«Маршрут построен»: литературный городской автоквест

Ольга Игоревна Шатько,
методист отдела развития и внешних коммуникаций Центральной городской библиотеки БУК г. Омска «ОМБ»

Популярным развлечением у омской молодёжи сегодня являются различные виды квестов. Что такое квест? Это игра, в которой есть сюжет и задания. Цель квеста – выполнить эти задания и прийти к финишу. 

Зарядившись популярной идеей, специалисты отдела развития и внешних коммуникаций Центральной городской библиотеки разработали для молодых омичей мероприятие не просто досугового, но и одновременно познавательного характера – литературный автоквест «Маршрут построен». Вдохновителем и инициатором первого литературного автоквеста в Омске стала Алина Гермизеева, ведущий методист ЦГБ.

В повседневной жизни мы мало обращаем внимание на город и обычно ходим по одним и тем же маршрутам. Хорошо продуманный квест даёт возможность совершить увлекательное приключение по историческим местам родного Омска.

Литературный автоквест, в котором приняли участие свыше 60 молодых омичей на 14-ти автомобилях, был проведён в центральной части города. Общего места сбора не было, команды могли стартовать из любой точки, находящейся в зоне маршрута автоквеста, обозначенного на карте. Сопутствующие материалы (карту, наклейку на автомобиль с логотипом игры и памятку) ребята получили заранее.

Участникам автоквеста необходимо было последовательно пройти 10 заданных локаций, связанных с литературными местами нашего города. Омская молодёжь выполняла поисковые задания, разгадывала зашифрованные послания, решала ребусы. Время старта каждой команды определяла скорость ответа на первую загадку. Общение игроков и их кураторов проходило в режиме онлайн с помощью персональных «бесед» в социальной сети «ВКонтакте». Получив правильный ответ, организаторы высылали следующее задание, которое указывало на первую локацию.

С помощью Google карт участники определили дом, где жил скандальный «король сибирских писателей» Антон Сорокин. Разгадав уравнение и вспомнив стихотворение Николая Некрасова, выяснили адрес рекламного агентства «Поэт и Мастер», где команды ожидало следующее задание – узнать писателей по фото.   

Во всём мире знают и читают Фёдора Михайловича Достоевского, но жители нашего города помнят классика не только по уникальным произведениям, но и по знаковым местам Омска, ведь в нашем городе великий писатель отбывал наказание по делу петрашевцев. У омичей имя Достоевского связано с памятником и музеем, мы же решили познакомить участников квеста с местом, где стоял острог.

Квестеры побывали у памятника «капитану воздушных фрегатов», поэту Леониду Мартынову и талантливому казахскому просветителю Чокану Валиханову, нашли «перекрёсток двух поэтов» (улиц Пушкина и Маяковского) и сквер, в котором обитают «Жар-птица», «Кот учёный» и «Конёк-Горбунок».

Команды зарабатывали бонусное время, сфотографировав машину соперников с логотипом автоквеста, а также выполняя дополнительные задания.

В маршрут было включено посещение Центральной городской библиотеки и Молодёжной библиотеки «Квартал 5/1». Десять участников квеста в этот день стали наши читателями. Золотым победителем литературного автоквеста «Маршрут построен» стала команда «НеУнылые», занимающиеся организацией и проведением коммерческих квестов. Им удалось выполнить все задания ровно за 2 часа. Серебро автоквеста досталось команде «Малина», время специалистов ведущего предприятия радиоэлектронной промышленности «Сатурн» составило – 2 часа 11 минут. Бронзовым призёром стала студенческая молодёжь из команды «Гагаринцы» с результатом 2 часа 15 минут.

Как мы искали участников? Для привлечения игроков важно обратить внимание на продвижение проекта. Сегодня для этого активно используются социальные сети. Нами была создана встреча «Литературный автоквест «Маршрут построен»» в социальной сети «ВКонтакте», разработан тизер, опубликовано больше 30-ти постов и релизов в новостных, автомобильных и молодёжных сообществах, приглашающих принять участие в автоквесте.

Как мы нашли партнёров? Интересную инициативу достаточно легко поддержали шесть крупных омских организаций и компаний. Общий призовой фонд составил свыше 50 тысяч рублей.

Автотехцентр «Звезда Сибири», компания по проведению квестов «Интрига», центр активных развлечений «SkyPark», сеть быстрого питания «Шаурмастер», сеть кофеен «Skuratov coffee», киноцентр «Вавилон» предоставили подарочные сертификаты на свои услуги и продукцию. В свою очередь мы разместили фирменную символику организаций во всех материалах для средств массовой коммуникации города, печатную рекламу – в информационных зонах муниципальных библиотек. Партнёры получили благодарственные письма, макеты которых мы разрабатываем сами в соответствии с реализуемым проектом.

Что необходимо сделать, чтобы квест-проект был успешным? Во-первых, разработка бренда – логотип, название, аккаунты в социальных сетях, поведение администраторов и пр.

Во-вторых, работа над сценарием квеста. Её можно разделить на три этапа. Первый – создание концепции, поиск локаций, связка всех точек в один логический и увлекательный маршрут. В этот момент разрабатывается контентная часть: вопросы, подсказки, ответы и дополнительная информация. Нужно продумать не только текстовую часть маршрута, но и графическую – подобрать фотографии для вопросов, выстроить взаимосвязь точек пути между собой в удобной смысловой последовательности.

Основные задания можно разбить на группы: разгадка зашифрованного в легенде места на карте города, поиск секретных кодов, спецучастки, на которых может быть всё, что угодно. Например, игроки громко и выразительно с горящей свечой в руках рассказывали стихотворение, которое омский поэт Леонид Мартынов написал об Антоне Сорокине, но, прежде им необходимо было найти эту свечу. Почему именно свеча? Это был любимый символ «короля писателей». Он любил выступать с ней в руках, утверждая, что таким образом является приемником древнегреческого философа и Диогена.

Логические задачи должны сочетаться с более простыми «вау-задачами», дающими яркие впечатления. В одном из заданий участникам необходимо было расшифровать фразу Александра Блока «Прямая обязанность художника показывать, а не доказывать». Для этого они должны были собрать все слова фразы, спрятанные в холле и залах Центральной городской библиотеки, и попросить у библиотекарей книгу автора, в которой была подсказка на следующую локацию.

Второй этап – составление маршрута. Расстояния между локациями следует выбирать с учётом многих факторов. Оптимальная протяжённость пешеходного квеста – не больше 1 км. У автомобильного квеста – расстояние, рассчитанное на бак бензина – 30-40 литров. В нашем случае оно составило 7 км.

Маршрут своего автоквеста мы адаптировали так, чтобы даже у команды с минимальным знанием города были шансы если не на победу, то хотя бы на прохождение всего маршрута. Важное условие любого квеста – все его элементы должны быть безопасны для игроков, поэтому мероприятие было согласовано с отделом ГИБДД.

Третий этап – прохождение маршрута и внесение корректировок. Автоквест дважды проходил тестирование – самими организаторами и фокус-группой. Это помогло нам увидеть, как квест выглядит на самом деле: насколько он сложный и захватывающий, удобно ли расположены точки и на каком расстоянии друг от друга, правильно ли сформулированы задания, подобран иллюстративный материал и разработана система подсказок.

Квест «Маршрут построен» оставил только приятные эмоции у участников, даже у тех, кто пришёл к финишу последними. За максимально короткое время игроки узнали много удивительных фактов о родном городе, почувствовали сплочённость команды, совместно ощутили драйв, азарт и море позитива!