Всероссийский единый урок «Права человека»

Воспитание свободной, осознающей свое достоинство и достоинство других людей личности, которой присущи устойчивые нравственные качества и умение жить в мире и согласии в многонациональной, поликультурной среде невозможно без изучения в образовательных организациях прав человека. На необходимость развития правовой культуры детей обращается внимание в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», так как качественный уровень воспитания и обучения в образовательных организациях, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания, оказывает непосредственное влияние на формирование правовой культуры.

На протяжении нескольких лет сложилась традиция проведения Всероссийского единого урока «Права человека», посвященного Международному дню прав человека (10 декабря) и Дню Конституции Российской Федерации (12 декабря). В 2017 году, по предложению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации включило тематический урок «День прав человека» в календарь образовательных событий. 10 декабря – международный и национальный праздник – День прав человека, который отмечается по предложению Генеральной Ассамблеи ООН в день принятия Всеобщей декларации прав человека ежегодно, начиная с 1950 года.

Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, в качестве общей задачи призвала все государства и народы мира обеспечить эффективное признание и осуществление прав и свобод человека.

Свод норм, содержащихся в данном документе, выступает в качестве основы многих современных международных правовых актов в гуманитарной сфере.

Всеобщая декларация прав человека устанавливает глобальные международные стандарты личных (гражданских), политических, экономических, социальных и культурных прав. Хотя Декларация не имеет обязательной силы, она получила всемирное признание. В основных законах или конституциях многих стран содержатся положения этой Декларации или ссылки на нее. Всеобщая декларация прав человека ООН нашла отражение в текстах национальных конституций почти 90 государств мира.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года, в полной мере восприняла международный принцип уважения прав человека, ставший основой конституционного правопорядка в России. Во второй главе Конституции РФ закреплены личные, гражданские, политические, социальные и культурные права, а также их гарантии, что позволяет говорить о реализации в нашей стране гуманитарных стандартов, согласованных международным сообществом.

Основными нормативными актами, определяющими образовательную политику в области прав человека в Российской Федерации, являются:

В системе задач общего образования задача воспитания уважения к правам и свободам человека в настоящее время выступает в качестве первоочередной. Правовое государство, провозглашенное в Конституции Российской Федерации, предполагает высокий уровень правовой культуры граждан. Проведение Всероссийского единого урока «Права человека» будет способствовать осознанию обучающимися всеобщей ценности прав человека, их социальной роли, научит подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми способами.

Целью проведения Всероссийского единого урока «Права человека» является формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны, продвижение идей Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации в общеобразовательные организации, воспитание личности, которую отличают устойчивые нравственные качества, осознание достоинства человека.

В 2020 году с инициативой проведения единого урока в честь празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов выступила Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т. Н. Москалькова. Единый урок состоится в контексте интерактивного разговора с обучающимися «Права человека, историческая память, личная ответственность».

В ноябре 2020 года отмечается 75-летие начала главного судебного процесса в истории человечества – Нюрнбергского трибунала. Нюрнберг – не только процесс, но институция, определившая современное международное право. Устав Международного военного трибунала и приговор стали основой и частью современной правовой системы. Впервые был введен принцип – «исполнение преступного приказа не освобождает от уголовной ответственности» и принцип равенства перед законом всех, включая глав государств, политиков, высших государственных чиновников и военных. Это был не суд над Германией, не расправа победителей над побежденными, это был процесс в защиту гуманизма, в защиту человека.

Формы и методы организации Всероссийского единого урока «Права человека» могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, соответствовали возрасту обучающихся, способствовали формированию мировоззрения, существенной составляющей которого является уважение прав человека.

Лекция является наиболее информативным видом учебных занятий, очевидно, что при изучении прав человека невозможно обойтись без данной формы передачи информации.

Однако, учитывая направленность урока на формирование активной гражданской позиции, возможно, более правильным было бы выстраивать систематизированную передачу информации в форме проблемной беседы. В этом случае учащиеся не просто получают информацию, а переживают ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для себя знания. Основное место в проблемной беседе занимает создание и разрешение проблемных ситуаций. Соответствующие методические приемы (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез и их опровержение, обращение к аудитории) способствуют совместному размышлению учеников о правах и свободах.

Возможно использование дискуссии, т. е. приема, который, с одной стороны, позволяет узнать отношение учеников к вопросам, касающимся прав человека, с другой стороны – дает возможность ученикам исследовать и анализировать эти вопросы самостоятельно, развивать умение слушать, говорить по очереди, а также приобретать иные навыки, важные для воспитания уважения к правам других людей.

Демонстрация – эффективный интерактивный прием, особенность которого заключается в возможности иллюстрации обсуждаемой темы, посредством чего она лучше усваивается. Так, часть урока, посвященную рассказу об истории принятия Всеобщей декларации прав человека, о закреплении прав и свобод человека в Конституции Российской Федерации желательно обеспечить презентацией, слайд-шоу и соответствующими видеосюжетами. При проведении Всероссийского единого урока «Права человека» могут быть использованы материалы видеоролика «Права человека: история становления» (см.: https://videouroki.net/video/19-prava-chielovieka-istoriia-stanovlieniia.html).

Безусловно, рассмотрение теоретического материала возможно сочетать с использованием иных интерактивных методов преподавания, которые недостаточно используются в реальной педагогической практике, хотя сама природа правового знания предполагает интерактивное обучение.

Интерактивное обучение – это обучение через опыт, через освоение учеником опыта (стихийное, или специально организованное) основанное на взаимодействии с областью осваиваемого опыта, с преподавателем, друг с другом.

К интерактивным методам обучения можно отнести такие, как работа в группах («мозговой штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, ролевые игры, деловые игры, обучающие упражнения и т.д.

При проведении Всероссийского Единого урока «Права человека» необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Знакомство с абстрактными, обобщенными дефинициями должно сопровождаться конкретными примерами с опорой на социальный опыт ученика.

2. Не стоит заучивать сложные юридические конструкции, необходимо добиться их понимания.

3. Следует использовать возможности межпредметных связей. Так, в рамках изучения курса всеобщей истории учащиеся получают базовые знания об истории прав человека (Великая хартии вольностей (1215 год), Билль о правах (1791 год), Декларация прав человека и гражданина (1789). Учебный предмет «Обществознание» включает модуль «Право», где права человека являются ядром правовых знаний, изучается Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Полученные ранее знания помогут учащимся в освоении нового материала.

Процессу обучения может способствовать использование классных досок, подвесных транспарантов, плакатов, экспонируемых объектов, раскладных схем, фотографий, слайдов, видеоматериалов и фильмов. Как правило, информация, воспроизводимая на транспарантах и в схемах, должна быть краткой и четкой, иметь форму общего плана или перечня. Если требуется более развернутый текст, возможно использование информационных листков, раздаваемых учащимся. Вместе с тем следует избегать чрезмерного использования наглядных пособий, которые никогда не должны заменять собой непосредственные обсуждения.

Материалы: