Пространство и время Сергея Норышева

Сергей Викторович Норышев родился 20 января 1957 года в г. Термезе Сурхандарьинской области Узбекской ССР. В 1974-1978 годах учился на скульптурном отделении Республиканского художественного училища им. П. П. Бенькова в г. Ташкенте. В 1981-1987 годах по направлению работал в Самарканде, а с 1987 года живет и работает в Омске.

«Когда я впервые приехал в Омск – сразу в него влюбился. Но в глаза бросилась нехватка памятников и скульптур. Поэтому украшать город – это моя задача как скульптора. Я уже не первый год этим занимаюсь и готов продолжать, – рассказал скульптор в интервью «Комсомольской правде». Реализуя эту идею, С. В. Норышев создал такие омские городские скульптуры, как «Степан» (1998), «Люба» (1999), памятник омичам-труженикам тыла (2010), «Городовой» (2011), памятник святым благоверным Петру и Февронии (2011).

Первой работой мастера стала городская скульптура «Степан», которая была выполнена из нержавеющей стали и установлена на улице Ленина в 1998 году. По плану автора Степан должен был выглядеть несколько эпатажно. В одной руке пачка «Примы», а другой – сигарета, а на голове – кепка. Но в ходе работы кепку было решено заменить на каску, сигареты убрать. Фигура не возвышается над землей, а как будто погружена под землю. Ее главное достоинство не художественный образ, но интерактивность – возможность присоседиться, пообщаться, сфотографироваться.  Скульптура стала своеобразной визитной карточкой Омска.

Еще один неофициальный символ Омска – скульптура «Люба», которая была установлена 1 августа 1999 года в самом сердце города на пересечении улиц К. Либкнехта и Ленина. Скульптура посвящена Любови Федоровне Гасфорд – жене генерал-губернатора Западной Сибири Г. Х. Гасфорда. Юная супруга генерал-губернатора прожила в Омске совсем мало и умерла молодой, оставив о себе добрую память. Работая над скульптурой, автор не располагал портретом прототипа. Он стремился создать собирательный образ девушки XIX века. Предварительный эскиз разительно отличался от «Любы» нынешней: молодая женщина сидит на обычной деревянной лавочке в скромном наглухо застегнутом платье, на голове чепец, в лице что-то болезненное, скорбное. Но в ходе работы все изменилось. Вместо лавки появилась изящная садовая скамейка с резными подлокотниками. Вместо чепца на голове – бант и букли. И перед нами предстает мечтательная «пушкинская» барышня с томиком стихов в руках. В складках платья можно найти надпись: Сергей Норошов. Как оказалось, именно таким было правильное написание фамилии. Но в паспорте отца вкралась описка. И с тех пор родители скульптора и он сам стали Норышевыми. А фамилия «Норошов» стала как бы творческим псевдонимом скульптора. Памятник отлит из нержавеющей стали (сплава никеля и хрома) на Омском моторостроительном объединении им. П. И. Баранова.

Произведения С. В. Норышева хорошо известны омичам и гостям Омска. Он обогатил пространство города оригинальными скульптурами, существенно отличающимися от традиционных. В них проявилось новое понимание гуманизма: скульптуры лишены высоких пьедесталов, отделяющих их от зрителей, не подавляют своими размерами, располагают к общению и даже к игре.