Памятники природы - это объекты или территории, замечательные в каком-либо отношении, где запрещена или существенно ограничена хозяйственная деятельность. В нашей области имеется 33 памятника природы, в том числе 4 геологических, 6 водных, 18 ботанических, 4 комплексных и один зоологический.
Еще пять лет назад их курировал областной совет Всероссийского общества охраны природы - полуобщественной организации, существовавшей на добровольно-принудительные взносы граждан. (Теперь же эта организация «приказала долго жить».) В то время необходимые меры по охране памятников природы принимались не только на бумаге. Ежегодно в области выявлялись, обследовались и паспортизировались новые памятники природы. Среди них и «Птичья Гавань», и сад Комиссарова, и экологическая тропа Дворца пионеров. У каждого памятника был общественный куратор, отвечавший за его состояние. Областной совет ВООП время от времени проводил ревизию охранных объектов, силой общественного мнения заставляя исправлять и компенсировать недостатки.
Но изменилась экономическая ситуация в стране, изменилась политическая ситуация, изменилась сама страна... Вся «экологическая власть» принадлежит теперь бюрократическому формированию - областному комитету по экологии и природопользованию, деятельность которого, на мой взгляд, заслуживает нелестной оценки. Много неясных вопросов и по расходованию экологического фонда, куда стекаются средства – штрафы с предприятий за погубленную природную среду.
В соответствии с Положением о Госкомприроде России, обязанности по ведению Кадастра охраняемых территорий, в т ч и памятников природы, как раз и возложены на областной комитет по экологии и природопользованию. Это было предусмотрено и планом мероприятий на 1991-1995 гг., намеченных решением совместной сессии Омского областного и Омского городского Советов народных депутатов от 22 августа 1990 г. «Об экологической обстановке в области и неотложных мерах по ее оздоровлению». Решение, как у нас часто бывает, осталось на бумаге. Впрочем, как и решение исполкомов областного и Омского городского Советов народных депутатов от 19.03.1991 г. N 60, обязывающее «разработать и создать систему охраняемых территорий области с выделением их на местности в установленном порядке, а также провести паспортизацию существующих территорий».
Состояние памятников природы сегодня мало кого волнует. Границы их на местности отсутствуют, также как и информационные указатели. Не имеется, естественно, планово-топографического и иллюстративного материала. В свое время эти объекты были переданы под охрану совхозам, колхозам, предприятиям и организациям с выдачей охранного обязательства. Но правовой режим этих территорий не соблюдался, охрана осуществлялась формально.
С введением в действие Земельного кодекса России и других законодательных актов комитетом по земельной реформе были проведены землеустроительные работы, связанные с разработкой схем перераспределения земель, оформлением и выдачей государственных актов на нее. Но списка земельных участков с особым режимом использования, куда должны были войти и памятники природы с оформлением соответствующих документов, не оказалось. Теперь уместно вспомнить популярную у американцев пословицу «Странные люди, эти русские! Они сначала создают себе трудности, а потом героически их преодолевают». Для преодоления возникших бюрократических препятствий теперь необходимы именно героические усилия.
Между тем, еще в 1992 году научно-производственным предприятием «Природный парк «Птичья Гавань» было разработано научно-техническое задание по паспортизации известных и выявлению новых памятников природы на территории области, с юридическим и натурным обследованием. Основной целью работы было сохранение уникальных природных объектов, с последующим созданием рациональной сети охраняемых природных территорий. Предполагалось привлечь специалистов-ученых, преподавателей вузов - технического университета, Сибирской сельхозакадемии, Омского предприятия ЗапСибГипроЗем, работников исследовательских учреждений (геологов, ботаников, зоологов, краеведов, землеустроителей, архитекторов), районных комитетов по охране природы. А генеральным подрядчиком являлась НПП «Природный парк «Птичья Гавань» В Омске имеется мощнейший научный потенциал, в полной мере не востребованный ни тогда, ни сейчас.
Естественно, от использования результатов работы ожидался определенный экологический и экономический эффект, обусловленный рациональным использованием прилегающих к памятнику природы земельных участков, контролем за деятельностью предприятий организаций, учреждений, частных лиц, на которых была бы возложена охрана конкретного памятника природы, и с возможностью компенсации за нанесенный ущерб. Здесь и пропаганда сведений о памятниках природы, и экологическое образование граждан, и использование обустроенных памятников природы в качестве интересных туристических объектов.
К сожалению, те, от кого зависело и зависит финансирование программы по сохранению и обустройству памятников природы и изданию книг о них, так и не поняли, что происходит безвозвратная потеря нашего экологического и культурного наследия. Были потеряны не только время и возможность малозатратной и относительно легкой работы, - была потеряна возможность вывести из хозяйственного оборота новые объекты, достойные охраны. Они оказались приватизированы вместе с землей и освоены мелкими хозяевами в соответствии с их представлением о целесообразности. И многие из уникальных природных объектов оказались утрачены навсегда. Кто и с кого за это спросит?
Борис Кассал,
президент областного клуба натуралистов «Птичья Гавань»
Кассал, Б. Свергнутый памятник [Текст] / Борис Кассал // Омская правда. – 1996. – 11 янв. - С. 9.