Омск — город трудовой доблести

В годы войны с эвакуированными предприятиями и учреждениями на омскую землю прибыло 214,2 тысяч человек, из них 101,4 тысяч человек трудоспособного возраста.

В 1941 году в пароходстве работало 543 женщины, в навигацию 1942 года – 1100, среди них: помощниками капитанов, механиками, шкиперами и их помощниками – 56 женщин, матросами – 370, масленщиками – 23, в пристанском хозяйстве (в том числе грузчиками) – 400 женщин.

В конце января 1942 года на омском авиационном заводе № 166 (ныне «ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М. В. Хруничева"») начат серийный выпуск пикирующего бомбардировщика ТУ-2, разработанного в конструкторском бюро А. Н. Туполева.

К середине октября 1941 года в Омске был развернут 21 эвакогоспиталь.

За время войны в Омск прибыло 562 военно-санитарных поезда, поступило 156,6 тысячи раненых и более 13 тысяч больных. Возвращено в строй 102 тысячи человек.

За образцовое выполнение заданий по серийному производству авиамоторов завод № 29 (ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова») награжден орденом Трудового Красного Знамени (1944) и орденом Ленина (1945).

20 февраля 1942 года омским трестом «Маслопром» для трудящихся Ленинграда был отправлен эшелон из 42 вагонов с маслом, сыром и другими молочными продуктами.

За годы войны танковый завод № 174 (АО «Омский завод транспортного машиностроения») выпустил более 6 900 танков Т-34, более миллиона корпусов снарядов ОС-122 и около 300 000 корпусов снарядов для реактивных установок БМ-13 «Катюша» и около 2 000 деталей для заводов Нижнего Тагила и Челябинска.

Численность работающих женщин в Омской области увеличилась с 99,4 тысяч человек в 1940 году до 179,3 тысяч человек в 1945 году. К концу войны на промышленных предприятиях и транспорте трудилось 66,6 тысяч женщин.

Газета «Омская правда» от 9 апреля 1942 года опубликовала сообщение о том, что токарь агрегатного завода им. В. В. Куйбышева Н. П. Змеев рационализировал заточку резца, что позволило ему 1 апреля выполнить норму на 636%.

В 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства коллектив Омского агрегатного завода им. В. В. Куйбышева награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В конце 1941 года зародилось движение фронтовых бригад. Это звание получали лучшие коллективы, выполнявшие план не менее чем на 125%. Девиз движения – «В труде как в бою».

В конце 1942 года на заводе № 166 (ныне «ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М. В. Хруничева"») была начата работа по выпуску одномоторного истребителя Як-9. Всего в годы войны на заводе было собрано 3 800 самолетов, из них наибольшее количество самолетов Як-9 М-107А – 2 203 самолета.

За годы войны радиозаводом имени Козицкого выпущено более 8 000 радиостанций для танков и самолетов.

В 1945 году за образцовое выполнение заданий по производству боевых самолетов коллектив завода № 166 (ныне «ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М. В. Хруничева"») награжден орденом Трудового Красного Знамени.

15 марта 1942 года на Карельский фронт отправились первый бронепоезд, построенный на Омском паровозовагоноремонтном заводе «Омский железнодорожник» и бронепоезд «Сибиряк-барабинец», строительство которого велось в депо Барабинска.

7 ноября 1941 года на испытательной станции завода № 29 (ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова») состоялся пуск первого авиационного мотора М-88Б, собранного на омской земле.

С декабря 1941 года по октябрь 1942 года завод № 166 (ныне «ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М. В. Хруничева"») выпустил 80 фронтовых бомбардировщиков ТУ-2 М-82, разработанных конструкторским бюро А. Н. Туполева.

29 ноября 1941 года комедией В. Шекспира «Много шума из ничего» Московский государственный театр им. Евгения Вахтангова, эвакуированный в Омск, открыл свой театральный сезон.

За годы войны заводом № 634 (ЗАО ПО «Электроточприбор») выпущено: свыше 10 000 комплектов электроустановок для зенитной артиллерии; 17 959 штук пультов для подрывных машинок; около 500 000 штук малогабаритных электроизмерительных приборов для оснащения самолетных раций, боевых средств связи и многое другое.

1 июля 1942 года за 46 минут рабочего времени механик по холодной обработке металлов завода № 634 (ЗАО ПО «Электроточприбор») А. Рожон выполнил дневную норму на 3 700%. Это удалось сделать благодаря механизации процесса изготовления сложной детали, что сократило время ее изготовления с 30 минут до 40 секунд.

В 1941–1944 годах на Омской железной дороге трудились около 20 тысяч женщин, которые, заменив ушедших на фронт мужчин, работали машинистами паровозов, помощниками машинистов, кочегарами, путевыми обходчиками, стрелочниками и т. д.

4 января 1942 года в Омской области по инициативе комсомольцев и молодежи завода «Автотрактордеталь» прошел воскресник. Только в Омске в воскреснике участвовало 49 517 человек. Заработанные деньги – 384 556 рублей – сданы в фонд строительства авиаэскадрильи «Омский комсомолец».

В навигацию 1942 года ушедших на фронт членов команды парохода «Ударник» заменила семья механика М. Я. Щеклеина. Жена и дочь работали масленщицами, сын и вторая дочь – помощниками механика.

