Омск — город трудовой доблести

Только с июня по июль 1942 года артисты Омской филармонии дали 1 668 концертов и спектаклей, из них 1 331 прошли в госпиталях. В 1941–1943 годах работники искусств Омска дали 5 091 выступление.

В навигацию 1942 года ушедших на фронт членов команды парохода «Ударник» заменила семья механика М. Я. Щеклеина. Жена и дочь работали масленщицами, сын и вторая дочь – помощниками механика.

Газета «Омская правда» от 5 мая 1944 года опубликовала сообщение о том, что на Сибзаводе при изготовлении гайки вместо металла стали использовать пластмассу. Это изобретение инженера технологического бюро Н. Т. Никитина высвободило 40 рабочих, 17 станков, годовая экономия составила 800 тысяч рублей.

В годы войны на агрегатном заводе им. В. В. Куйбышева изготовление ряда деталей из штамповки перевели на литье под давлением, в результате чего высвободилась часть парка дефицитного оборудования. Было обеспечено увеличение выпуска деталей, а годовая экономия составила 1 980 тысяч рублей.

За время войны в Омск прибыло 562 военно-санитарных поезда, поступило 156,6 тысячи раненых и более 13 тысяч больных. Возвращено в строй 102 тысячи человек.

В годы войны с эвакуированными предприятиями и учреждениями на омскую землю прибыло 214,2 тысяч человек, из них 101,4 тысяч человек трудоспособного возраста.

Газета «Омская правда» от 9 апреля 1942 года опубликовала сообщение о том, что токарь агрегатного завода им. В. В. Куйбышева Н. П. Змеев рационализировал заточку резца, что позволило ему 1 апреля выполнить норму на 636%.

Всего за годы войны на предприятиях Омска было внедрено свыше 13 тысяч рационализаторских предложений, что позволило сэкономить государству свыше 56 млн рублей.

За годы войны школы ФЗО и ремесленные училища подготовили 19 635 квалифицированных рабочих. На предприятиях путем индивидуального и группового ученичества было обучено 27 300 человек.

15 марта 1942 года на Карельский фронт отправились первый бронепоезд, построенный на Омском паровозовагоноремонтном заводе «Омский железнодорожник» и бронепоезд «Сибиряк-барабинец», строительство которого велось в депо Барабинска.

7 ноября 1941 года на испытательной станции завода № 29 (ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова») состоялся пуск первого авиационного мотора М-88Б, собранного на омской земле.

В 1945 году за образцовое выполнение заданий по производству боевых самолетов коллектив завода № 166 (ныне «ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М. В. Хруничева"») награжден орденом Трудового Красного Знамени.

15 февраля 1942 года на Ленинградский фронт из Омска был отправлен спецпоезд. В 24 вагонах делегация омичей везла 18 631 посылку, 12 700 писем, 1 500 экземпляров специального выпуска «Омской правды». Общий вес подарков составил 176 310 кг.

В конце 1941 года зародилось движение фронтовых бригад. Это звание получали лучшие коллективы, выполнявшие план не менее чем на 125%. Девиз движения – «В труде как в бою».

Численность работающих женщин в Омской области увеличилась с 99,4 тысяч человек в 1940 году до 179,3 тысяч человек в 1945 году. К концу войны на промышленных предприятиях и транспорте трудилось 66,6 тысяч женщин.

В годы войны на Омском пимокатном заводе и артелях производилась около 40% выпускавшейся в стране валяной обуви. Всего было изготовлено 825 800 пар.

Газета «Омская правда» от 26 февраля 1944 года опубликовала сообщение о том, что предприятия области выделили для восстановления предприятий Запорожья одну автомастерскую, более 200 различных станков, 44 сельскохозяйственные машины, оборудование для электростанций и т. д.

За годы войны на средства населения Омской области были построены и переданы в действующую армию 5 танковых колонн, 2 эскадрильи, 7 бронепоездов, 2 поезда-бани, 40 ремонтных артиллерийских и танковых мастерских.

Всего в годы войны на Омском паровозовагоноремонтном заводе и в депо станций омской железной дороги – Ишима, Барабинска, Петропавловска – было построено и отправлено в действующую армию семь бронепоездов и два поезда-бани.

К середине октября 1941 года в Омске был развернут 21 эвакогоспиталь.

На моторостроительном заводе им. П. И. Баранова бригада, состоящая из членов семей военнослужащих, обратились с призывом ко всем женам, сестрам, матерям фронтовиков, работающих на заводе, объединиться во фронтовые бригады и выполнять задания не ниже 250 процентов.

В 1941–1942 годах в Омскую область прибыло более 100 эвакуированных промышленных предприятий, из них металлообрабатывающей отрасли – 56, пищевой – 7, кожевенно-текстильной, химической и других отраслей промышленности – 27.

За годы войны танковый завод № 174 (АО «Омский завод транспортного машиностроения») выпустил более 6 900 танков Т-34, более миллиона корпусов снарядов ОС-122 и около 300 000 корпусов снарядов для реактивных установок БМ-13 «Катюша» и около 2 000 деталей для заводов Нижнего Тагила и Челябинска.

За образцовое выполнение заданий по серийному производству авиамоторов завод № 29 (ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова») награжден орденом Трудового Красного Знамени (1944) и орденом Ленина (1945).

В годы войны в городе Омске размещалось более 80 эвакуированных промышленных предприятий.

В конце 1942 года на заводе № 166 (ныне «ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М. В. Хруничева"») была начата работа по выпуску одномоторного истребителя Як-9. Всего в годы войны на заводе было собрано 3 800 самолетов, из них наибольшее количество самолетов Як-9 М-107А – 2 203 самолета.

В 1945 году за успешное выполнение заданий по организации массового производства танков коллектив Омского танкостроительного завода награжден Орденом Отечественной войны I степени.

1 июля 1942 года за 46 минут рабочего времени механик по холодной обработке металлов завода № 634 (ЗАО ПО «Электроточприбор») А. Рожон выполнил дневную норму на 3 700%. Это удалось сделать благодаря механизации процесса изготовления сложной детали, что сократило время ее изготовления с 30 минут до 40 секунд.

За годы войны заводом № 634 (ЗАО ПО «Электроточприбор») выпущено: свыше 10 000 комплектов электроустановок для зенитной артиллерии; 17 959 штук пультов для подрывных машинок; около 500 000 штук малогабаритных электроизмерительных приборов для оснащения самолетных раций, боевых средств связи и многое другое.

4 января 1942 года в Омской области по инициативе комсомольцев и молодежи завода «Автотрактордеталь» прошел воскресник. Только в Омске в воскреснике участвовало 49 517 человек. Заработанные деньги – 384 556 рублей – сданы в фонд строительства авиаэскадрильи «Омский комсомолец».

В 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства коллектив Омского агрегатного завода им. В. В. Куйбышева награжден орденом Трудового Красного Знамени.

С декабря 1941 года по октябрь 1942 года завод № 166 (ныне «ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М. В. Хруничева"») выпустил 80 фронтовых бомбардировщиков ТУ-2 М-82, разработанных конструкторским бюро А. Н. Туполева.

Машинисту депо Омск Омской железной дороги Николаю Федоровичу Полякову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени», первому из омичей, было присвоено звание Героя Социалистического труда.

В годы войны на предприятиях Омской области юноши и девушки составляли около 60% от общего числа рабочих. Так, на заводе № 29 (ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова») доля лиц в возрасте до 22 лет соответствовала 60%, из них 35% – выпускники школ ФЗО и ремесленных училищ.

29 ноября 1941 года комедией В. Шекспира «Много шума из ничего» Московский государственный театр им. Евгения Вахтангова, эвакуированный в Омск, открыл свой театральный сезон.

20 февраля 1942 года омским трестом «Маслопром» для трудящихся Ленинграда был отправлен эшелон из 42 вагонов с маслом, сыром и другими молочными продуктами.

В годы войны Омский шинный завод был единственным заводом в стране, производивший автопокрышки для фронта и тыла.

За годы войны радиозаводом имени Козицкого выпущено более 8 000 радиостанций для танков и самолетов.

В годы войны завод № 634 (ЗАО ПО «Электроточприбор») был единственным в стране предприятием, выпускавшим управляющую электроаппаратуру для авиационных и корабельных мин. Всего изготовлен 5 761 комплект.

В годы войны населением омского региона безвозмездно сдано и внесено по государственным займам в Фонд обороны 1 153,3 млн рублей.

В 1941–1944 годах на Омской железной дороге трудились около 20 тысяч женщин, которые, заменив ушедших на фронт мужчин, работали машинистами паровозов, помощниками машинистов, кочегарами, путевыми обходчиками, стрелочниками и т. д.

За годы войны заводом № 29 (ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова») выпущено более 15 000 моторов для фронтовой авиации.

В 1944 году по промышленному производству Омская область вышла на третье место в Сибири, уступая лишь Новосибирской и Кемеровской областям.

В конце января 1942 года на омском авиационном заводе № 166 (ныне «ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М. В. Хруничева"») начат серийный выпуск пикирующего бомбардировщика ТУ-2, разработанного в конструкторском бюро А. Н. Туполева.

Во время войны женскую команду парохода «Совет» возглавляла первая на Иртыше женщина-капитан В. Л. Каргаполова.

К началу октября 1941 года в Омскую область прибыло в эвакуацию 14 детдомов, 1 детсад, 1 деткомбинат с 2 207 детьми. С семьями прибыло 22 тысячи школьников.

В 1944 году за успешное выполнение заказов для фронта и обеспечение сельского хозяйства тракторными запчастями коллектив Сибзавода награжден орденом Трудового Красного Знамени.

6 августа 1943 года штукатур М. И. Алексеев в ответ на приказ Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина по случаю новых побед Красной Армии и освобождения городов Орел и Белгород выполнил дневное задание на 1 035%.

В 1941 году в пароходстве работало 543 женщины, в навигацию 1942 года – 1100, среди них: помощниками капитанов, механиками, шкиперами и их помощниками – 56 женщин, матросами – 370, масленщиками – 23, в пристанском хозяйстве (в том числе грузчиками) – 400 женщин.

3 августа 1941 года в воскреснике на Омском железнодорожном узле приняло участие 16 438 человек. Было отремонтировано несколько паровозов, 20 вагонов, заменены стрелочные переводы, проведена очистка пути. Заработанные 69 500 рублей перечислены в Фонд обороны.