PR-технологии в социально-культурной сфере: опыт омских библиотек

Н.И. Вяткина,
начальник отдела развития и внешних коммуникаций Центральной городской библиотеки г. Омска, руководитель Молодёжного совета БУ г. Омска «ОМБ»

 Философия совместных действий, открытость, эксперименты и позитив в продвижении книги и чтения всегда отличали омские муниципальные библиотеки.

Использовать в своей практике рекламные технологии мы начали уже давно. Возможно, не всегда верно, с точки зрения профессионалов из области рекламы. Но мы продолжаем учиться, в том числе, на собственных ошибках.

Сегодня PR- и коммуникационная деятельность нашей организации строится по следующим основным направлениям: создание позитивного имиджа и продвижение муниципальных библиотек в медиапространстве; популяризация web-представительства нашего учреждения; грантовая деятельность и фандрейзинг; корпоративные коммуникации.

Мониторинг информационного поля позволяет говорить о достаточной стабильности присутствия омских муниципальных библиотек в медиасреде. Можно выделить несколько групп библиотечных событий, являющихся убедительным информационным поводом для СМК:

- социально ориентированные мероприятия для населения к календарным датам;

- мероприятия в рамках проектов омских муниципальных библиотек;

- городские и окружные конкурсы;

- реализация целевых ведомственных программ развития;

- участие и победы специалистов омских муниципальных библиотек в профессиональных мероприятиях, конкурсах, грантах.

Всего в 2011 году в медиапространстве зафиксировано 940 упоминаний об омских муниципальных библиотеках. Лидером по частоте упоминания является Интернет – почти 700 сообщений. Из них больше 500-ста сообщений представлено на web-представительстве нашего учреждения.

В информационном обществе наличие web-сайта – не только аргумент солидности и показатель надёжности организации, но и, в первую очередь, ресурс, способствующий повышению качества предоставления услуг.

Интернет-представительство омских муниципальных библиотек открыто для пользователей с 2007 года, включает 17-ть рубрик и 27-мь подрубрик. Непрерывно осуществляется их информационное обновление и актуализация, создаются новые ресурсы.

В 2011 году пользователями нашего сайта lib.omsk.ruстали свыше 21-й тысячи человек, web-службой GoogleAnalytics зарегистрировано больше 22 тысяч посещений.Пользователем сайта мы считаем пользователя с одного ip-адреса (неповторяющийся и учитываемый только один раз).

География посетителей web-сайта муниципальных библиотек города Омска достаточно обширна. Большинство из них – жители России и стран СНГ - Украины, Казахстана, Беларуси, Молдовы. Зафиксированы визиты из Польши, Германии, США, Нидерландов, Латвии и Эстонии. Наличие посетителей из зарубежных государств объясняется, скорее всего, интересом к сайту русскоговорящего населения мира, возможно эмигрантов, бывших жителей Омска и Омской области, т.к. сайт омских муниципальных библиотек не имеет англоязычной версии, и очевидно, что процент нерусскоговорящих посетителей случаен и невысок.

Анализ употребляемых ключевых фраз, с помощью которых пользователи попали на сайт, позволяет сделать еще один вывод. Большая часть посетителей сайта омских муниципальных библиотек являются библиотечными специалистами библиотек разных уровней и разных регионов. В связи с этим, перед собой в настоящее время мы ставим задачи:

1) Расширить аудиторию сайта, увеличив количество сервисов и ресурсов, интересных пользователям - непрофессионалам библиотечного дела.

2) Организовать и провести широкую рекламную кампанию уже имеющихся ресурсов сайта омских муниципальных библиотек среди жителей города Омска, делая акцент на рубриках: "Повышение правовой культуры", "Задай вопрос юристу", "Интеллект-игры", "Библиотекарь рекомендует", «фотобанк "Пойман за чтением"».

Тема фандрейзинга для омских библиотек – из сферы практических интересов, так как определяет одну из актуальных проблем – получение дополнительных средств. Фандрейзингом занимаются все структурные подразделения нашего учреждения. Если говорить о цифрах, то, например, в 2011 году целенаправленный библиотечный фандрейзинг позволил привлечь товаров и услуг на сумму 2 млн. 800 тысяч рублей. Самое крупное единовременное пожертвование – 100 тысяч рублей – мы получили в 2012 году от частного лица, представителя сферы бизнеса.

Перспективным источником внебюджетных средств для развития библиотек, конечно же, остается грантовая деятельность. В прошлом году омские муниципальные библиотеки стали обладателями двух грантов и победителями конкурса:

1) Открытого благотворительного конкурса «Новая роль библиотек в образовании» Фонда Михаила Прохорова – 250 тысяч рублей на реализацию проекта «Компетентная мама».

2) Конкурса Администрации города Омска среди некоммерческих организаций по разработке и выполнению общественно полезных проектов на территории города Омска в номинации «Охрана здоровья населения и окружающей среды» - 50 тысяч рублей- проект «Школа здоровья в библиотеке».

3) Областного конкурса «Библиотека года» в номинации «Лучшая центральная городская библиотека» - 25 тысяч рублей.

В этом году нами поданы заявки на участие в 4-х грантовых конкурса. Результаты пока неизвестны.

