Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех
серебряную иву,
И, благодарная, она жила
Со мной всю жизнь плакучими
ветвями,
Бессонницу овеивала снами.
А. Ахматова
Однажды кожевник, медик и пчеловод отправились в лес. Медика интересовала кора дерева, из которой приготовляют лекарство. Кожевника — кора дерева, которая идёт на изготовление дубильных веществ, необходимых для обработки кожи. Пчеловод пришёл в лес посмотреть, расцвело ли дерево — медонос. Вроде каждый интересовался своим. А встретились все трое у зарослей ивы.
С глубокой древности почиталась ива как дерево, оберегающее людей и домашних животных от злых духов, а жилище от пожаров. В Древней Греции ива была посвящена богине привидений и колдовства Гекате, а также царице богов — могучей Гере. Плакучие формы ивы были символом печали и горя. В Египте в погребальных кострах вместе с дубом и орешником сжигалась также ива, что символизировало власть, мудрость и очарование умершего.
В христианской религии праздник Вербного воскресенья — один из важнейших в календаре. Он относится к числу 12 самых значительных праздников православной церкви. Приходится на воскресенье, предшествующее Пасхе, и посвящается евангелической истории — въезду Христа в Иерусалим, жители которого приветствовали сына божьего, бросая ему под ноги пальмовые ветви. На Руси праздник получил название Вербного воскресенья, потому что здесь роль пальмовых листьев выполняла распускающаяся к этому времени верба — ива.
В XVI - XVII вв. в этот день в каждом доме в красном углу красовались пушистые вербочки. На стол подавалась каша, в которой можно было обнаружить вербных «шмелей» (серёжки). А на празднично убранных площадях закрывались все лавки, торговля тогда велась только вербой. Утром этого дня на площади первыми появлялись божьи люди — нищие, калеки, юродивые, монахи. А затем со всех сторон в праздничных нарядах на улицы и площади устремлялись горожане и сельчане с вербочками в руках. Ими они одаривали друг друга и хранили потом до первого выгона скота на пастбища.
В 1700 г. обряд Вербного воскресенья был отменён в связи с укоренением патриаршества. Но затмить этот праздник не смогли. В день Зелёного Георгия, 23 апреля по старому календарю (Егорьев день), вербу освящали и погоняли ею скот, надеясь оградить скотину от порчи.
Наряду с ритуальными службами иву использовали при врачевании, считая её панацеей чуть ли не от всех болезней. Измельчённой корой или настойкой из коры лечили свежие раны и нарывы, простуды и лихорадки, сбивали жар и унимали воспаления. Соком ивы сводили бородавки, а пеплом от жженой коры «сгоняли мозоли».
Высоко оценена ива и современной медициной. Ива — носитель салициловой кислоты (кстати, название кислоты пошло от научного названия ивового рода — Saliх). Салициловая кислота, впервые выделенная из ивовой коры в начале XIX в., сослужила большую службу научной медицине. Она стала основой многих медицинских препаратов: салицилового спирта, аспирина, бесалола и др., хотя современное фармакологическое производство уже давно обходится и без ивы.
Древесина ивы очень гибкая, поэтому она незаменима для гнутых изделий, в частности, мебели. Уже у Плиния есть описание плетёных кресел из ив. Из ивовых прутьев плели кафедры для выступающих ораторов, короба для хранения продуктов, сандалии. Кора ивы содержит 11% тинидов и поэтому является ценным дубильным материалом. Уже в XIX в. ивовую кору использовали для получения особо ценного сорта кожи — юфти.
Издавна высоко ценится лечебно-диетическая роль раннего ивового мёда. Его качество превосходное.
Благодаря исключительной гибкости ивовые прутья находили ещё одно применение, о чём образно сказано в народной присказке: «Верба бела, бьёт за дело, не я бью, верба наказывает».
Природа щедро наделила иву и другими достоинствами: быстрым ростом, неприхотливостью и редкостной гибкостью. Что касается роста, то ивы могут соревноваться даже с общеизвестным нашим чемпионом — тополем.
Высокопродуктивные ивовые насаждения способны накапливать на гектаре свыше 30 тонн древесины в год. Часто ивы бывают пионерами в освоении неудобных и заболоченных земель. При этом они демонстрируют завидную неприхотливость к почвам. Лишь бы было достаточное увлажнение. И ещё одна особенность есть у ивы, которую также называют «плакучей» или «плачущим деревом». Плач растений (гуттация) издавна удивлял людей, порождая подчас самые фантастические легенды и верования. Более двух тысяч лет назад в Древней Греции и античном Риме шла молва о необыкновенном «плачущем дереве» на краю света (таковым тогда считался остров Иерро — самый западный из Канарских островов). Со слов многочисленных очевидцев, побывавших там, из уст в уста передавались рассказы о «плачущем», «слёзном», «святом» дереве. Дерево будто бы было единственным источником воды на острове.
Не часто в одном роде растений встречаются и крупные деревья, и приземистые стелющиеся кустарники. На Земном шаре произрастает около 500 видов ив. В России их встречается 130 видов, из которых только 16 произрастает в нашем крае.
