Детство, опаленное войной

Победа на фронтах Великой Отечественной войны стала вехой в истории страны, событием всемирного значения. Святой и памятной останется она и для тех, кто соприкоснулся с ней в детстве. Великая Отечественная война круто изменила жизнь всех тогдашних школьников.

С 1 июля 1941 года было принято решение «О пополнении предприятий города рабочей силой» и 1147 школьников Омска на период летних каникул были направлены для работы на предприятиях. А уже 16 августа было принято решение о реорганизации школьной сети и закрыто 14 школ, помещения которых были переданы для военных нужд. Например, в школе № 13 расположился штаб по формированию 282-й Тартуской стрелковой дивизии и 712-го линейного батальона связи. В школах № 7 и № 33 разместили жителей, эвакуированных из занятых фашистами городов и сел. В зданиях школ-новостроек – №№ 1, 2, 37, 64, 65, 2-й железнодорожной школы им. Ленина расположились эвакогоспитали. А на смену закрытым средним школам были открыты малокомплектные школы в квартирах и бараках.

Лозунг «Все для фронта – все для Победы» стал девизом для всех без исключения. Дети принимали активное участие во всех формах помощи фронту и тылу. Собирали для посылок на фронт теплые вещи, шили кисеты, собирали металлолом на переплавку. Пионеры проводили воскресники, месячники, помогая ремонтировать помещения, заготавливать дрова, высаживать или собирать картофель и овощи. 506 тимуровских команд охватили своей заботой 4343 человека.

Вместе со взрослыми дети собирали деньги на вооружение. Всего пионеры и школьники области внесли в фонд обороны страны и на строительство боевых машин 2 миллиона 800 тысяч рублей, собрали и отправили бойцам Красной Армии более 17900 посылок.

С января 1942-го в школах было введено сельхозобучение, создано восемь учебных баз, оборудованных наглядными учебными пособиями и обеспеченных сельскохозяйственной техникой. Тогда же был утвержден дополнительный план по мобилизации трудоспособного населения на сельхозработы. Каждый сезон по 10–15 тысяч учеников 7–10 классов привлекались к прополке и уборке урожая.

Активно работали пионеры и школьники на колхозных полях, ими заработано около 9118000 трудодней. Пионеры и школьники области проводили большую работу по борьбе с потерями в уборке урожая. По их инициативе в 1944 году оборудовано 8813 зерноуловителей, изготовлено 6818 корзин под колосья. Около 63 тысяч школьников работало на сборе колосьев, из которых было намолочено 15525 центнеров зерна.

Школьники выступали с концертами в госпиталях, читали газеты и книги и писали письма для раненых. На базе детской музыкальной школы был создан оркестр, который часто выступал перед ранеными с концертами классической музыки.

По данным Исторического архива Омской области омская земля приютила в годы военного лихолетья 24 тысячи детей, эвакуированных из прифронтовых районов. Они воспитывались в 214 детских домах и интернатах области. Первые эшелоны с эвакуированными детьми прибыли в Омскую область уже в августе 1941 года. Для них были выделены лучшие помещения, над ними брали шефство комсомольские и пионерские организации. На заседаниях горисполкома неоднократно рассматривался вопрос о питании и снабжении прибывших детей теплой одеждой, обувью и всем необходимым. Все дети были прикреплены   к школам.

Воспитанники детдомов тоже не были в стороне от всенародного дела помощи фронту. Они работали в созданных при детских учреждениях мастерских: сапожных, столярных, корзиночных, швейных, в подсобных хозяйствах, где выращивались зерновые и овощные культуры, скот. Также трудились на полевых работах в колхозах.

Поколение, чье детство пришлось на тяжелые военные годы, с полным правом заслужило всеобщее уважение трудовыми подвигами на заводах и колхозных полях. Своими делами оно вносило посильную лепту в дело разгрома фашизма и освобождения своей Родины.