Справочная служба: +7(3812) 300-427
Написать письмо: adm.omb@mail.ru
WhatsApp: +7950 785 57 37
Методические рекомендации
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Справочно-библиографическое обслуживание (далее СБО) – обслуживание в соответствии с запросами потребителей информации, связанное с предоставлением справок и других библиографических услуг (ГОСТ 7.0-99).
СБО осуществляется всеми структурными подразделениями библиотеки, обслуживающими пользователей. Основой СБО является справочно-библиографический аппарат (далее СБА) библиотеки, с помощью которого удовлетворяются запросы пользователей. В процессе СБО библиографические запросы принимаются в устной (лично и по телефону) и письменной форме.
II. ЕДИНИЦА УЧЕТА
Единицей учета выполненных разовых запросов пользователей является справка, содержащая сведения об одной теме, об одной уточненной библиографической записи, об одном установленном издании, об одном выявленном факте, а также устная или письменная библиографическая (согласно ГОСТу 7.20-2000 - методическая) консультация.
III. ТИПЫ СПРАВОК
В зависимости от содержащихся сведений справки подразделяются на следующие типы:
Тематическая справка – библиографическая справка, содержащая библиографическую информацию по определенной теме, предмету, вопросу, отрасли, а также о лице, учреждении, географическом объекте и т.п.
Например: «Помогите найти литературу по теме «Зрительные сигналы как средство общения».
Уточняющая справка – библиографическая справка, устанавливающая и/или уточняющая отсутствующие или искаженные в запросе пользователя элементы библиографического описания: уточнение или установление автора, заглавия документа, выходных данных и т.д.
Например: «Где была опубликована статья О.М. Волохина «На пороге глобальных перемен»?», «Кто автор книги «Мои философские собеседники?»
Адресная справка (ранее адресно-библиографическая) – библиографическая справка, устанавливающая наличие и/или местонахождение запрашиваемого документа в определенном фонде.
Например: «Есть ли в библиотеке седьмой номер журнала «Родина» за 2010 год?»
Фактографическая справка – справка, содержащая фактические сведения. В отличие от библиографической справки фактографическая справка представляет собой описание различных фактов применительно к предмету поиска (событию, концепции и т.д.), т.е. содержит текстовую (первичную) информацию. В качестве фактографических справок также рассматривают найденные по запросу цитаты.
Например: «Что такое «каталог» (дать определение)?», «Год рождения художника А.Н. Либерова».
Библиографическая консультация – это ответ на запрос, содержащий советы, рекомендации по методике библиографического поиска; использованию СБА; методике библиографирования (правилам оформления библиографического списка, составления библиографического описания, систематизации документов, их аннотирования и реферирования).
К небиблиографическим консультациям относятся ответы на вопросы пользователей, связанные: с режимом работы библиотеки, расположением её структурных подразделений и отдельных частей СБА, условиями предоставления сервисных услуг и т.п. Небиблиографические консультации не подлежат учёту в СБО.
Справка, сочетающая в себе элементы нескольких типов справок (в том числе консультацию), учитывается как одна справка. За единицу учёта принимается тот тип справки, на выполнение которого затрачено наибольшее количество времени.
IV. УЧЕТ СПРАВОК
Все структурные подразделения осуществляют учет справок по единой форме в «Книге учета библиографических справок» (см. Приложение 1). «Книга учета библиографических справок» является документом первичного учета и, в соответствии с номенклатурой дел МУК «ЦСМБ г. Омска», хранится до ликвидации библиотеки. Если библиотека принимает решение о ведении «Книги учета библиографических справок» в электронном виде, тогда необходимо ежемесячно распечатывать данные, подшивать и хранить. Суммарный учет библиографических справок и консультаций еженедельно отражается в 4-ой части Дневника работы библиотеки «Справочно-библиографическое обслуживание».
Кроме справок и консультаций известны другие виды ответов на запросы пользователей, а именно – отрицательный ответ, переадресование и отказ (в графе «Примечания» делается запись соответствующего содержания).
Если все исследованные в процессе поиска элементы СБА не содержат соответствующей запросу информации, то результатом поиска становится отрицательный ответ пользователю.
Переадресование предполагает извещение пользователя о том, что его запрос перенаправлен в другую библиотеку. В графе «Примечание» делается запись о том, куда перенаправлен запрос.
Отказ – это ответ, содержащий разъяснение правил, согласно которому запрос не принимается к исполнению. Отказ, как правило, даётся на этапе приёма запроса. Не принимаются к исполнению:
• запросы, требующие сплошного просмотра изданий;
• запросы уточняющего характера при отсутствии достаточных для осуществления библиографического поиска сведений о документе;
• тематические запросы, тема которых сформулирована нечётко.
V. ОТЧЕТНОСТЬ ПО СБО
Ежемесячно (в первых числах месяца, следующего за отчетным) библиотека предоставляет суммарные итоги справочно-библиографического обслуживания в отдел информационной деятельности Центральной городской библиотеки в соответствии с бланком отчетности по итогам библиографической работы (цифры указываются по нарастающей с начала календарного года).
Ежеквартально заполняется и предоставляется бланк отчетности по справкам, выполненным с использованием электронных ресурсов (цифры указываются за один квартал).
Вышеперечисленные показатели включаются в годовой отчет библиотеки и форму статистического наблюдения об общедоступной (публичной) библиотеке 6-НК. В пятом разделе «Информационное обслуживание и межбиблиотечный абонемент» формы 6-НК указывается суммарное число справок (запросов, консультаций).
В целях повышения качества справочно-библиографической работы необходимо проводить как количественный, так и качественный анализ выполненных справок. Сроки проведения, хронологические рамки отбора анализируемых справок определяются планом работы библиотеки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Государственный стандарт ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=134&o_doc=1149 (22.04.2011).
2. Государственный стандарт ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=134&o_doc=1151 (22.04.2011).
3. Диомидова, Г. Н. Библиографоведение [Текст] : учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Г. Н. Диомидова. – СПб. : Профессия, 2002. – 284, [1] c. – (Библиотека).
4. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки [Текст] : орг., технология, упр. : учебник / Д. Я. Коготков. – СПб. : Профессия, 2004. – 304 с. : табл., схем. – (Библиотека).
5. Нещерет, М. Ю. Виды ответов на запросы пользователей: учёт в справочно-библиографическом обслуживании [Текст] / М. Ю. Нещерет // Библиография. – 2009. – № 4 (июль-авг.). – С. 47-54.
6. Справочник библиографа [Текст] / [науч. ред. А. Н. Ванеев и др.]. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – СПб. : Профессия, 2006. – 591 с. : табл. – (Библиотека).
Разработчик: отдел информационной деятельности Центральной городской библиотеки
Согласовано: отдел краеведения Центральной городской библиотеки
Март 2011 г.
№ п/п | Дата | От кого поступил запрос | Содержание и цель запроса | Тип справки* | Отрасль знания | Источник выполнения | Исполнитель | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Приоритетные категории пользователей: • представители органов местного самоуправления • специалисты • учащиеся • студенты • пенсионеры • безработные • предприниматели • люди с инвалидностью • национально-культурные объединения |
Приоритетные темы (выделяются цветом, знаком и пр.): • права потребителей • проблемы наркомании • краеведение |
Типы справок: • тематическая • адресная • уточняющая • фактографическая • библиографическая консультация
* Возможен вариант деления столбца на 5 колонок |
Индекс или наименование ступени деления таблиц ББК |
Элемент(ы) СБА, с помощью которых выполнен запрос. |
Ф.И.О. |
Указывается информация: • о перенаправленных запросах • об отказах • о справках с отрицательным результатом • об источнике фактографической информации, сам установленный факт и пр. |