Мосты большого города

Омск - город у слияния двух рек, город с особым настроением. И с самого его рождения мосты стали первейшими и важнейшими сооружениями в инфраструктуре города. Омские мосты красноречиво рассказывают о прошлом и настоящем и города, и отечественного мостостроения. И очевидно, что будущее миллионного мегаполиса тоже связано с появлением новых и обновлением уже существующих переходов через реки.

Знаете ли вы, что…

  • Мосты, располагавшиеся на месте современного Юбилейного, оказали большое влияние на формирование исторической части города, они соединяли территорию старой Омской крепости с новой. Первый мост через реку Омь был наплавным и возник в 1727 году, а первый постоянный мост через Омь появился в 1766 году.
  • Открытие Юбилейного моста произошло 2 ноября 1967 года. Железобетонный, однопролетный, рамно-консольный мост длиной 60 метров с подвесной балкой, с предварительно напряженной арматурой был разработан по проекту ленинградских мостостроителей. Идеально вписанный в среду Юбилейный мост – это память о первой омской переправе, соединившей берега Оми.
  • Комсомольский мост – это первый капитальный мост в городе, построенный в послевоенный период. Мост интересен тем, что в нем было применено новое перспективное решение, когда металлические балки объединялись с помощью специальных упоров с железобетонной плитой проезжей части. Комсомольский мост единственный в Омске, общий декор которого выполнен в стиле сталинского ампира. Чугунное ограждение оформлено пятиконечными звездами, а основания фонарных столбов украшены барельефами с изображением комсомольцев 75– участников Гражданской и Великой Отечественной войн, спортсменов и строителей новой жизни. 6 ноября 1953 года до официального открытия, по мосту прошли первые машины и пешеходы. До реконструкции 1997 года по мосту проходила также трамвайная линия.
  • Октябрьский мост был открыт в 1962 году. Основной особенностью моста стал серьезный продольный уклон, значительно превышающий допустимые пределы. Из-за него омичи сразу же окрестили мост «Горбатым». Октябрьский мост интересен тем, что при его сооружении впервые был применен сборный железобетон. Железобетонные полуарки изготавливались прямо на берегу и устанавливались в пролет кранами. С 1992 по 1996 год мост был закрыт на реконструкцию, в ходе которой уклон моста был поднят на пять метров. Именно благодаря этому мост обзавелся вытянутой эстакадой, длина которой составляет 700 метров. А трамвайная линия, ранее совмещенная с автомобильным движением, была отделена от проезжей части и размещена с краю, благодаря чему расширились автомобильные полосы.
  • Ленинградский мост – это первый коммунальный транспортно-пешеходный железобетонный мост, который дал возможность городу развиваться по обе стороны Иртыша. 6 ноября 1959 года состоялся митинг по случаю его открытия. При строительстве была применена новая конструкция буровой сваи, передовые технологии использовались при монтаже пролетных строений и бетонировании железобетонной плиты проезжей части. Протяженность моста – 653 метра, ширина проезжей части равна 20 метрам, что позволило открыть двустороннее шестиполосное движение.
  • Первый железнодорожный мост через Иртыш по проекту профессора Петербургского института путей сообщения Н. А. Белелюбского был построен с использованием самых прогрессивных технологий того времени. Шесть пролетов моста были перекрыты металлическими фермами раскосной системы, созданной Белелюбским, Эти фермы, получившие распространение на Сибирской железной дороге, явились прогрессивным решением для того времени. Они отличались от систем-предшественников экономичностью по расходу стали и меньшей трудоемкостью в изготовлении и монтаже. 17 марта 1896 года мост был принят в эксплуатацию, а 19 марта началось регулярное движение поездов.