По берегам рек выбрала плодородные почвы ива белая или, как её ещё называют, ветла. Она крепко-накрепко вцепилась в песчаный грунт и не даёт его размывать и разрушать. У ветлы листья серебристые и шелковистые, поэтому её ещё называют ивой серебристой. Это самая высокая наша ива, вырастает до 20-30 м высотой. Ива белая имеет существенное хозяйственное значение. Она является хорошим медоносом. Из отвара коры получают краску для шёлка, шерсти и кожи. Древесина используется для постройки сараев, изготовления корыт, обручей и разных мелких изделий. Этот вид ив широко разводится в сельской местности и городских парках.
В лесах и по берегам рек растёт ива — бредина (она же козья, она же ракита). Листья у неё крупные, округлые, снизу слегка опушены. Если снять со ствола кору, то древесина начнёт на глазах краснеть. Ни у одной из ив такого не бывает. Цветёт бредина в апреле. Её тонкие ветки как бы покрываются жёлтым пухом. Издали чувствуется её медовый аромат. Эта ива — первый весенний медонос. Слово «бредина» родственное словам «брод», «бредни», что в переводе со старославянского означает «купание в воде». В корнях бредины люди видели ютившихся раков, отсюда произошло и второе название — ракита. Ну а её листьями в деревнях кормили коз, отсюда и третье название ивы — козья.
Лет 200 с небольшим назад из Азии в корзине привезли к нам в Россию какие-то фрукты. Фрукты съели, корзину выбросили. А эта корзина была сплетена из гибких ивовых ветвей. И они проросли. Появилось дерево, которое раньше в наших краях не росло. Назвали его — ива корзиночная или прутовидная.
Среди большой ивовой родни есть не только великаны, но и карлики. У болот на самом севере Омской области можно увидеть иву черничную. Это невысокий кустарник до 80 см высотой. Для нас это очень редкий вид, а вот в тундре — это обычное растение, которое с удовольствием поедают олени. Там же, на болоте, довольно редко, но всё же встречается ива лопарская или лапландская. Это кустарник до 1 м высотой. Её почки в здешних местах — основной корм для куропаток. Поэтому эту иву называют ещё и куропатником. Вообще ивы зимой выручают многих животных, например, зайцев и лосей.
Из одних только названий ив можно сложить целую радугу колеров и оттенков. Об иве белой (серебристой) уже было сказано выше. На более низких местах прирусловой поймы Иртыша растёт ива трёхтычинковая — белотал. Это кустарник до 6 м высотой с длинными, гибкими жёлтыми ветвями. На низинных болотах, а также на сырых торфянистых лугах произрастает ива пятитычинковая, которую в народе называют чёрной или чернотал. Это дерево до 15 м высотой с бурыми, иногда слабо-фиолетовыми ветвями. Длинные волоски чернотала раньше использовались для изготовления ламповых фитилей.
Там же, на болотах, растёт ива серая или пепельная. Но это уже кустарник 4-5 м высотой с серой гладкой корой. Если чернотал и ива серая обычны на территории Омской области, то ива голубоватая встречается редко. В солнечный день кора этой ивы действительно кажется голубоватой.
Редким видом нашей области является ива шерстистопобеговая. Она отличается коротким, но густым опушением ветвей, крупными и широкими листьями.
По лесным низинам, на болотах и в поймах наших рек растут ивы, отличающиеся по форме листьев. И названия у них соответствующие: розмаринолистная, грушанколистная, мирзинолистная, филиколистная.
А вот ива остролистная в Омской области сибирскими ботаниками не зафиксирована. Но именно её — иву остролистную — в народе называют «вербой». Правда, следует сделать оговорку. Во многих российских селениях «вербой» называют иву белую (ветлу), которая распространена гораздо шире.
Но, как бы наши ботаники не подразделяли ивы на многочисленные виды, иву от берёзы, клёна, тополя и других деревьев отличит каждый. Издавна ивы росли на улицах наших сёл и городов. Их сажали и сажают вокруг прудов и других водоёмов. Да и лаской ива не обижена. Её называли: ивушка, ивица, ивонька, ивинка, ивочка, ивка, талинка, талица, талка, вербица, вербинка, вербочка, вербонька. Иву упоминают в сказаниях и песнях. Народ её любит, о ней поёт.
Ивушка, ивушка, зелёная моя!
Что же ты, ивушка, невесело стоишь?
Иль частым дождичком бьёт,сечёт,
Иль под корешок ключева вода течёт?
А замечательный русский поэт А.А. Фет писал:
Сядем здесь, у этой ивы
Что за чудные извивы
На коре вокруг дупла!
А под ивой как красивы
Золотисты переливы
Струй дрожащего стекла!
Без сомнения и наши сибирские (омские) поэты упоминали в своих творениях благодатное ивовое племя, расселившиеся по всему Омскому Прииртышью.
Авербух С.Д.
Ива белая
Авербух, С. Д. Ивовое племя [Текст] / Авербух С. Д. // Омский краевед : научно-популярный альманах. – Омск, 2004. – Вып. 2. – С. 76–80.