<вернуться>

От составителя

Скульптура Омска
Искусство людных площадей
В камне и металле...
Памятник - от слова "память"
Авторы
Именной указатель

Указатель названий

 


От составителя

1 2 3

-1-

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo – высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso - леплю), вид искусства, основанный на принципе объемного, физически трехмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные (анималистический жанр), еще реже – природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).
Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительно меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т.д. Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости [фриз, фронтонная композиция, плафон и т.д.]. По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие (барельеф), высокие (горельеф), углубленные и контррельефы.
По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую, скульптуру малых форм. Монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах – на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками.
История монументальной скульптуры в России насчитывает около 300 лет. Прекрасные творения скульпторов XVIII-XX веков в изобилии украсили площади и общественные здания обеих столиц. В Сибири же скульптура как средство монументальной пропаганды и как способ организации конкретного архитектурного пространства значительного развития не получила. В Омске интересные опыты использования монументальной скульптуры в убранстве общественных и административных зданий появились только в начале XX века: фигура Крылатого гения над главным подъездом театра Драмы, четыре аллегорические женские фигуры на фронтоне бывшего Управления Омской железной дороги, атлант и кариатида на здании бывшего филиала Русско-Азиатской компании (ныне здания мэрии), автором которых принято считать Ф. Винклера.

 

1 2 3

<в начало>

 



© Бюджетное учреждение города Омска "Омские муниципальные библиотеки", 2008