В 1944 году за успешное выполнение заказов для фронта и обеспечение сельского хозяйства тракторными запчастями коллектив Сибзавода награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Машинисту депо Омск Омской железной дороги Николаю Федоровичу Полякову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени», первому из омичей, было присвоено звание Героя Социалистического труда.

В годы войны на предприятиях Омской области юноши и девушки составляли около 60% от общего числа рабочих. Так, на заводе № 29 (ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова») доля лиц в возрасте до 22 лет соответствовала 60%, из них 35% – выпускники школ ФЗО и ремесленных училищ.

15 февраля 1942 года на Ленинградский фронт из Омска был отправлен спецпоезд. В 24 вагонах делегация омичей везла 18 631 посылку, 12 700 писем, 1 500 экземпляров специального выпуска «Омской правды». Общий вес подарков составил 176 310 кг.

В годы войны Омский шинный завод был единственным заводом в стране, производивший автопокрышки для фронта и тыла.

В годы войны в городе Омске размещалось более 80 эвакуированных промышленных предприятий.

За годы войны заводом № 29 (ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова») выпущено более 15 000 моторов для фронтовой авиации.

6 августа 1943 года штукатур М. И. Алексеев в ответ на приказ Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина по случаю новых побед Красной Армии и освобождения городов Орел и Белгород выполнил дневное задание на 1 035%.

За годы войны на средства населения Омской области были построены и переданы в действующую армию 5 танковых колонн, 2 эскадрильи, 7 бронепоездов, 2 поезда-бани, 40 ремонтных артиллерийских и танковых мастерских.

В годы войны населением омского региона безвозмездно сдано и внесено по государственным займам в Фонд обороны 1 153,3 млн рублей.

В 1941–1942 годах в Омскую область прибыло более 100 эвакуированных промышленных предприятий, из них металлообрабатывающей отрасли – 56, пищевой – 7, кожевенно-текстильной, химической и других отраслей промышленности – 27.

В 1945 году за успешное выполнение заданий по организации массового производства танков коллектив Омского танкостроительного завода награжден Орденом Отечественной войны I степени.

На моторостроительном заводе им. П. И. Баранова бригада, состоящая из членов семей военнослужащих, обратились с призывом ко всем женам, сестрам, матерям фронтовиков, работающих на заводе, объединиться во фронтовые бригады и выполнять задания не ниже 250 процентов.

Во время войны женскую команду парохода «Совет» возглавляла первая на Иртыше женщина-капитан В. Л. Каргаполова.

За годы войны школы ФЗО и ремесленные училища подготовили 19 635 квалифицированных рабочих. На предприятиях путем индивидуального и группового ученичества было обучено 27 300 человек.

К началу октября 1941 года в Омскую область прибыло в эвакуацию 14 детдомов, 1 детсад, 1 деткомбинат с 2 207 детьми. С семьями прибыло 22 тысячи школьников.

В 1944 году по промышленному производству Омская область вышла на третье место в Сибири, уступая лишь Новосибирской и Кемеровской областям.

Только с июня по июль 1942 года артисты Омской филармонии дали 1 668 концертов и спектаклей, из них 1 331 прошли в госпиталях. В 1941–1943 годах работники искусств Омска дали 5 091 выступление.

В годы войны на Омском пимокатном заводе и артелях производилась около 40% выпускавшейся в стране валяной обуви. Всего было изготовлено 825 800 пар.

Газета «Омская правда» от 5 мая 1944 года опубликовала сообщение о том, что на Сибзаводе при изготовлении гайки вместо металла стали использовать пластмассу. Это изобретение инженера технологического бюро Н. Т. Никитина высвободило 40 рабочих, 17 станков, годовая экономия составила 800 тысяч рублей.

Всего за годы войны на предприятиях Омска было внедрено свыше 13 тысяч рационализаторских предложений, что позволило сэкономить государству свыше 56 млн рублей.

В годы войны на агрегатном заводе им. В. В. Куйбышева изготовление ряда деталей из штамповки перевели на литье под давлением, в результате чего высвободилась часть парка дефицитного оборудования. Было обеспечено увеличение выпуска деталей, а годовая экономия составила 1 980 тысяч рублей.

Всего в годы войны на Омском паровозовагоноремонтном заводе и в депо станций омской железной дороги – Ишима, Барабинска, Петропавловска – было построено и отправлено в действующую армию семь бронепоездов и два поезда-бани.

Газета «Омская правда» от 26 февраля 1944 года опубликовала сообщение о том, что предприятия области выделили для восстановления предприятий Запорожья одну автомастерскую, более 200 различных станков, 44 сельскохозяйственные машины, оборудование для электростанций и т. д.

В годы войны завод № 634 (ЗАО ПО «Электроточприбор») был единственным в стране предприятием, выпускавшим управляющую электроаппаратуру для авиационных и корабельных мин. Всего изготовлен 5 761 комплект.

3 августа 1941 года в воскреснике на Омском железнодорожном узле приняло участие 16 438 человек. Было отремонтировано несколько паровозов, 20 вагонов, заменены стрелочные переводы, проведена очистка пути. Заработанные 69 500 рублей перечислены в Фонд обороны.