"Дары Марины Юрьевны Агафоновой к 110-летию В.В.Чаплиной"
Юбилейные дары Марины Юрьевны Агафоновой библиотеке имени Веры Чаплиной - подарок всем омичам. И мы хотим представить их на виртуальной выставке самому широкому кругу жителей нашего города.
Ценнейшие экспонаты - первые книги писательницы. На "Малышах с зеленой площадки" дарственная надпись: «Моему маленькому сынишке Толику от автора и мамы. 1/V-36 г. В.Чаплина». Это подарок к празднику 1 Мая, и рядом с надписью - фрагмент фотографии мамы-автора вместе с медвежатами на той самой площадке молодняка Московского зоопарка.
Уже форзац издания привлекает превосходными иллюстрациями художника Дмитрия Горлова.
Ему удивительно удавалось передать настроение зверей, их привязанность друг к другу, игривость и грусть.
Первое издание "Кинули" (1936) выходило в соавторстве с Андреем Глазовым, кинооператором фильма о львенке, и большинство фотографий в книге - это кинокадры. Но в конце указаны и другие фотографы: Марк Марков (Гринберг), Елизавета Игнатович, Леонид Зюзин, Г.Грачев, Гурария.
Это издание "Кинули" теперь можно полистать в "Читальном зале" нашего виртуального ресурса.
Чрезвычайно интересна подборка периодических изданий 30-50-х годов ХХ века, в которых публиковалась Вера Чаплина.
Ее литературный дебют состоялся в 1933 году в журнале "Юный натуралист" с рассказом "Трильби". К 1935 году она уже признанный автор журнала. В трех номерах за этот год, переданных библиотеке, Вера Чаплина пишет заметки про "домики в воде", отвечает на вопросы читателей и, конечно, предлагает прочесть новый рассказ про обитателей зоопарка.
Рассказ "Домовой в зоопарке" вполне отвечал духу журнала для юных натуралистов, ведь его герои - ребята из кружка юных биологов зоопарка, которые ведут настоящее детективное расследование по поводу ночных происшествий во львятнике.
А советы Веры Чаплиной до сих пор могут быть полезны тем юным натуралистам, что пытаются содержать мелких представителей дикой природы. Столько в этих коротких строчках точных знаний о животных и конкретных рекомендаций с учетом самых тонких нюансов их поведения.
Интересно сравнить первые публикации о Кинули в журналах "Юный натуралист" и "Мурзилка".
Очерк для "Юного натуралиста" был сдан, когда Кинули исполнилось всего 2,5 месяца, и о ней еще пишется в мужском роде.
В августе 1935 года Кинули появляется и на страницах "Мурзилки", в фоторепортаже о площадке молодняка, но фотография львенка с бутылочкой сделана в домашних условиях, в коммунальной квартире Веры Чаплиной.
В январе 1936 года Вера Чаплина подробнее пишет о Кинули для "Мурзилки". Кинули уже подросла, полюбила игры с жителями квартиры и даже успела сняться в кино.
Героем апрельского номера "Мурзилки" за 1937 год стал сын Веры Чаплиной - Толя Михайлов. Его большая фотография с леопарденком Заботкой появилась на задней стороне обложки.
А на страницах журнала 7-летний Толя отвечает большим письмом на вопросы шестилетнего читателя журнала. Кинули уже переехала в зоопарк, и ей посвящено всего несколько строк, все внимание Толи занимают новые обитатели квартиры - щегол, леопарденок, два попугая и собака Майка. Не сомневаемся, что столь большое письмо сыну помогла написать его мама - Вера Чаплина.
Снова имя Веры Чаплиной появилось в "Мурзилке" после Великой Отечественной войны, и теперь зачастую стояло рядом с именем соавтора Георгия Скребицкого. Писатели вместе пишут заметки о природе, а иллюстрирует их давний друг Веры Чаплиной - художник Георгий Никольский.
В 1948-49 годах в журнале публикуются рассказы В.Чаплиной и Г.Скребицкого о поездке в заповедник Беловежская пуща, которые вошли в их совместную книгу. Книга не переиздавалась более 60 лет, тем интереснее познакомиться с отдельными рассказами.
Сначала в журнале появилась история "Лоскутное гнездышко" - о спасении крохотных птенцов ласточки.
Почти через год публикации продолжились очерком о заповеднике и рассказами о журавлях Журке и Жорке, ручном вороне Петьке.
Хочется отметить, что в первом издании книги о Беловежской пуще черно-белые иллюстрации Г.Никольского, в журнале можно увидеть их цветной вариант.
А рассказ о вороне Петьке проиллюстрировал знаменитый художник Евгений Рачев.
К 23 февраля в "Мурзилке" порой появлялись рассказы Веры Чаплиной о животных на войне: об овчарке Джульбарсе и о лошади по имени Орлик, спасшей раненого бойца.
Рассказ о Джульбарсе, который помогал искать мины, вышел с иллюстрациями художника Виктора Коновалова:
Рассказ "Орлик" проиллюстрировал Вадим Трофимов:
И, конечно, читатели "Мурзилки" всегда ждали историй Веры Чаплиной о животных Московского зоопарка.
Пусть это будут короткие заметки, как в мартовском номере за 1949 год, но из них можно узнать о судьбе тигрицы Сиротки, бывшей воспитанницы площадки молодняка, о самом старом обитателе зоопарка - кондоре Кузе, и о пополнении в семействе слонов - маленьком слоненке по имени Москвич.
Через три года Вера Чаплина написала о новорожденном брате Москвича:
Ребята 50-х годов ХХ века удивлялись героизму россомахи, спасшей своих детенышей от волков, читали о малышах с площадки молодняка, она продолжала существовать в зоопарке и пополнялась все новыми поколениями звериных малышей.
В очерке о площадке молодняка рисунки того же художника Дмитрия Горлова, который иллюстрировал первую книгу Веры Чаплиной "Малыши с зеленой площадки". Но рассказывает писательница уже о других животных, в частности, о льве Чандре и собачке Тобике, они подружились, когда были маленькими.
На журналах, подаренных М.Ю.Агафоновой, можно увидеть почтовые штампы 40-50-х годов ХХ века:
По ним мы узнаем, что журнал "Мурзилка" выписывался для дочери Веры Чаплиной - Людочки. Благодаря ее бережному чтению мы можем и сегодня листать эти журналы в самом превосходном состоянии.
Отдельная часть даров - журналы и газеты 40-50-х годов, изданные в союзных республиках. Рассказы Чаплиной с удовольствием читали в то время дети Украины, Белоруссии, Литвы, они переводились на другие языки.
Рассказ "Фомка - белый медвежонок" выходил в украинском журнале "Барвинок" (1949, №1) и в белорусской газете "Зорька" (1948, 15 янв.) :
Рассказ о Нае-выдренке публиковался на литовском языке, рассказ "Белянка" - на украинском:
Дары Марины Юрьевны Агафоновой помогают нам еще глубже понять, насколько активной была просветительская позиция Веры Васильевны Чаплиной как сотрудницы Московского зоопарка и писательницы, как умела она передать другим свою любовь к животным и насколько популярным было ее творчество среди детей.