Продвижение территории через публичные бренды: публичные библиотеки в поисках новых возможностей

Чернявская Наталья Леонидовна,
директор БУ г.Омска «ОМБ»

Актуальность тематики второй панели очевидна. Сегодня, при определении современной роли публичных библиотек, требуются новые подходы и поиск иных аспектов в деятельности. Идеи екатеринбургских библиотек, изложенные в докладе Марины Вячеславовны, думаю, станут предметом для начала конструктивной дискуссии, а возможно и рождения новых идей.

Предлагаю более внимательно взглянуть на потенциальные возможности участия библиотек в маркетинге территории. Коллеги из регионов могут подтвердить, что процесс формирования территориальных брендов набирает силу. Регионы активно занимаются привлечением инвестиций и развитием туризма, делая ставку на свою индивидуальность и уникальность.

Культурный брендинг сегодня рассматривают как новую деловую философию, поддерживающую привлекательность историко-культурных ресурсов определенной местности. Все знают, что культурный бренд основан на историко-культурном  событии, памятнике культуры или  на конкретной личности.  Его формирование и продвижение - результат целенаправленной деятельности многих заинтересованных структур, одной из которых может стать библиотека.

Омск – город, имеющий внушительный возраст (почти 300 лет!) и  богатую историю. Омичи его символом чаще всего называют Омскую крепость. Жители других российских городов и стран связывают его, как правило, с именами великого писателя Федора Михайловича Достоевского, отбывавшего каторгу в омском остроге, и адмирала Колчака, благодаря которому Омск стал известен как столица Белой России. Реже – с именем известного художника Михаила Врубеля, родившегося в нашем городе, а также именами  наших земляков  -  актеров Любови Полищук и  Михаила Ульянова.

Парадокс, но, несмотря на то, что библиотеки наряду с музеями и архивами входят в число основных держателей краеведческих информационных ресурсов - нас не всегда готовы рассматривать как полноправного партнера. Необходимо менять ситуацию. Настало время активно включаться в эту деятельность, максимально используя библиотечные ресурсы в интересах города.

В качестве примера представим опыт омских библиотек.

6 лет назад после реконструкции историко-культурного комплекса «Омская крепость» началась компания по его популяризации как культурного бренда города. Библиотечный культурно-просветительский проект «Новая жизнь старой крепости» предусматривал не только проведение мероприятий, но и ежедневные  экскурсии по территории Крепости по поручению департамента культуры. По факту, за пять месяцев, было проведено 450 экскурсий. Стала очевидной необходимость создания Экскурсионного бюро, и, соответственно, встала задача формирования внутренней готовности персонала к переменам. Но, все пошло неплохо и уже в 2012 году экскурсионная деятельность омских библиотек признана одной из лучших среди четырехсот городских практик на Международном смотре-конкурсе городов СНГ и ЕврАзЭС.

Нужно отметить, что Город принял эту новую роль библиотек.  Сегодня по заявке Мэрии нами проводятся пешеходные и автобусные экскурсии по исторической части Омска для известных медийных лиц-гостей города, официальных делегаций из разных городов России, разных стран. Понимаем, что выход на определенный уровень диктует новые требования: необходимо лицензирование, и мы начали над этим работать.

Что касается имени Достоевского как бренда. Окунуться в жестокий мир каторги и понять значение Омска в творческой биографии Федора Михайловича Достоевского, омичи и гости города могут на наших пешеходных экскурсиях. Пройти по местам пребывания писателя в Омске, используя новые сервисы и инструменты, нам позволила разработка историко-литературного маршрута «Омск Достоевского»,  представленного на Google-картe в виде QR-кода.

В настоящее время мы работаем над созданием электронного ресурса «Литературная карта Омска». Он включает информацию о литературных деятелях, именами которых названы улицы, музеи, библиотеки, учреждения образования и другие организации Омска. Будут представлены памятники, мемориальные доски и памятные знаки, посвященные писателям и поэтам. Литературный календарь и фотолента станут полезным дополнением. Планируется связать ресурс с объектами через QR-коды.

