Сибирский кадетский корпус

Первого мая 1813 года в Омске было открыто училище Сибирского казачьего войска, а в 1846 году его преобразовали в кадетский корпус.

Среди преподавателей корпуса в 50 – 60 годах XIX века мы видим Н. Ф. Костылецкого, В. П. Лободовского. Г. В. Гонсевского, К. К. Гутковского и других. Эти люди были не только украшением военного учебного заведения, но и всего города, проводниками знаний и радикально-демократических идей, почерпнутых из трудов Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова.

Преподаватель словесности Костылецкий, окончивший Омское казачье училище, а затем Восточный факультет Казанского университета, имел большое влияние на своих учеников. Он познакомил их с творчеством Пушкина, Гоголя, Лермонтова по критическим статьям Белинского, за что получил замечание от корпусного генерала. Академик А. X. Маргулан писал: «Костылецкий оставался до конца жизни стойким борцом против крепостничества, верил, что придет час свободы. Это был человек кристальной чистоты, всегда смело стоявший за правду. Он с убийственным сарказмом говорил о крепостнических порядках в России, о несправедливости и косности, с которой надо бороться... Впоследствии за открытую пропаганду освободительных идей Костылецкий был уволен из кадетского корпуса и умер в большой нужде».

Историк Гонсевский, очутившийся в Сибири за участие в студенческих волнениях, сочувствовал декабристам и, несмотря на то, что курс истории в кадетских корпусах доводился лишь до конца Отечественной войны 1812 года, он в своих лекциях захватывал и более поздние, «крамольные», как тогда говорилось, периоды истории.

В корпусе вел педагогическую работу друг, ученик и последователь Н. Г. Чернышевского Лободовский. Он быстро выдвинулся в ряды передовых учителей, как прекрасный эталон русской и европейской литературы. Чернышевский так его характеризовал: «...Это человек, которого я люблю от души и уважаю, как никого почти... очень редки люди с таким умом: удивительно умный человек».

Интересные сведения о влиянии преподавателей корпуса на общественную жизнь города содержатся в новой книге С. Зиманова и А. Атишева «Политические взгляды Чокана Валиханова». На основе глубокого исторического исследования авторы пришли к выводу, что существенными чертами внутренней жизни Омского кадетского корпуса, отличавшими его от многих военных учебных заведений России, было известное вольнодумство и буржуазный демократизм ряда ведущих преподавателей. В частности, они пишут, что преподаватель физики, тактики и артиллерии Гутковский являлся организатором «клуба избранной омской интеллигенции». Гутковский был энциклопедически образован, сочувствовал ссыльным и имел с ними связи. Он организовал в Омске приют для девушек-сирот. Душой омского общества было и семейство Я. Ф. Капустина. Капустин был женат на сестре русского химика Д. И. Менделеева. Все, что здесь говорилось, имело определенный резонанс в городе. В 60-е годы свободомыслие в Омске было в большем почете, чем преданность царю и престолу.

Кадеты, не все, конечно, кроме знаний, имели возможность общаться с передовыми людьми и втягивались в прогрессивное общественное движение. Известное влияние на омское общество имел поэт-петрашевец С. Ф. Дуров, который и после выхода из «мертвого дома» остался убежденным революционером, пропагандистом идей Фурье.

В литературе имеются сведения о том, что получившие амнистию, оставшиеся в живых декабристы и петрашевцы нередко назначали свои съезды для свидания в Омске, на которых присутствовало немало передовых людей Сибири, в том числе и воспитанников корпуса. Потанин, в своих воспоминаниях, писал: «Мы вышли из корпуса с большим интересом к общественным делам... Еще на школьной скамье мы задумывались, как будем служить прогрессу... Любовь к прогрессу у нас включалась в любовь к Родине... Мы смотрели на себя как на будущих борцов... Мы даже сочувствовали революциям там, где общество не могло мирными средствами проложить путь к прогрессивным учреждениям...».

Передовая молодежь Омска со временем стала переходить к активным практическим действиям в борьбе за свои идеалы. В 1858 году создается «Казачий кружок». Вначале в него входили бывшие воспитанники корпуса: Потанин, Валиханов, Усов, Колосов, Чукреев. Позднее в корпусе среди кадетов распространялась прокламация «Патриотам Сибири». Как писал Зиманов, руководители кружка Потанин и Валиханов, подобно Герцену и Огареву, дали друг другу клятву служения родине «для достижения общественных идеалов». Есть сведения о том, что видные деятели революционной демократии, включая ближайших сотрудников Чернышевского, были в контакте со многими членами кружка и поддерживали с ними связь.

Сибирские патриоты были социалистами-утопистами. В 1865 году ведущие деятели сибирского революционно-демократического движения были арестованы. Три года провел Потанин в Омском остроге. Наконец, 15 мая 1868 года, на базарной площади Ильинского форштадта над ним был совершен обряд «гражданской казни». В тот же день его отправили на каторгу в Свеаборг. Многие участники кружка подверглись репрессиям царизма. И в возникновении Западно-Сибирского географического общества и его деятельности видное место принадлежит преподавателям и воспитанникам корпуса – И. В. Певцову, Ф. Н. Усову, Г. Е. Катанаеву. Эти люди занимают почетное место в русской географической науке своими трудами.

Целый ряд питомцев корпуса обогатил географическую науку составлением топографических карт – Нифатьев, Бородин, Кокулин, Ваганов и другие. Наряду с вышеназванными, некоторые воспитанники корпуса стали известными учеными и публицистами: Н. М. Ядринцев. Н. Ф. Анненский, В. И. Вагин.

Отсюда выходили не только такие как Л. Корнилов, которому была уготована впоследствии роль русского Ковеньяка. Здесь учились Д. М. Карбышев и В. В. Куйбышев. С их именами связано становление командных кадров армии Страны Советов.

Такова одна из страниц истории сибирского кадетского корпуса.

 

 

Сибирский кадетский корпус / Е. Евсеев // Молодой сибиряк. – 1966. – 27 июля. – С. [3].