Воспоминания Надежды Мироновны Ткачевой
 

История детской библиотеки им. А. С. Пушкина

Воспоминания Надежды Мироновны Ткачевой

    «Из воспоминаний о моей работе в ЦГДБ и ЦСМБ»

    Ткачева Надежда Мироновна родилась в 1930 году в селе Туендат Пышкино-Троицкий района Томской области. В 1966 окончила Московский государственный институт культуры. До библиотеки им. А. С. Пушкина работала в библиотеке Автодорожного института и в библиотеке школы № 98 города Омска. В Центральной городской детской библиотеке им. А. С. Пушкина (ЦГДБ) проработала 13 лет (1972–1985 гг.), до ухода на пенсию. Общий стаж работы 37 лет. Имеет звание «Ветеран труда».

     

    В Центральную городскую детскую библиотеку им. А. С. Пушкина я пришла работать в 1972 году на должность библиотекаря. В то время библиотека размещалась напротив кинотеатра «Кристалл» по адресу Проспект Мира, 48. Библиотека находилась в трехэтажном здании жилого дома. Первый этаж занимал отдел комплектования и обработки литературы, второй – абонемент, третий – читальный зал. Начала я работать в читальном зале. Помню, как перед открытием читального зала на лестнице организовалась очередь читателей. Читальный зал был небольшим, но уютным. Были цветы, красочно оформленные книжные выставки. И с самого утра было много читателей (тогда школы работали в две смены). Библиотека работала с 9:00 до 18:00 часов. Читатели обслуживались с 10 00 часов утра. Выходной был в субботу.

    Такой пришла на работу в библиотеку Н. М. Ткачева, 1972 год

     

    Читатели младших классов любили читать сказки, рассказы о животных, рассказы о войне и т. д. Дети среднего и старшего возраста, кроме чтения по интересам, читали произведения по школьной программе, писали доклады по заданным темам. Для многих читателей составлялись планы чтения по интересам. Наиболее ярким мероприятием 1972 года было 50-летие образования СССР. В читальном зале была оформлена развернутая выставка литературы всех республик СССР.

    С первых же дней я заметила, что в коллективе крепкая дисциплина и хорошая организация труда. Между работниками наблюдались взаимоуважение и взаимопонимание. Если требовалась помощь молодым библиотекарям, она оказывалась со стороны старших и опытных специалистов.

    Каждый занимался своим делом спокойно, сосредоточенно, серьезно и с большой ответственностью. Под руководством умного, делового, с большими организаторскими способностями директора Колосницыной Валентины Георгиевны (ныне покойной) я работала в ЦГДБ, а потом и в Централизованной системе детских библиотек города. Работа была организована четко и строго по плану.

    Валентина Георгиевна была не только хорошим руководителем, но и замечательным человеком. По работе была всегда в курсе всех дел и событий,  как своей библиотеки, так и всех библиотек системы. К ней мог обращаться любой работник и по любому вопросу. На все вопросы всегда была готова отвечать, объяснить, дать совет, оказать помощь. В то же время, когда нужно, была строгой и требовательной.

    Она всегда глубоко вникала не только в рабочий процесс, но и в организацию и проведение праздников и других мероприятий, направленных на отдых членов коллектива.

    В 1978 году библиотека получила новое здание (в котором и сейчас находится). Много сил и времени было потрачено на то, чтобы привести библиотеку в надлежащий вид. В этом принимали участие все работники. Работали с большим энтузиазмом. К открытию библиотеки на абонементе был организован открытый доступ к фонду, оформлены соответствующие тому времени, книжные выставки. Для детей младшего возраста были оформлены тематические коробки: «Сказки», «В мире животных», «Военные рассказы» и другие.

    Оформление библиотеки было сделано красочно и с любовью. Все радовались от души. Как и положено большой библиотеке, ЦГДБ имела тогда отделы: методико-библиографический, отдел комплектования, обработки и организации каталогов, музыкально-нотный, абонемент (младший и старший), читальный зал и книгохранение. Был оформлен актовый зал (он и сейчас есть), где проводились различные массовые мероприятия: собрания, семинары, практические занятия, праздники, а так же массовые мероприятия для читателей.

