«Судьба казачья – степь донская»

М. Н. Урусова, библиограф

библиотеки-филиала № 17

 им. М. А. Шолохова ЦСГБ  г. Волгограда

 

В рамках Библиомарафона «Культурные бренды волгоградских библиотек» 30  апреля  2014 г. в библиотеке-филиале № 17 им.  М. А.  Шолохова централизованной системы городских библиотек г. Волгограда прошло мероприятие, посвящённое 109-летию писателя, которое положило начало целому комплексу ежегодных мероприятий, приуроченных ко дню рождения «певца Тихого Дона». Мероприятие было организовано для учащихся 7 класса МОУ «Лицей № 10» г. Волгограда.

С вступительным словом выступила заведующая библиотекой-филиалом № 17 И. О.  Дрыжак, состоялся также показ видеозаставки. Под музыкальное сопровождение на экране появился памятник казакам Тихого Дона, виды станицы Вёшенской, а затем – образ Михаила Александровича Шолохова на фоне степного простора.

Много нового и интересного узнали школьники о казачестве и роли степи в жизни казаков. В XVIII веке, когда по велению Екатерины II была построена Царицынская сторожевая линия, защитившая от набегов, и казаки занялись земледелием, степная земля начала давать им щедрый урожай. В голодные годы оттуда же, из степи, приносило ветром к куреням перекати-поле, из которого делали муку, чтобы прокормиться, а в песчаных курганах и балках легко было достать солодик и цикорий, которые заменяли чай.

Дон и Степь всегда стояли рядом в казачьем фольклоре. В одной из песен Дон назывался батюшкой, а степь – матушкой казака.

Об истоках казачества учёные спорят до сих пор – одни считают казаков потомками тюркских народов, другие – беглыми крепостными. У самих казаков по этому поводу есть присказка: «Казаки от казаков ведутся!» Однако, и учёные, и казаки признают – степь дала казачеству всё: от хлеба насущного до гордого и непокорного казачьего характера.

Вся жизнь казака проходила в степи… Сухую степную землю в крохотном узелке, крепившемся на груди, увозил он с собой, отправляясь в поход.

М. А. Шолохова называют «певцом казачества». Вся жизнь писателя проходила среди казаков, в казачьих станицах, на хуторах. Впитывать казачью культуру он начал с младенчества. С интересом слушал маленький Миша рассказы бывалых казаков, останавливавшихся в доме отца; песни казачек, полощущих бельё на речке; вместе с казачатами просил какого-нибудь древнего дедуню рассказать сказку или байку про старые походы. Всё это впитывалось наравне с классической литературой из библиотеки отца, перерабатывалось, бродило в его голове, чтобы однажды вылиться в строки рассказов и романов.  Чтобы понять, откуда у потомка воронежских купцов взялось такое глубокое понимание менталитета казачества, был показан видеоклип «Биография М. А. Шолохова».

Большое внимание было уделено изучению творчества писателя, в котором степь являлась одним из главных действующих лиц и мерилом духовных ценностей.

Степь научила М. А.  Шолохова многому. Литературоведы изумляются тонкости его наблюдений за её природой, точности топографического описания местности, разнообразию эпитетов и метафор, которые он применял к степи. Этот образ пунктиром прошёл по всем произведениям писателя. Степь представала в его описании то живым существом, то местом действия, то олицетворением казачьей истории. Она перестала быть просто природным явлением. Для писателя она превратилась в рабочий инструмент, который кормил его так же, как настоящая степь казаков-землепашцев.

«Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь(М. А. Шолохов).

Каждый раз, когда автор хотел показать внутреннее состояние героев, он описывал донскую степь. Автор ценил людей труда и мог красочно рассказать о работе на степном просторе. По отношению к степи, к земле и хлебопашеству он делил своих героев на положительных и отрицательных. Те, кто пашет, сеет, жнёт – всегда положительные герои. Те, кто не даёт этого делать – отрицательные. Самые яркие моменты такого деления можно увидеть в «Донских рассказах», в более поздних произведениях М. А.  Шолохов старается не выставлять этот приём напоказ. В «Тихом Доне» отрицательные герои появляются только при описании послереволюционных событий, а в «Поднятой целине» деление по признаку отношения к земле, к степи уже не бросается в глаза, но проходит пунктиром через весь сюжет романа.

Большой интерес у зрителей вызвал просмотр отрывков из кинофильмов «Тихий Дон» (1957) и «В степи лазоревой» (1970). Внимание школьников акцентировали на том моменте, что в первом из отрывков нет отрицательных героев. Казаки едины в момент сообщения о начале Первой мировой войны, а во втором – это деление чёткое:  сразу видно, что писатель сочувствует тем, кто не воюет, а пашет и сеет.

Самой яркой находкой писателя было видение степи, как исторической колыбели казачества, а знаками исторической преемственности народов для него служили древние курганы, на которые ходили и деды, и прадеды, и новые поколения казаков, чтобы побыть наедине с собой, размышляя о своей жизни.

М. А.  Шолохов был уникальным человеком. Он не писал трудов по истории казачества, но его книги, благодаря достоверности, глубокому проникновению в психологию казаков, знанию их фольклора, традиций, условий проживания, позволяют рассматривать его произведения, как исторические и этнографические источники. Он не был филологом, но по его «Тихому Дону» изучают донские говоры. Он не был политиком в современном понимании этого слова, но сумел изменить отношение Советской власти к казачеству. Можно сказать, что во многом именно благодаря М. А. Шолохову удалось сохранить самобытную культуру этого народа.

Тему преемственности поколений продолжило выступление ансамбля «Воскресение» (руководитель – О. И.  Родионова) с композицией «Слава тебе, Господи, что мы – казаки!!!». На обращение: «Здорово дневали!» у казаков принято отвечать «Слава Богу!» – так началось выступление участников ансамбля. Речь пошла об исторической казачьей донской песне. Ребята, участники музыкального коллектива, рассказали зрителям об отдельных исторических событиях, которые легли в основу народных донских песен, исполнили некоторые из них. Закончилось выступление ансамбля исполнением песни «Многая лета».

Заключительной частью мероприятия стала экскурсия в музейную Комнату казачьего быта, которую провела библиотекарь Н. С.  Якимович. Во время посещения музейной комнаты ребята узнали о том, как воспитывались их сверстники на Дону до революции, какие предметы быта их окружали. Каждый из школьников получил возможность потрогать старинный сундук, покрутить колесо самопрялки, посмотреть фотографии.

Впечатлений от мероприятия и экскурсии в музей было много. Расходились ребята оживлённые и довольные.

Библиотека-филиал №17 им. М.А.Шолохова ЦСГБ г.Волгограда. Выставка, посвящённая жизни и творчеству М. Шолохова -Его читает весь мир
Библиотека-филиал №17 им.М.А. Шолохова ЦСГБ г.Волгограда. Выставка, посвящённая казачеству
Библиотека-филиал№17 им.М.А.Шолохова ЦСГБ г.Волгограда. Беседа-рассказ об образе Степи в произведениях писателя
Библиотека-филиал №17 им.М.А.Шолохова ЦСГБ г.Волгограда. Комната казачьего быта
Библиотека-филиал №17 им.М.А.Шолохова ЦСГБ г.Волгограда.Выступление  ансамбля Воскресение
Библиотека-филиал №17 им.М.А.Шолохова ЦСГБ г.Волгограда.Экскурсия в Комнате казачьего быта