Говоря о рекламных технологиях, невозможно оставить без внимания участие омских муниципальных библиотек в различных городских и региональных мероприятиях, позволяющих заявлять о себе и продвигать книги, чтение и библиотеки среди горожан. Самыми крупными и масштабными являются: Региональный экспозиционный форум «Омская культура» и День города.

Выставка «Омская культура» проходит в нашем городе уже 4-й раз. Это крупнейшее отраслевое мероприятие в Сибири. Его организатором является Министерство культуры Омской области. Общая экспозиционная площадь составляет 7 тысяч квадратных метров. Участниками ежегодно становятся свыше 200 организаций, посетителями – за 5 дней работы выставки более 50-ти тысяч омичей и гостей города.

Локальная стендовая площадка омских муниципальных библиотек каждый сезон обретает новый образ, наполняется презентационными, просветительскими, игровыми мероприятиями. В рамках форума мы проводим творческие и профессиональные встречи, а также блиц-опросы, промоушн-акции, фотокроссы, флешмобы, квесты организуем бесплатные консультации юристов и врачей для населения. И, конечно, поддерживаем мероприятия мультимедийным сопровождением, печатной и наружной рекламой (баннерами, ростовыми куклами).

В День города, в исторической части Омска – на улице Спартаковской, стилизованной под «Омский Арбат», – муниципальные библиотеки уже 10-й год подряд выступают организаторами открытого городского фестиваля творчества «Мой вдохновенный Омск», объединяя омские театры, музеи, школы искусств. В 2011 году омичи, пришедшие на фестиваль, стали посетителями поэтического кафе, театра книги, театральной гримерной, сувенирной и букинистической лавок. Прикоснулись к маленькому чуду, став свидетелями таланта мастера иллюзий и повелительницы мыльных пузырей. Горожанам были представлены 10 интерактивных зон и 3 выставки декоративно-прикладного творчества школ искусств нашего города, а также библиотечные экспозиции: «Старый Омск в объективе» – результат фотокроссов, проведенных Молодёжным советом муниципальных библиотек; «Пойман за чтением» – выставка работ участников традиционного фотоконкурса. «Сердца на взлёте» – посвящение омским поэтам-фронтовикам.

На сцене в течение дня проходила музыкально-поэтическая программа, состоялись церемонии награждения трех городских конкурсов.

На открытых городских площадках, омские библиотекари работают в корпоративной одежде, от отдыхающих нас отличают фирменные футболки, бейсболки, банданы, платки. Активно распространяется печатная реклама: визитки библиотек, нашего сайта, карманные календарики, закладки. В течение дня работают ростовые и пневмо-куклы, которые украшают мероприятия и неизменно привлекают внимание омичей.

Хочу заметить, что практически все наши мероприятия сегодня выполняют рекламную функцию. Например, профессиональный конкурс молодых библиотекарей «Первоцвет» проходит в лучших залах города; его зрителями становятся не только коллеги, но и партнеры, представители власти, СМИ; к формированию призового фонда привлекаются омские предприятия и частные лица; в состав жюри входят деятели культуры, известные общественные деятели, депутаты Омского городского Совета.

Широкий резонанс традиционно получает фотокросс. Молодые библиотекари стали инициаторами его проведения в нашем городе. Объявления о старте размещаются на официальном сайте муниципальных библиотек и в социальной сети «Вконтакте» в нашей группе «Про чтение в Омске», действующей с 2009 года. Фотокросс мы проводим в исторической части Омска, на территории Старой Омской крепости. К участию приглашаются фотографы-любители и профессионалы. Главное задание – проиллюстрировать фотоработами строчки из стихотворных произведений омских авторов. Обычно формируется семь команд, состав которых варьируется от 3-х до 6-ти человек. Особой популярностью фотокросс в Омске пользуется у рабочей молодежи. И, как я уже говорила выше, каждое проведение библиотечного фотокросса (а проходит он обычно два раза в год) широко освещается в омских средствах массовых коммуникаций.

Говоря о видах рекламы, которые мы используем, хотелось бы упомянуть экранную рекламу. Ярким примером в данном случае выступает презентация «Библиотекарь красивый». Первая презентация была создана в 2009 году, в это время мы активно изучали графические фоторедакторы. В 2012 мы освоили видеоредактор и решили сделать продолжение. Презентации транслируются на всех крупных, чаще выездных, мероприятиях, и надо сказать, они неплохо принимаются аудиторией,проецируя возникающий позитив на библиотеки в целом. В настоящее время ведутся переговорыс провайдером тренинговых и консалтинговых услуг «ХХI век» и ООО «Мобильное телевидение» о безвозмездной демонстрации ролика на мониторах 150-ти муниципальных автобусах.

А сейчас вы станете одними из первых, кто увидит второй сезон презентации «Библиотекарь красивый». Прошу внимание на экран.

Коллеги, завершая свое выступление, хочу напомнить вам один афоризм: «Чем философия богатого отличается от философии бедного? В случае нехватки денег бедный начинает экономить, а богатый – зарабатывать». У каждого есть выбор. Омские библиотеки предпочитают менять мировоззрение, модель поведения, и стремятся, чтобы динамика изменений соответствовала ритму современной жизни.