    Через некоторое время я перешла работать в отдел комплектования редактором. Занималась систематизацией книг, редактировала каталоги для всех филиалов ЦСДБ. Если театр начинается с вешалки, то библиотека начинается с книги. Интересная и успешная работа любой библиотеки, в первую очередь, зависит от объема и содержания фонда.

    Отдел комплектования Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина

     

    ЦГДБ в 80-е – начала 90-х годов имела книжный фонд в пределах 120 тысяч томов. Надо отдать должное Клесовой Наталье Николаевне (ныне покойной), которая с большим знанием дела занималась комплектованием фонда. Достаточно полно была скомплектована справочная литература читального зала. В нем имелась БСЭ, Детская энциклопедия, отраслевые энциклопедии, многотомные популярные энциклопедии для детей, различные справочники и словари. Недавно я заходила в читальный зал и была приятно удивлена, как за последнее время пополнились полки со справочной литературой. Не могу удержаться, чтобы не привести пример новых поступлений. Это новая «Большая Российская энциклопедия», «Великие люди мира», «Универсальная школьная энциклопедия», «Красная книга», «Венок славы – антология художественных произведений о Великой Отечественной войне» и многие другие. 

    Особо хочется сказать о многотомных изданиях «Солдаты Победы» и «Книга Памяти». Эта серия книг посвящается участникам ВОВ по городу Омску и Омской области и памяти погибших на фронтах в 1941-1945 гг.

    В музыкально-нотном отделе (сейчас Отдел эстетического воспитания), который работал тогда как читальный зал, на столах были установлены проигрыватели. Читатели могли послушать тексты произведений своих любимых писателей (сказки, стихи), песни из мультфильмов или любимых групп, певцов. К данному времени очень хорошо скомплектована фонотека. К сожалению, проигрыватели выходят из употребления. На смену им приходят компьютеры. Осталось два проигрывателя, которые используются при проведении каких-либо массовых мероприятиях.

    Отдел ведет интересную и разнообразную работу, направленную на эстетическое воспитание детей. Это литературно-музыкальные композиции, уроки искусства, музыкальные часы, игры «угадай мелодию» и другие.

    Отдел оформлен в соответствии своему назначению. Здесь имеются портреты выдающихся композиторов: Шостаковича, Свиридова, Глинки, Листа, Бетховена. К важнейшим событиям, проходящим в стране, к знаменательным датам, юбилеям представителей искусства, культуры, литературы оформляется постоянно действующий стенд. Организуются книжные выставки о художниках, писателях, поэтах, певцах и так далее. Проводятся обзоры, беседы, организуются просмотры мультфильмов. Желающие могут почитать журналы. А детские журналы сейчас очень интересны по содержанию и красочно оформлены. В отделе постоянно оформляется тематические выставки грампластинок: «Мир сказок», «Песни о Родине», «Песни о Великой Отечественной войне» или посвященные одному какому-либо певцу и так далее.

    Заведующая отделом Сибирцева Анна Николаевна и библиотекарь Денисова Любовь Семеновна делают все, чтобы каждый читатель, уходя из библиотеки, уносил с собой в душе и сознании только доброе и светлое.

    Первое время на новом месте библиотеке пришлось провести огромную работу по привлечению читателей. Основной объем, конечно, падал на отделы обслуживания: старший абонемент и читальный зал (зав. Медведева Л. П.) и младший абонемент (зав. Копейкина Татьяна Георгиевна). Налаживалась связь с ближайшими школами: № 95, 98, 112, 123, 129, 32, а так же с детскими садами. В данное время так же работают со школами №  94, 133 и школой-интернатом № 2, гимназией № 12 и лицеем № 166.

    Такая совместная работа школ и библиотеки направлена на выполнение общей задачи: воспитание подрастающего поколения.

    Работники абонементов Медведева Л. П., Грекова Светлана Тимофеевна, Колосницына Вера Анатольевна (ныне зав. детской библиотекой им. А. С. Пушкина), Степанова Анна Николаевна и другие организовывали экскурсии учащихся школ в библиотеку, где им показывали такую большую и новую в этом микрорайоне библиотеку; рассказывали о том, как много в ней разных и интересных книг и приглашали детей стать читателями.

