Прабабушка омских школ

 Послезавтра в школах прозвенит первый звонок. Тысячи юных омичей сядут за парты, с новыми силами примутся за учебу. Сколько радости, сколько хороших волнений сулит ребятам второе сентября!

А знаешь ли ты, дорогой читатель, как и когда появились первые школы в Сибири и в Омске, каким было в наших краях младенчество школьного дела?

Интересные документы, повествующие об этом, хранятся в Омском областном государственном архиве. Огромные фолианты фонда «Военно-походной канцелярии командира Сибирского корпуса», испещренные скорописью XVIII века, раскрывают довольно любопытную картину становления школьного образования.

Как известно, первые словесные и арифметические (или, как их иначе называли, «цифирные») школы в России были организованы в начале XVIII века.

В 1716 году по указу Петра в Сибирскую губернию прибыли ученики навигацкой школы Николай Пилецкий и Яков Ладойников. Они и положили начало первой Тобольской цифирной школе.

В октябре 1735 года указом Сибирской губернской канцелярии было объявлено по всем городам и острогам, «чтоб всякого чина отцы, кто хочет, отдавали детей своих в научение арифметике, геометрии, знаменованию, латинскому и немецкому языкам». Однако желающих добровольно отдавать детей в школы не находилось. Недаром сенат вынужден был издать указ, гласивший: «А которые ученики учиться не похотят, и тех жениться не допускать». Венчаться имели право лишь те, кто представлял свидетельство об образовании. Обучение в тот время рассматривалось как служебная повинность, которую должны были нести все слои общества, кроме крестьян.

Время обучения разбивалось на три срока – три ступени образования. От 7 до 12 лет школьнику полагалось получить элементарное образование – научиться писать и читать; от 12 до 16 лет дети изучали арифметику и геометрию, после чего устраивались смотры «недорослей», а затем учеников определяли на государственную службу. Но дворянские «недоросли» могли продолжать учебу и дальше, до «урочных» двадцати лет.

Многие уклонялись от обучения детей и представления их на смотры «недорослей». В связи с этим правительство неоднократно обязывало губернаторов и воевод иметь неослабное наблюдение за домашним обучением, «дабы дети праздно не шатались». Если на вторичном смотре в 12 лет устанавливалось, что ребенок плохо обучен читать и писать, то его отправляли в гарнизонную школу. При последующих смотрах необученных «недорослей» полагалось записывать в матросы и солдаты навечно.

Дисциплина в школах была довольно суровая. Еще Петр I повелел для наблюдения за порядком содержать в школах отставных «добрых» солдат: «...а быть им по человеку в каждой каморе во время учения и иметь хлыст в руках; а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным бить, несмотря какой бы он фамилии ни был...» При таких порядках нередки были побеги учеников. Родители и лица, укрывавшие беглецов старше семилетнего возраста, подвергались таким же штрафам, как за укрывательство беглых солдат.

С 1720 г. в России, наряду со словесными и цифирными учреждаются гарнизонные школы, которые затем были объединены. На огромном пространстве Сибири имелись лишь две гарнизонные школы – в Тобольске и Томске. Неоднократно командование пограничных линий обращалось в стольный город Тобольск с просьбами об открытии школ в иртышских крепостях. Однако тобольское начальство не давало разрешения.

Только с началом строительства новой Омской крепости в 1765 г. военная коллегия разрешила открыть в Омске, Петропавловске, Ямышевске и Бийске гарнизонные школы со штатом в 450 учеников. Омская школа являлась главной, в ее штате было 150 учеников, в основном солдатские, драгунские и казачьи дети. Программа гарнизонных школ отличалась от программы словесных и арифметических тем, что здесь обучали и военному делу, «солдатской экзерциции».

Определенного срока обучения не было. Пребывание в школе зависело от быстроты усвоения учебного материала. Непонятливых и плохо учившихся определяли в полки для обучения «рукодельной науке»: слесарной, столярной, сапожной.

В 1782 г. в Омской крепости построили первое двухэтажное каменное здание. Нижний его этаж занимало комендантское правление, а верхний был отведен под гарнизонную школу. Ныне в этом здании находится облвоенкомат. Позднее гарнизонная школа была преобразована в военно-сиротское отделение. В нем воспитывалось около 400 учеников. Здесь же организовали отделение топографов и съемщиков. С 1789 г. при военно-сиротском отделении открылось первое в Сибири «Училище азиатских языков». Оно снабжало пограничное правление сибирских линий переводчиками с татарского, манчжурского, монгольского и калмыцкого языков.

Такова история первого рассадника просвещения в нашем крае.

 

 

Прабабушка омских школ / Е. Евсеев // Омская правда. – 1963. – 31 авг. – С. 4.