Еще один пример. Тимофей Белозёров, наш земляк - детский поэт, автор более 60-ти детских книг, вышедших в московских и сибирских издательствах общим тиражом 16 миллионов экземпляров. В Омске установлена мемориальная доска на доме, где жил поэт и памятный камень на Аллее литераторов. Его именем названы: улица, танкер Омского речного пароходства и муниципальная детская библиотека. Имя Тимофея Белозёрова знаковое для нашего города, его по праву можно назвать одним из литературных брендов Омска.

Чтобы понять степень включенности библиотеки в популяризацию этого бренда в миллионном городе и за его пределами,  стоит озвучить некоторые факты.

 Абсолютно органично в библиотечное пространство влилась музейно-экспозиционная зона, оригинальная интерактивная площадка для малышей «Белозеровская полянка». Здесь систематически проводятся экскурсии для омских школьников и гостей города. Музейно-экспозиционную зону уже оценили известные библиотековеды и специалисты федеральных библиотек, руководители библиотек Казахстана, Сибирского округа и Урала, детских и школьных библиотек области.

Сформирована вполне приличная коллекция документов по литературному краеведению, банк информационных и методических материалов. Общеобразовательными школами востребованы просветительские программы для учащихся.

Библиотека самостоятельно организует или включается в  городские, региональные мероприятия.  Так, в ходе одной из встреч с журналистами в рамках Межрегионального форума прессы, библиотекари сумели заинтересовать творчеством поэта, и иркутский журнал «Сибирячок» издал вкладку, посвященную Белозерову.

Системно ведется и деятельность, типичная для именных библиотек: распространяется рекламная продукция; создаются мультимедиа-продукты, видеофильмы о жизни поэта. На основе документного фонда этой библиотеки создан первый электронный справочник «Детские писатели г. Омска».

На базе библиотеки работает Детский центр литературного краеведения, о котором мы уже рассказывали. Чтобы обеспечить дистанционный доступ к его ресурсам создали Виртуальный центр литературного краеведения, ориентированный на знакомство юных читателей с омскими авторами и литературой Сибири. Разработана интерактивная литературная карта Сибири и Дальнего Востока. Сейчас  можно совершить заочную экскурсию по Белозеровской полянке, где оживают персонажи его стихов. Можно пристально рассмотреть экспонаты Музея, почитать электронную книгу, посмотреть видеосюжеты. Детей привлекает электронная игротека с коллекцией флеш-игр. Число пользователей этого ресурса постоянно увеличивается. Надеемся, что благодаря усилиям библиотеки, об омском поэте Т.М. Белозерове теперь знают во многих городах России и за рубежом.

Желание поделиться собственным опытом и продемонстрировать участие коллег в культурном брендинге, побудило к разработке многофункционального интернет-ресурса. В Год культуры на сайте омских муниципальных библиотек начала работу виртуальная выставка «Публичные библиотеки: участие в продвижении территории через культурные бренды».

Создавая виртуальную площадку, мы изучили опыт предприятий и бизнес-структур, которые чаще обращаются к виртуальным выставкам как менее дорогому способу демонстрации своего товара и услуг без затрат на доставку, гостиницу, выставочную площадку. Такие выставки предоставляют все функциональные возможности реальной выставки и имеют целый ряд преимуществ.

На наше предложение откликнулись и стали экспонентами 16 публичных библиотек из 9-ти регионов России: Алтайский и Пермский край, Волгоградская область, Иркутская, Ленинградская, Нижегородская, Омская, Самарская области и Удмуртская республика. Свой опыт по продвижению культурных брендов представили и библиотеки сельских поселений, и централизованные системы небольших и крупных городов, и областные научные библиотеки.

Стандартный пакет экспонента включал: создание демонстрационного стенда; размещение информации по заявленной теме и возможность вести диалог с посетителями.