    На экскурсии приглашались так же воспитатели детских садов со своими воспитанниками. Для посещения библиотеки группами и классами составлялись графики. Так много было желающих. Естественно, для встречи с детьми библиотекари тщательно готовились. Стремились к тому, чтобы каждый ребенок, посетивший впервые библиотеку, стал постоянным читателем. Но не только экскурсиями ограничивались работники абонементов. С целью привлечения читателей они часто выходили в классы и садики. Приходили с книгами, проводили громкие чтения, обзоры и беседы о книгах. Зачастую там же, на местах записывались читатели.

    Трудно представить всего объема работы, чтобы к 1980 году добиться таких показателей, как: читателей – 8,5 тысяч, посещений – 60 тысяч, книговыдач – 150-160 тысяч экз. (показатели годовые, средние).

    Работа велась не только в объеме «треугольника»: библиотека-школа-садик. В летнее время библиотекарям нередко приходилось выезжать с книгами в загородные пионерские лагеря, в городскую зону отдыха «Зеленый остров», а также работать с пришкольными детскими лагерями.

    Летом я часто видела, да и сейчас вижу, как по моей улице в сторону библиотеки один за другим идут отряды детей с красными флажками (детские пришкольные летние лагеря). Это говорит о том, что и в летнее время работа в библиотеке не затихает. Здесь дети могут посмотреть книжные выставки, ознакомиться с новинками литературы, прослушать беседы, посмотреть мультфильмы, послушать грампластинки (сказки, песни из мультфильмов) почитать детские журналы.

    Привлечение читателей в библиотеку – одна сторона работы. Другая – воспитательная работа. Поэтому работники библиотеки всегда стремятся привить детям любовь к чтению и бережному отношению к книге. Ведь книга не только источник знаний, но и дар бесценный, который открывает перед человеком красоту, разнообразие тайны окружающего нас мира.

    Большое место в работе библиотеки занимала массовая работа. Это проведение месячников, Недель деткой книги, Дня защиты детей, Дня знаний и так далее. В эти дни проводились самые разнообразные мероприятия: утренники, литературно-музыкальные композиции, устные журналы, музыкальные часы, часы поэзии и так далее.

    Главное место занимала работа по правовому и военно-патриотическому воспитанию. Ведь воспитать достойного гражданина своей страны – важная миссия, возложенная на детские учреждения. Приведу несколько примеров работы, которая велась в этом направлении. По правовому воспитанию. На абонементе и в читальном зале оформлялись книжные выставки: «Моя Родина - СССР», «О нашей Родине, о нас», «Ты по стране идешь», «Широка страна моя». Проводились беседы о дружбе народов всех национальностей, а также: «Твои права и обязанности», «Знай и соблюдай закон», «Юноше, обдумывающему житье», «Флаг и Герб», «День Красного Знамени» и так далее.

    Еще в большем объеме велась работа по военно-патриотическому воспитанию. Проводились месячники, посвященные «Дню Красной Армии», «Дню Победы». Проходили  «Недели памяти», когда каждый день недели был посвящен определенной теме: День юного героя, День памяти павших, День патриотической песни, День, посвященный героям-омичам, и так далее.

    В такие дни проводились самые разные мероприятия. На абонементе и в читальном зале оформлялись большие, развернутые выставки: «Идет война народная», «Священная война», «Этот день Победы» и другие. На выставках представлялась литература о первых днях Великой Отечественной войны, о блокаде Ленинграда, о Сталинградской битве, о городах-героях, молодогвардейцах, об отдельных героях Великой Отечественной войны.

    Во время проведения «месячников» и «недель» в библиотеке проходили разные массовые мероприятия: литературно-музыкальные композиции, открытые журналы и музыкальные часы, на которых было организовано прослушивание песен об Отечественной войне и песен времен Отечественной войны в исполнении К. Шульженко, Л. Гурченко, Л. Руслановой, И. Кобзона, Л. Лещенко и других певцов. На «часах поэзии» дети читали стихи о Великой Отечественной войне (дети готовились заранее). 

    Всех мероприятий не перечесть. Но можно с уверенностью сказать, что в подготовку и проведение таких мероприятий, те работники, которые принимали в этом участие, отдавали много сил и вкладывали всю свою душу.

    Низкий им поклон за это.

    Работникам отделов обслуживания большую помощь оказывал методический отдел. Методисты делали разработки по оформлению выставок книг к особо важным событиям, писали методические пособия по поведению крупных массовых мероприятий, проводили консультации.

