Образ казака отображен во многих произведениях литературы и искусства. Основу для литературных произведений
составили народные казачьи песни, баллады (думы), эпистолы (знаменитые письма запорожцев турецкому султану, сохранившиеся
в нескольких списках), сказки и легенды. Кровавые вихри ХХ века жестоко ворвались в судьбу казачества. Гражданская война,
вынужденная эмиграция значительной части казаков за рубеж, репрессии против оставшихся в России, расказачивание и
раскулачивание, высылка из родных станиц и хуторов, устранение самого понятия «казак» из народной жизни, казалось бы, должны были занести пылью
забвения историческую память о вольных степных рыцарях. Но никакие политические и идеологические догмы и акции разных
лет не вытравили образы создателей и защитников России из сознания народа и из творчества многих писателей. Для Н.В. Гоголя,
Л.Н. Толстого тема казачества была одной из основных, а для М.А. Шолохова – центральной, доминирующей.
Все названные писатели отводили казакам большую роль в истории России и во многом увязывали ее драматизм
с противоречивостью феномена казачества, его отношений с властями и народом.
В народном представлении образ казака позитивен, он наделен чертами былинного героя –
лихостью, удалью, сноровкой, смекалкой. В XVIII веке после пугачевского восстания слово «казак» стало синонимом слов
«разбойник», «каторжанин», «убийца». В начале XIX века меняется отношение к казакам: в литературе преобладает изображение казаков в
романтическом ореоле, как славных воинов-героев.
|
|