Социальные и благотворительные проекты - инструмент создания позитивного имиджа библиотеки в условиях кризиса

Сиппель Наталья Олеговна,
специалист отдела развития и внешних коммуникаций ЦГБ

Формирование положительного имиджа организации – одна из главных задач на пути к успеху в конкурентной борьбе. Но о какой борьбе идёт речь, если за работу над имиджем берётся некоммерческая организация, учреждение, целью которого не является получение прибыли? Вы скажете, что это уже не борьба, а соискание, а точнее – поиск, и окажетесь правы. Поиск аудитории, поиск новых путей развития, поиск своего места в обществе. Сегодня мы говорим о социальных проектах, как об инструментах формирования позитивного имиджа в условиях кризиса. Но, что такое кризис для библиотек? Негативная информация в СМИ? Нет. Резкий переломный момент в деятельности? Тоже нет: процесс адаптации библиотек к изменяющимся условиям стихийным уж точно не назовёшь. Реальность такова, что вокруг библиотек и библиотекарей смыкается круг мифов и стереотипов, которые и формируют ту самую кризисную ситуацию. Выход известен: самостоятельно создавать выгодные для себя условия информационного взаимодействия, учитывая интересы, как расчётной целевой группы, так и реальной, то есть реализовывать социальные проекты.

 

2011 год – проект «Компетентная мама». На базе 5-ти муниципальных библиотек были созданы информационно-просветительские центры по вопросам семьи, материнства и детства. Основные направления, по которым строилась работа центров, вы видите на экране. Кроме того, на сайте омских муниципальных библиотек в режиме on-line были организованы юридические консультации для будущих и молодых родителей. А осенью 2012 года – представлены «Советы бывалых мам» – видеоконсультации, где мамы и бабушки разных профессий рассказывали об интересных случаях из жизни своих детей и внуков, делились секретами воспитания, давали советы. Короткие видеоролики завоевали интерес аудитории, набрав более 500 просмотров в Интернете. К работе над проектом «Компетентная мама» мы постарались привлечь специалистов разных профессий, тем самым решили одну из задач социальных проектов – повышение гражданской активности населения. Обращаю ваше внимание на тот факт, что реализация проекта стала возможной благодаря поддержке Благотворительного фонда культурных инициатив (Фонда Михаила Прохорова). Выиграв Грант в размере 250 тысяч рублей, мы приобрели технику для центров: 5 ноутбуков и программное обеспечение к ним, проектор, проекционный экран, акустическую систему.

 

В январе 2013 года началась реализация ещё одного грантового проекта «On-line-решения для старшего поколения». Этот информационно-образовательный проект призван помочь пожилым людям и людям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть социальную и культурную изоляцию. Наша инициатива вновь была поддержана Фондом Прохорова уже в размере 300 тысяч рублей. В рамках проекта на базе 10-ти муниципальных библиотек организованы информационно-образовательные центры компьютерной грамотности, сформирована команда библиотекарей-преподавателей, разработана и составлена программа обучающего курса индивидуальных и групповых занятий, темы которых вы видите на экране, приобретено и установлено компьютерное оборудование, выполнено подключение к сети Интернет, сформированы группы обучающихся. По замыслу проекта каждая библиотека-участник должна обучить 30 человек, но востребованность курсов оказалась настолько высока, что количество желающих во многих библиотеках в 2-3 раза превышает запланированные показатели. 

 

В 2014 году отдел развития и внешних коммуникаций планирует реализацию очередного социального проекта. На этот раз в библиотеках, в случае грантовой поддержки, будут организованы фотолаборатории. Предварительно целевой группой мы видели молодёжь, но наблюдая активный интерес к информационным и цифровым технологиям у людей старшего поколения, планируем расширить целевую аудиторию проекта. 

 

Очевидно, что недостаточное финансирование не является препятствием для воплощения идей. Библиотекари умеют самостоятельно искать средства для обеспечения своей деятельности. Работают не только с благотворителями и грантодающими фондами, но и осваивают спонсоринг и фандрейзинг.

 

Проект «Сказочная почта Деда Мороза», инициированный департаментом культуры Администрации города Омска, уже 3-й год дарит новогоднее чудо детям и взрослым. Задачи проекта – развить творческие способности детей и привлечь внимание к библиотекам города. За три года омские библиотекари приняли более 3 500 писем из Омска и более 20-ти других городов России и ближнего зарубежья по почте и через Интернет. А лучшие поделки и рисунки, присланные новогоднему волшебнику, ежегодно отмечаются специальными призами департамента культуры. В 2012 году в рамках проекта мы провели благотворительную акцию «Общие дети» в 5-ти детских домах города Омска. Каждый воспитанник получил индивидуальное письмо от Деда Мороза и подарок. Спонсорскую помощь оказали индивидуальный предприниматель Павел Кузнецов, хоккейный клуб «Авангард» и 4 коммерческих предприятия города. Партнёрами проекта стали специалисты Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области, специалисты следственного комитета, Омский Генеалогический центр «Связь поколений». Новогодние поздравления от сказочной почты получили 347 детей. Проект вызывает действительный интерес у городских СМИ, журналисты следят за почтой и стараются принять участие в её работе, добыть свежую и интересную информацию. 

 

Из всего вышесказанного следует вывод о том, что именно реализация социальных проектов позволяет нам сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше, комфортнее, а значит, способствует формированию положительного имиджа организации, какими бы кризисными ни были условия её существования.