    Не могу не сказать о справочном аппарате. На абонементе стояли систематический и алфавитный каталоги и картотека заглавий художественных произведений. К систематическому каталогу имелся указатель-ключ. Здесь же у каталогов находился стенд «Как найти книгу по каталогу». Чтобы научить читателей пользоваться каталогом, библиотекари проводили групповые и индивидуальные беседы.

    Информационная зона на абонементе библиотеки им. А. С. Пушкина

     

    В книгохранении (зав. Симрок А. Н.) велся систематический каталог для руководителей детского чтения. В библиографическом отделе имелась Картотека газетно-журнальных статей.

    И сейчас, почти 30 лет спустя, при посещении библиотеки (беру почитать книги) в ней ничего не изменилось. Только заметно отсутствие двух больших отделов: методико-библиографического и отдела обработки. Остальное все на своих местах.

    Все тот же абонемент (только теперь старший и младший находятся в одном зале), все тот же читальный зал, только заметно, что в них пополнился фонд новыми, интересными и нужными книгами, особенно книгами справочного характера в читальном зале. И, несмотря на то, что статус ЦГДБ (в связи с объединением двух библиотечных систем) изменился, работа в библиотеке течет по старому руслу, проложенному Колосницыной Валентиной Георгиевной, но с учетом изменений, происходящих в общественной жизни страны.

    Как и прежде, так и сейчас библиотека ведет большую работу по привлечению читателей, которая усложнилась с появлением компьютеров во многих домах.

    Что касается массовой работы – она ведется еще в большем объеме и разнообразней по содержанию.

    Все интересней становятся новогодние утренники. Они проводятся в актовом зале библиотеки, который, соответственно, по-новогоднему украшается. В центре зала устанавливается красавица-елка. Представления бывают обязательно костюмированными.

    Интересно, что на новогодних утренниках и во время проведения «Святочной недели», «вчерашние» библиотекари вдруг предстают перед своими читателями в образах различных сказочных героев. Это традиционный Дед Мороз, которого более 10 лет играла Копейкина Татьяна Георгиевна, а последнее время в образе Деда Мороза к детям выходит Сибирцева Анна Николаевна. Колосницына Вера Анатольевна начинала свою театральную деятельность со Снегурочки и на протяжении многих лет сыграла Бабу Ягу, Пургу, Медведя, Дуньку-Колдуньку и других персонажей. На утренники многие дети тоже приходят в костюмах снежинок, зайчиков, Кота в сапогах, волка, лисы и так далее. Иногда просто в масках.

    Праздник проходит очень весело. Детей гостеприимно встречают и приглашают в зал, где звучит музыка, появляется Дед Мороз со Снегурочкой и начинается представление, игры, загадки, розыгрыши призов, дети читают стихи про Новый год, о Зимушке-зиме, про Деда Мороза и так далее. Затем музыкальная пауза, оживление в зале, фонтаны конфетти, смех, змейки серпантина, а участники в костюмах становятся вокруг елки в ожидании призов, которые готовят в это время Дед Мороз со Снегурочкой, чтобы вручить за лучший новогодний костюм.

    Интересно проходили мероприятия на «Святочной неделе». Дети наряжались в различные костюмы, пели колядки. Ведущая рассказывала о том, что такое Святки и как в старину колядовали, какие песенки-колядки пели.

    А 14 марта 2013 я была приглашена на мероприятие, посвященное празднику «Масленица». Сибирцева Анна Николаевна в образе русской красавицы рассказала детям о русских традициях Масляной недели, о том, что означает каждый ее день, что последний день недели – Воскресенье является праздником Масленицы, считается прощанием с зимой. В этот день, как и раньше, во всех городах и поселках проходят народные гулянья, а в конце дня сжигается чучело зимы.

    В середине зала было поставлено чучело «Масленицы». Были показаны отдельные видеокадры о народном гулянии и праздновании «Масленицы» (катание на горках, на русских тройках с бубенцами, угощение блинами, кулачные бои, взятие снежных городов и так далее). Ребята вместе с ведущей вспомнили, из какой муки можно печь блины, какие можно сделать к ним начинки. Были проведены игры: Какая команда быстрее напечет блинов и скачки на лошадках с одним, двумя и тремя седоками. Дети принимали активное участие в мероприятии и с хорошим настроением уходили из библиотеки.

    Когда я захожу в библиотеку, приятно бывает встретиться и поговорить с теми работниками, с которыми вместе справляли новоселье библиотеки им. А. С. Пушкина, отмечали «Дни библиотекаря», встречали Новый год и так далее. И, кажется, что это все было так недавно, но это было так давно!

    В трудные годы страны (в период распада СССР), в том числе и для библиотек, когда люди, покидали свою работу, уходили на поиски доходных мест – наши библиотекари, имея мизерную зарплату, которую еще и задерживали, не покинули свою библиотеку и остались верны своей профессии.

    Приятно видеть, что многие из них, будучи уже на пенсии, продолжают работать и сейчас, находятся в полном здравии, бодры и энергичны. Это: Копейкина Татьяна Георгиевна, Грекова Светлана Тимофеевна, Жигулова Татьяна Владимировна, Денисова Любовь Семеновна, Панова Лидия Давидовна, Колосницына Вера Анатольевна, которую мы проводили на заслуженный отдых 18.07.2012 года. В других библиотеках сейчас работают: Филиппова Н. П. (детская историческая библиотека «Отечество»), Тюрина Н. В. (Первая детская библиотека), Спиридонова Л. Н. (ЦГБ), честь им и хвала.

     

    ЦСДБ. В 1976 году все детские библиотеки города объединились в единую Централизованную систему детских библиотек - ЦСДБ во главе с ЦГДБ  им. А. С. Пушкина. Валентина Георгиевна Колосницына осталась на своем посту. Она, как опытный капитан большого корабля, стала руководителем системы, в которую вошел 21 филиал. И этот новый коллектив, в составе которого тогда насчитывалось более 130 человек, превратился в большую, дружную семью, которая жила  одними заботами и развивалась по единому плану. Такая организация уже тогда выглядела солидно: книжный фонд системы составлял более 80 000 тысяч экз., читателей более 700 000, книговыдач около 1 800 000 экз.

    Были созданы профсоюзная, партийная (6 человек), комсомольская (42 человека) организации, Совет наставников (председатель Ананьва З. С.), группа народного контроля (председатель Каюкова Л. П.). Выпускалась общая стенгазета «Библиотекарь» (редактор Симрок А. Н.). Были оформлены стенды: «Достойные почета», «Ветераны труда», «С Днем рождения». Все это находилось в ЦБ. В системе было установлено четкое планирование работы и строгая отчетность. Было организовано соцсоревнование между библиотеками (в ЦБ между отделами). По итогам года коллективу-победителю соревнования вручался переходящий вымпел. К этому подходили очень серьезно: создавалась комиссия, которая выезжала на места с целью проверки выполнения всех пунктов соревнования библиотеками-претендентами на Вымпел.

    В коллективе регулярно проводились профсоюзные, партийные и комсомольские собрания. Председатели профкома – Каюкова Л. П., Носко Э. С. Секретари парторганизации – Цыбикова Л., Ткачева Н. М., секретарь комитета комсомола – Колосницына В. А.

    Между собраниями по экстренным и неотложным делам директором проводились аппаратные совещания. Все общественные организации действовали сообща, работа их была направлена, в основном, на выполнение плана и укрепление дисциплины в коллективе. Со стороны Центральной библиотеки филиалам оказывалась большая методическая помощь. Для них проводились семинары, консультации, практические занятия. К примеру: практические занятия по уточнению новых таблиц ББК и по реклассификации фонда и каталогов.

    К знаменательным датам и другим важным событиям: проведению «месячников» и Недели детской книги и другим мероприятиям методистами разрабатывались пособия по оформлению развернутых книжных выставок, проведению массовых мероприятий таких, как: литературно-музыкальные композиции, утренники, викторины, открытые журналы и так далее.

    Проводились смотры-конкурсы по проведению месячников (здесь имеется в виду наглядная пропаганда, массовая работа и ее результат: количество посещений и книговыдача), а также смотр-конкурс по оформлению библиотек ко Дню Знаний и так далее.

    Свои планы работ (полугодовые и годовые) библиотеки сдавали в методотдел ЦБ. Здесь их проверяли, исправляли, где нужно дополняли. Методотдел следил так же за своевременной сдачей отчетов. Проверяла их З. С. Ананьева – зам. директора.

