец цитаты. С тех пор прошло 12 лет. А проблемы с сохранением уникального уголка дикой природы в сердце мегаполиса лишь приобретают все более острый характер.

    История создания фильма «Соседи» не только любопытна и, уверен, будет интересна омичам, любящим свой город, но и весьма поучительна. Она о том, как в век урбанизации не растерять умения видеть и восхищаться природой, ее флорой и фауной, а самое главное — сохранить разумное доброе соседство в хрупкой цепочке природа — город — и мы.

    Итак, о своем учителе и старшем коллеге Г. А. Минаеве, а также о перипетиях, которые сопутствовали созданию фильма «Соседи», рассказывает Сергей Шевырногов — один из старейших операторов Омской студии телевидения. В свое время он окончил биологический факультет Томского университета и ВГИК, став кинооператором:

    - Мысль создать фильм о жизни пернатых «Птичьей гавани» зародилась у Георгия Александровича еще тогда когда это была речка Замарайка. Она окрепла с постройкой Ленинградского моста и автомагистрали, которая перегородила русло реки, в результате чего образовались несколько водоемов, ставших настоящим уникальным царством пернатых в центре миллионного мегаполиса.

    - Сергей Зиновьевич, так в чем же уникальность «Птичьей гавани»?

    - При весенних пролетах здесь останавливаются до 50 видов птиц, а более 30 видов водоплавающих тут гнездятся. Таких уникальных мест, как я знаю, всего три: озеро Киёво в Московской области, в Нью-Йорке и у нас в Омске. Наши озерки стоят на пути миграции пернатых. Это во-первых. Во-вторых, они находятся на границе степи и лесостепи, да еще в почти центре крупного мегаполиса. Это совершенно уникально. Вот почему все птицы, гнездящиеся как южнее, так и севернее 55-й параллели, пролетают и останавливаются в «Птичьей гавани».

    Где-то в начале 70-х годов у Георгия Александровича созрел окончательный план: нужно делать фильм о жизни обитателей «Птичьей гавани». Никакого сценария конечно же быть не могло. У него была лишь канва, которая реализовалась в процессе съемок. Снимал он в «Птичьей гавани» много, в разное время суток, в любую погоду, с весны до глубокой осени. Снимал весь видовой состав ее обитателей, а также неожиданные, порой самые сокровенные, скрытые от человека тайны жизни пернатых в густых зарослях тростника, на чистых зеркальных плесах. А техника тогда у оператора была не та, что сейчас. Сидеть в скрадке на водоеме много часов, не привлекая внимания, — это надо иметь адское терпение.

    А было так. В 8 часов утра его осенью привозили на машине в «Птичью гавань». Он лодку отпихивал и уплывал. Знаешь, были такие дюралевые охотничьи раскладушки. И за ним приезжали вновь где-то часов в 8 вечера. И так две — три недели он там работал.
    Время шло, была отснята масса материала. Фильм вчерне был смонтирован. Надо было его озвучить. А нужен ли там текст? Коллеги в один голос говорят: «Не нужен. И так все понятно. Надо только найти музыку и шумы — плеск воды, крики чаек». Георгий Александрович идет к тогдашнему нашему звукорежиссеру Вячеславу Продану. Он такой же по характеру, как и Минаев, — обстоятельный трудоголик. Минаев: «Есть вот такой материал. Возьмешься?» Продан: «Возьмусь...» Но делает небыстро. Не два—три дня, не неделю. Он думает. Начинает подбирать музыку. Один эпизод фильма посмотрит, другой — стрекочет у него кинопроектор. Как-то застал Минаева и Продана вдвоем за работой. Ругань стоит страшная. Орут друг на друга. Минаев доказывает свое, тот — свое: «Гоша, ты вообще не лезь! Ты уже свое дело сделал. Иди отсюда...» После спрашиваю: «Слава, как дела идут с фильмом Георгия Александровича?» А еще не знал, как он называется. Он говорит: «Да нормально все. Ты же знаешь Гошу...»

    И вот когда увидел готовый фильм «Соседи» — просто обалдел. Считаю его настоящим шедевром. Я понял сразу, что лучше этого фильма на Омской студии телевидения не делали. И наверное, уже не сделают – не те времена. Я, к примеру, такой фильм не сделаю никогда. Во-первых, у меня не хватает настырности и того терпения, которые были у Минаева и Продана. Чтобы доказывать и не идти на попятную. Вот он себе, Минаев, линию настроил, как геодезист, — и все: ни влево, ни вправо. Он говорил: «Нужно делать так, потому что я это чувствую. Делай так, как я чувствую». Вот за это я любил и ценил Георгия Александровича. Талантливый был человек, очень талантливый. Все в нем вместилось: и настырность, и работоспособность, и конечно же вкус. Фильм Георгия Александровича Минаева «Соседи» я называю картиной.

    — И такой замечательный фильм лежит на полке?! Его показ сегодня по местным каналам, уверен, сделает благое дело: омичи увидят, какого дивного уголка живой природы мы можем лишиться. Правда, фрагмент фильма «Соседи» был показан в 2000 году.

     

    Иван Алентьев

     

    Р. S. Когда этот материал готовился к печати, в «Птичьей гавани» произошли отрадные перемены. Обмелевшие и пересохшие озера закачивают водой из Иртыша. Специалисты считают, что это поможет спасти памятник природы. Планируется закачать в мелеющие озера более 500 тысяч кубометров воды. Таким образом, в зиму водоем будет с водой, что позволит сохранить птиц и рыб, обитающих на территории уникального оазиса дикой природы. И все же следующим этапом должны стать дноуглубительные работы и обеспечение постоянной подпитки водоемов. А вообще, для того чтобы кардинально решить проблему, нужно восстанавливать русло бывшей речки Замарайки.

    Алентьев, И. Добрые ли мы соседи? [Текст] : по следам одного фильма / Иван Алентьев // Новое обозрение. – 2006. – 13–19 сент. (№ 36). – С. 11.