Ворота из прошлого в настоящее

Первая Омская крепость, заложенная отрядом первопроходцев под командованием подполковника И. Д. Бухольца в 1716 году и положившая начало большому городу, просуществовала до начала 70-х годов XVIII столетия. Она сыграла большую роль в освоении обширного прииртышского края, в присоединении и освоении новых земель на юго-востоке Западной Сибири, в продвижении русской культуры вглубь степей. Однако со временем деревянно-земляная крепость обветшала и уже не отвечала, предъявляемым к ней военным требованиям. Возникла необходимость строительства нового военного укрепления. 

Вторая Омская крепость была построена на правом берегу Оми, при ее слиянии с Иртышом. Новая крепость имела четверо ворот: Омские – со стороны Омской слободы, Тобольские и Иртышские – со стороны Иртыша и Тарские – с северной стороны.

Тарские ворота вели к главной площади крепости и всегда использовались при парадных шествиях и церемониях. Изначально деревянные, ворота в 1792 году заменили на каменные. 

Ворота имели вид четырехугольной башни со ступенчатыми наверху по фасадным сторонам щитами. Длина стен – 7,8, ширина   6,3 метра. От осадков ворота защищали двускатная кровля. По сторонам арочного проема, высота которого составляла 4 метра и ширина 3,4 метра, красовались парные пилястры с небольшими карнизами. А надарочной части имелось помещение из двух комнат с щелевидным оконным проемом и дверью с западной стороны, куда входили, поднявшись по специальной лестнице. Над арочным проемом с наружной и внутренней сторон имелась надпись «Тарския 1792». Боковые стороны поддерживались небольшими контрфорсами – в виде столбов в 2,5 метра высотой. Воротные полотна закреплялись на массивных крюках. Тяжелые деревянные, обитые металлом створки ворот закрывали только на ночь или при опасности.
Перед Тарскими воротами через широкий сухой ров глубиной 2,4 метра, был перекинут деревянный подъемный мост и стояла будка караульного со шлагбаумом.

От Тарских ворот веером расходились дороги в Тобольск и Тару. Эти дороги предопределили основные улицы современного города: ул. Красный Путь, ул. Тарскую и ул. Гусарова.

В 1877 году после реорганизации Управления пограничными линиями в Сибири произошло упразднение Омской крепости. Часть территории крепости была отдана под городскую застройку, а крепостные ворота стали символическими постами в системе караульной службы Омского гарнизона.

В советское время Тарские ворота постигла печальная участь многих памятников историко-архитектурного наследия. Вопреки общественному мнению, по решению первого секретаря Обкома КПСС Е.П. Колущинского, 17 февраля 1959 года Тарские ворота были снесены.

Первая попытка восстановить историческую справедливость в отношении памятника архитектуры была предпринята в 1979 году, но она не встретила поддержки у властей.

При подготовке к празднованию 275-летия Омска в областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры стали поступать многочисленные просьбы о восстановлении Тарских ворот. Работы по восстановлению Тарских ворот были начаты 21 апреля 1991 года, когда произошла закладка первых кирпичей на обнаженный древний фундамент исторического памятника. Воссоздание ворот происходило по замерам, сделанным омским краеведом А. Ф. Палашенковым и сохранившимся фотографиям неизвестных авторов. Автор проекта М. М. Хахаев сделал все возможное, чтобы все детали памятника были точно воспроизведены. Ворота были построены фирмой «Стройподряд» под руководством С. Н. Оркиша и благодаря энтузиастам – «Клубу любителей старины» во главе с И. Л. Коноваловым.

Восстановление Тарских ворот стало заметным событием в культурной жизни Омска. Вновь возрожденный памятник сразу получил статус городского символа.