    Централизованно велось и комплектование фонда. Этим занималась (ныне покойная) Н. Н. Клесова. В то время было хорошо поставлено финансирование библиотек. Денежных средств было достаточно, чтобы новых книг регулярно поступало столько, что отдел обработки ЦБ работал бесперебойно, как по конвейеру. Здесь книги учитывались, классифицировались (классификацией и организацией каталогов занималась я). Описывались (описание и учетом занималась Тюрина Н. В., Беликова Н. М.), обрабатывались и распределялись по филиалам. Обработанные книги с каталожными карточками доставлялись в филиалы на библиобусе.

    Но не только оказывалась помощь филиалам. За их работой осуществлялся контроль. Для этой цели была организована группа народного контроля, которая занималась проверкой правильности учета основных показателей: читателей, посещений, книговыдачи и так далее.

    Так была организована основная работа. Но, наряду с основной, в летнее время работниками детских библиотек оказывалась помощь близлежащему совхозу по прополке и уборке овощных культур. На работу в поле выезжали по графику. В осеннее время так же, соблюдая очередность, работали на овощной базе в городе (на засолке капусты и огурцов). Это была хорошая разрядка. Все работали с удовольствием, никто не роптал.

    Работники детских библиотек принимали активное участие в различных спортивных соревнованиях города: в слете туристов, лыжных соревнованиях, соревнованиях по легкой атлетике и других. И никогда наши участники не оставались без наград.

    Мне запомнился городской слет туристов под названием «Здоровый отдых». На своем библиобусе мы выезжали на природу (место проведения слета) на два дня. В этом мероприятии принимали участие и взрослые библиотеки.

    Команда детских библиотек тогда получила три почетных грамоты за I, II, III-е места: за лучшую песню, лучший бивуак и лучшую игру в волейбол. Наш бивуак представлял собой палаточный городок с оборудованной полевой кухней и столовой (на траве), в которой имелось два зала: «Малый зал» и «Банкетный зал». В одной из палаток был оформлен «Читальный зал». Для приготовления обедов было организовано две группы (на 1-й и 2-й день). В группах были определены главные шеф-повара, которые отвечали за своевременность приготовления обедов и их качество. Шеф-повар имел свою униформу. Пищу готовили на костре (утром, в обед и вечером). Название блюд были связаны с природой. К примеру: суп – «Весенний букет», кисель – «Ягодка-малинка», чай – «Аромат цветов» и другие.

    Наша группа (где я была шеф-поваром) получила приз за лучшее оформление столовой и более экзотические названия блюд. Было все интересно, вкусно и смешно. Остались фотографии в альбоме по истории библиотек, где вся наша команда запечатлена во время обеда: мы все лежали строем вдоль «накрытого стола» (а это была трава, и на ней перед каждым стояли шарики). Вечером у большого костра собирались все участники слета. Пели песни, под магнитофон устраивались танцы. За полночь забирались в свои палатки и засыпали крепким, богатырским сном. Отдохнули очень хорошо! Все были довольны. Недаром слет назывался «Здоровый отдых».

    Н. М. Ткачева - шеф-повар на слете туристов

     

    Иногда спортивный отдых организовывали непосредственно для коллектива ЦБ. Это были лыжные прогулки зимой. А летом устраивались соревнования на лучшего пловца, по прыжкам в длину, бегу на короткие дистанции и другие.

    Часто выезжали на природу в период сбора ягод и грибов. Надо отдать должное месткому (председатель Э. С. Носко), который не забывал, что иногда работникам нужно и курортное лечение. Для этого составлялись списки нуждающихся в лечении и поочередно им предоставлялись путевки. Для детей выделялись путевки в загородные пионерские лагеря, а семейные путевки выдавались в дома отдыха мамашам с детьми детсадовского (дошкольного) возраста.