Пятилетний опыт участия в крупных региональных выставках «Омская культура» в Областном Экспоцентре в режиме реального времени, помог детально продумать наполнение виртуального демонстрационного стенда.  Так определилось несколько зон:

условно назовем – ресепшн с основными данными и координатами экспонента и брендом, который он представляет;
 непосредственно информация о работе библиотеки по популяризации бренда. Все детали, подробности – через систему гиперссылок;
фотогалерея из 6-ти снимков, иллюстрирующих деятельность;
видеоэкран со слайд-презентациями и видеоматериалами;
промостойка с рекламой экспонента (буклеты, закладки, информационные листовки, баннеры),
понимая, что, посетители обычно покидают реальную выставку, держа в руках множество материалов, мы предусмотрели  раздел «В портфель посетителя», где можно скачать дополнительную информацию (сценарии, статьи).
далее - диалоговая площадка, где экспонентам задают уточняющие вопросы или оставляют комментарии.

Для удобства передвижения по выставке предусмотрен  каталог участников и каталог брендов.

Культурные бренды, представленные библиотеками на виртуальной выставке, достаточно разнообразны. Это имена известных актеров: Михаила Ульянова (Омская область) и Екатерины Савиновой (Алтайский край). И художественная роспись Волховский розан (Ленинградская область), и декабристы в иркутской истории, и Сормово как колыбель скоростного флота (г. Нижний Новгород). Ижевск – оружейная столица России. А также энциклопедия города как бренд (г. Рубцовск Алтайского края). И, наконец, литературные имена, которые стали визитными карточками российских городов и поселков: Сергей Тимофеевич Аксаков (Самарская область); Павел Бажов (Пермский край); Федор Михайлович Достоевский (Омск); Василий Шукшин (Алтайский край и Волгоградская область); Роберт Рождественский (Омская область), Михаил Шолохов и Юрий Бондарев (Волгоградская обл.); а также местные талантливые писатели и поэты Волгоградской области, Пермского и Алтайского края.

Самым активным экспонентом стала Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького, представившая опыт 14-ти библиотек региона и организовавшая  Библиомарафон «Культурные бренды волгоградских библиотек».

Выставка, несмотря на окончание заявленного срока, продолжает работать, потому что просто невозможно расстаться с уникальным материалом. Заходите на сайт lib.omsk.ru!

Прослеживается вполне объяснимое стремление специалистов Учреждения при любой возможности представлять наработанный опыт. Мы рискнули включиться в работу Международной научно-практической конференции, которая проходила в Омске и была посвящена вопросам использования новых коммуникационных технологий в продвижении территории. Сейчас готовимся к Форуму социальных инноваций регионов, который состоится в июне.  

В заключении вернусь к  ключевым позициям. Во-первых, настало время библиотекам как держателям краеведческих ресурсов более убедительно показывать свои возможности в процессе формирования привлекательного образа Города. При этом  ориентироваться не только на воспитание патриотизма у местного населения, (в той или иной мере это делалось всегда!), но и в значительной степени (!!!!) - на привлечение внимания внешних потребителей к городу, региону.

Во-вторых, необходимо показать всем заинтересованным структурам, что библиотеки, утвердившись в роли общественного места, становятся и площадками активной коммуникации в Интернете. А значит, готовы работать на общие цели брендинга территории и в виртуальном пространстве. Библиотечная деятельность, ориентированная на внешний мир, достаточно грамотно знакомит с историко-культурным наследием конкретной местности.

Согласитесь, это правильно, если знакомство происходит через культурные, литературные бренды. Тогда есть шансы, чтобы у человека первые ассоциации с алтайским селом Сростки связывались с именем Василия Макаровича Шукшина, а при упоминании сибирского города Омска возникал не образ придуманной нелепой команды «Газмяс», навязанный массовой культурой, а имя великого Достоевского.

Таким образом, у современных библиотек есть вполне реальная возможность включиться в культурный маркетинг и имиджевые проекты территории. Было бы желание! А системная работа, эффективное использование краеведческих информационных ресурсов и понимание своих возможностей позволит зарекомендовать себя в качестве полноправного участника этого процесса.