О.С. Сафиева, юрисконсульт ОИД ЦГБ БУ г.Омска «ОМБ»
Социологи не перестают утверждать, что большое количество граждан отмечают свою правовую некомпетентность даже в простых житейских ситуациях. В практическом решении этой задачи очевидна роль библиотек, которые всегда уделяли особое внимание распространению правовых знаний.
Президент и Председатель Правительства Российской Федерации постоянно подчёркивают, что мы вместе должны сделать так, чтобы уважение к закону стало определяющим принципом жизни нашей страны. Главное в правовом государстве – это уровень правовой культуры граждан, их готовность следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес. С 2006 года в Омске реализуются долгосрочные целевые программы по повышению правовой культуры населения. Важным шагом в реализации Программ стало создание Центров правовой информации на базе омских муниципальных библиотек. В настоящее время в Омске действуют 6 Центров во всех административных округах города. Это несомненный плюс для граждан, у которых появился новый доступный канал получения правовой информации.
Постоянными партнерами Центров правовой информации выступают официальные региональные представители справочных правовых систем «Гарант» и «КонсультантПлюс», соответственно, компании «Гарант-Энтерпрайз» и «ПРОМЭКС-Инфо».
За время работы Центры правовой информации вышли на высокий профессиональный уровень. На сегодняшний день омичи ежегодно посещают Центры более 10 тысяч раз. Постоянные посетители Центров – это трудоспособное население, молодые мамы, студенты, пенсионеры.
Стремительно возрастающий поток новых официальных документов вызывает все большую потребность в их изучении. Об этом свидетельствует статистика работы Центров. Так, количество библиографических справок ежегодно выполняемых, в том числе с помощью справочных правовых систем, приближается к 10 тысячам. В течение года проводится более 2 тысяч консультаций об использовании справочных правовых систем, каталогов и картотек.
В Центрах горожанам предлагаются бесплатные юридические консультации по различным вопросам. Число консультаций ежегодно увеличивается. Например, в 2012 году проведено 1 202 юридические консультации.
С 2008 года на сайте омских муниципальных библиотек (www.lib.omsk.ru) функционирует виртуальная служба «Задай вопрос юристу». В онлайн-службу обратилось 304 виртуальных пользователя.
С какими же вопросами обращаются граждане города Омска к юристу библиотечного Центра правовой информации.
На примере Центра правовой информации Центральной городской библиотеки мы видим, что в течение 2012 года наиболее актуальными темами были наследственные, семейные, жилищные, трудовые, пенсионные правоотношения.
Всего 119
Семейные правоотношения 23
Наследственные правоотношения 21
Жилищные правоотношения 27
Трудовые правоотношения 14
Пенсионные правоотношения 15
Иные 19
На тематическое распределение вопросов и ответов в виртуальной службе повлияла реализация омскими муниципальными библиотеками грантового информационно-просветительского проекта «Компетентная мама». В рамках проекта среди молодых мам Омска активно популяризировалась возможность задать вопрос юристу в режиме онлайн. Таким образом, в тройку лидеров по количеству вопросов вошли следующие рубрики: «Материнство и детство» – 117, «Семейные правоотношения» – 40, «Имущественные отношения (наследство)» – 24.
Материнство и детство 117
Семейные правоотношения 40
Имущественные отношения. Наследство 24
Жилье 23
Трудовые правоотношения 22
Другое 21
Права и социальные гарантии людей с инвалидностью 14
Права потребителей 11
Земельные права 9
Налоги. Налогообложение 8
Медицинское страхование 5
Образование 5
Пенсионное обеспечение 3
Воинский учет 2
Целенаправленный мониторинг деятельности Центров правовой информации омских муниципальных библиотек показывает, что востребованность у населения в услугах по правовому просвещению растет.
И мы уверены, что отсутствие финансирования в рамках принятой Программы действий Администрации города Омска по повышению правовой культуры в 2013 году не скажется на качестве и объеме предоставляемых услуг.
Re: Профессиональная юридическая помощь населению: опыт ...
Как раз примерно с 2008 года и начали твердить, что интернет скоро вытеснит все книги, ну и следственно библиотеки. Но не тут то было. Что касается службы "Задай вопрос юристу", то побольше бы таких и народ бы стал более подкован в юридических вопросах.