    Выезд на природу

     

    А как интересно проводились наши традиционные праздники!: День библиотекаря, Новый год, Проводы на заслуженный отдых и Вечера портреты (к 50-летию). «Святым» праздником для нас был, конечно, День библиотекаря. Он проводился в октябре. В подготовке этого праздника принимали участие, можно сказать, все филиалы. Меня всегда удивляло и удивляет то, как много среди библиотекарей различных талантов. В процессе подготовки к проведению Дня библиотекаря» появляются художники-оформители и постановщики, артисты-юмористы и певцы, танцоры и гитаристы, стихотворцы и куплетисты. Формировалась своя художественная самодеятельность. Был организован Хор ветеранов труда: Колосницына В. Г., Носко Э. С., Москалева А. Я., Лукина В. П., Симрок А. Н., Клесова Н. Н., Каюкова Л. П.  А Копейкина Татьяна Георгиевна создала из работников ЦБ ансамбль «Веселые девчата»: Копейкина Т. Г., Грекова С. Т., Медведева Л. П., Тюрина Н. В., Юркова Л., Жигулова Т. В.  Лариса Юркова была исполнительницей русских песен и солисткой ансамбля. Тюрина Н. В. была еще и мастером юмористических сценок и монологов. По своему таланту она, я думаю, не уступила бы Кларе Новиковой из «Кривого зеркала».

    Участниками самодеятельности от ЦБ были также: Сибирцева А. Н., Цыруль А., Бабикова Л. П., Спиридонова Л. Н., Миляева Г. Д. От филиалов: Головатюк А. Т., Сорока Н. И., Тарасова Н. Я., Китаева (танцовщица), Тюленева Г. И., Жуковская С. (гитаристка).  Эта большая группа «артистов» на праздниках представляла разные номера: хоровое пение, сольные песни, частушки, куплеты, художественное чтение, танцы, юмористические сценки и так далее. К праздникам они тщательно готовились (в свободное от работы время), иногда сами готовили себе костюмы, иногда брали на время выступления в театрах. День библиотекаря чаще проводился в ЦБ. Для такого мероприятия соответственно оформлялся актовый зал. Иногда к этому событию оформлялись выставки-смотры «Золотые руки», где были представлены экспонаты по шитью, вышивке, вязанию, рисованию, поделки из природного материала (как самих библиотекарей, так и их детей).

    До начала торжества гости, пришедшие на праздник, могли посетить выставку, оставить свои отзывы. Для подведения итогов смотра создавалась комиссия. Она определяла победителя, которому здесь на празднике вручался приз. Из зала, где была организована выставка, гости проходили в актовый зал, где уже заранее были накрыты столы, и звучала музыка.

    Мне очень нравилось, когда на праздники собирались вместе все работники системы, когда полон зал гостей, и все они были в этот момент жизнерадостными, празднично нарядными и красивыми. И в этот короткий миг жизнь казалась сплошным праздником. Праздник обычно открывала Колосницына В. Г. После нее с поздравлением коллективу выступал представитель от Городского отдела культуры. Затем было награждение передовых библиотек, лучших отделов, отдельных работников. По окончании торжественной части проводился торжественный прием новых работников (посвящение в библиотекари), если таковые были. Иногда на Дне библиотекаря отмечались работники, у которых стаж работы в библиотеке достигал 5-10 лет. После этой официальной части показывали концерт художественной самодеятельности, который заканчивался громкими аплодисментами. А во время чаепития велись дружественные разговоры, пелись песни. Иногда на праздник удавалось пригласить баяниста или аккордеониста из детской школы искусств. Как всегда, мероприятие заканчивалось танцами и хорошим праздничным настроением.

    Также серьезно и тщательно велась подготовка и проведение, не менее важного в жизни каждого человека, праздника «Проводы на заслуженный отдых». Он проводился под названием «Вечер-портрет». В его подготовке и проведении принимали участие все общественные организации коллектива. На это мероприятие приглашались работники всех детских библиотек.

    В этот день все самое хорошее было предназначено для юбиляра: и награды, и подарки, и музыка, и цветы, и концерт художественной самодеятельности, поздравления администрации Городского управления культуры и ЦСДБ, а также поздравления от всех филиалов системы. Они были разной формы: стихотворение, памятный подарок, песня или какой-либо другой концертный номер. Но каждое поздравление было от конкретной библиотеки или библиотек какого-либо района.  Такие  «Вечера- портреты» проводились торжественно, интересно, но в то же  время бывало немного грустно.

    Н. М. Ткачева на мероприятии, посвященном проводам на пенсию завхоза Н. Я. Лейман

     

    Я заметила, что на таких общих праздничных мероприятиях выступления филиалов в большинстве случаев были в стихотворной форме. Казалось, что в каждой библиотеке есть свой поэт.

    Однажды на «Дне библиотекаря» группа комсомольцев с секретарем Колосницыной Верой Анатольевной выступили с песней (из к/ф «Ах, водевиль»), переделанной самими, на библиотечный лад под названием «Ну, что сказать…», посвященной детям. А говорилось в ней о том, что устроены так дети – хотят читать, хотят читать и знать про все на свете. Ну что после этого сказать? Молодцы библиотекари!

    А теперь я продолжу разговор о праздниках. Не оставались без внимания и такие праздники, как: 7 Ноября, Новый год и 8 Марта. В честь 7 Ноября и 8 Марта проводились торжественные собрания, а к Новому году во все библиотеки высылались поздравительные открытки. Иногда в ЦБ проводились Новогодние праздники. Красочно оформлялся актовый зал, в котором устанавливалась большая елка. На Новогодний бал приглашались работники всех филиалов, многие приходили в костюмах или масках. Костюмированное представление было обязательно с Дедом Морозом (Копейкина Т. Г.) и Снегурочкой (Колосницына В. А.). Тут можно было увидеть «Цыганку» (Грекова С. Т.), «Индианку» (Юркова Л.), «Ночь» (Сибирцева А. Н.). А из филиалов приезжали на бал «Баба Яга», «Волк», «Лиса» и другие.

    После костюмированного выступления обычно устраивались игры, загадки, розыгрыши призов и так далее. За лучший костюм Дед Мороз со Снегурочкой победителю вручали приз. Затем начиналось чаепитие, застольные песни. Заканчивался праздник музыкой и танцами. Это был хороший отдых и заряд положительной энергии, так необходимый для работы в новом году.

    Так проходили праздники в нашей ЦСДБ. Так мы отдыхали от праведных трудов. Но это было все внутри коллектива. Иногда нам удавалось выходить и в «свет». Культурно-массовая комиссия (пред. Лукина В. П.) организовывала коллективные выходы в Концертный зал, Музыкальный театр, кинотеатры и музеи. Любители цирка ходили вместе с детьми в цирк. Как дисциплинированные и законопослушные граждане, мы всегда ходили на демонстрации 1 Мая и 7 Ноября. Вот так мы жили, работали, выполняли план, отдыхали.

    К сожалению, наша дружная семья (ЦСДБ) с 1997 года прекратила свое существование. Детские библиотеки объединились со взрослыми. Центральная Городская детская библиотека А. С. Пушкина стала называться – детской библиотекой имени А. С. Пушкина. В 2000 году ушла из жизни Валентина Георгиевна Колосницына. Но осталась бесценная память о ней, о ЦГДБ им. А. С. Пушкина и о Централизованной системе детских библиотек города в целом. Это пять томов истории (в альбомах), в которых отражено самое важное и интересное из жизни библиотек, приведены графики и диаграммы: состава и движения кадров, объема фонда, роста основных показателей: читателей, посещений, книговыдач. В альбомах имеется много фотографий, в которых запечатлены моменты из наиболее важных событий и дел. Кроме этого, оформлены еще отдельные альбомы: «Награды библиотек», «Библиотеки в печати», «Эстафета интересных дел, посвященных 60-летию образования СССР (1922-1982гг.)». По тому, сколько наград получила ЦГДБ и библиотеки Централизованной системы, можно судить, какое место занимали детские библиотеки в культурной жизни города.

    Жаль, что сейчас, когда книгопечатание в стране получило такой размах, финансирование библиотек урезано до минимума. Нет денежных средств на ремонт библиотек (к примеру, детской библиотеки им. А. С. Пушкина). Обидно мало дается денег на обновление и пополнение книжного фонда библиотек.

    На этом я заканчиваю свои воспоминания и рассуждения и скажу, что в таком замечательном коллективе работать было легко, интересно и с удовольствием. Я благодарю судьбу, что в моей жизни работа, в основном, была связана с книгой.

     

    19 марта 2013 г.

    Надежда Мироновна Ткачева

     

     
     


    © БУК г. Омска "ОМБ", 2007 - 2024

    При перепечатке и цитировании ссылка на официальный сайт БУК г. Омска «ОМБ» обязательна.

    lib.omsk.ru